«У Макларена больше нет претензий к России»

Депутат Журова прокомментировала вторую часть доклада Макларена

Эльвира Харунова
РИА «Новости»
Депутат Госдумы, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова в интервью «Газете.Ru» прокомментировала вторую часть доклада главы независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричарда Макларена, в которой профессор снова обвинил Россию в создании государственной системы сокрытия допинга. Она усомнилась в достоверности данных о количестве российских спортсменов, принимавших допинг, ответила на вопрос о том, кто именно из олимпийских чемпионов Сочи-2014 мог участвовать в допинговых махинациях, а также заверила, что Макларен больше не имеет никаких вопросов к России.

В пятницу, 9 декабря, глава независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричард Макларен представил мировой общественности вторую часть своего доклада, посвященного проблеме допинга в России. На 144 страницах своей новой работы профессор повторил все прежние обвинения, заявив, что решения о подмене допинг-проб отечественных атлетов принимались на государственном уровне, а тогдашний министр спорта Виталий Мутко и его заместитель Юрий Нагорных руководили этим процессом.

Также спортивный чиновник пообещал, что Россию лишат первого командного места Олимпиады-2014 в Сочи.

Журова оценила достоверность данных Макларена и поделилась мнением о том, как будут развиваться события в дальнейшем.

— Насколько достоверными могут быть заявления Макларена о том, что около 1 тыс. российских спортсменов были вовлечены в манипуляции с положительными допинг-пробами, учитывая, что никаких конкретных имен в докладе приведено не было?

— В докладе Макларена пока есть только цифры, и вся остальная информация конфиденциальна: точные данные будут отправлены в спортивные федерации, и они уже будут разбираться пофамильно и подробно рассматривать те факты, которые были приведены в докладе.

Так что 1 тыс. подделанных проб — это еще открытый вопрос, потому что, может, один атлет сдал 100 проб, и все 100 — подозрительные, отсюда и до 1 тыс. недалеко.

К тому же каждый топовый спортсмен сдает в год около 50 проб, и это минимум, — я сама столько сдавала. Однако звучат обвинения Макларена действительно впечатляюще — «тысяча спортсменов, принимающих допинг»... При этом сам Макларен на пресс-конференции называл разные цифры: и 500 допинг-проб, и 1 тыс., говорил про разные годы, разные соревнования — так что еще ничего толком не понятно.

— В докладе говорится о том, что комиссия WADA обнаружила 96 поврежденных пробирок с Олимпиады в Сочи, а также 21 — с Паралимпийских игр 2014 года. По мнению Макларена, это доказывает, что все пробы в данных пробирках являются сфальсифицированными…

— В этой ситуации для меня очень важен тот факт, что не было продемонстрировано, как вскрывались эти баночки с пробами. Ведь царапина — это еще не повод говорить, что их действительно можно вскрыть. Может быть, Григорий Родченков (бежавший в США экс-глава Московской антидопинговой лаборатории, слова которого легли в основу первого доклада Макларена. — «Газета.Ru») поцарапал баночки специально, когда уезжал из России, чтобы можно было потом какие-то свои манипуляции таким образом прикрыть. Я допускаю такую вещь. Это уже вопрос следственных органов.

Родченков знал, что он попадет под уголовную ответственность в ближайшее время, потому что подобный законопроект в Госдуме уже готовился. Ему грозило до трех лет тюрьмы за то, что он предлагал спортсменам участвовать в допинговых махинациях: все это происходило в частном режиме, государство в этом никакого участия не принимало, это надо понимать.

Родченков хотел заработать на этом деньги, и, заметьте, за то время, что этого господина нет в России, у нас не разгорелось никаких новых скандалов, связанных с допингом. При этом наши спортсмены выступают на международных соревнованиях ничуть не хуже, чем раньше, а зачастую даже лучше, и Олимпиада в Рио это показала.

— Как вы считаете, каким будет дальнейшее развитие событий?

— Макларен, отвечая на вопросы на сегодняшней пресс-конференции, заявил, что у него есть полное доверие к России. Он видит, что мы готовы к сотрудничеству, что у нас произошли большие изменения, и те проблемы, которые были у нас раньше, исчезли. Это не мои слова, это прямо заявил сам Макларен.

Мне кажется, что у него сейчас немного изменилась риторика. Макларен сам начал уже говорить, что одна федерация спорта не должна отвечать за другую. Он признал, что кто-то мог знать о допинговых махинациях, а кто-то действительно не подозревал об этом. И тут нельзя обвинять людей со словами: «Ну-ка, признавайся, ты же знал, что происходит!»

Прийти вот сейчас к Вику Уайлду и сказать: «Вик, вот ты американец, рассказывай честно, жена твоя Анна Заварзина принимала допинг?» Он ответит: «Вы совсем с ума сошли, что ли?»

Макларен также опроверг угрозы, звучавшие ранее в отношении проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в России. Все допинговые вопросы, которые сейчас обсуждаются, связаны только с прошлым.

Теперь Международный олимпийский комитет и различные спортивные федерации будут решать, как наказывать Россию за эти якобы существовавшие манипуляции, а не Макларен. У него лично к нам никаких претензий больше нет, он сам это заявил.

— На ваш взгляд, Россию действительно могут лишить первого общекомандного места на Олимпиаде в Сочи из-за сфальсифицированных допинг-проб наших победителей и призеров Игр, как об этом заявил Макларен?

— У нас на той Олимпиаде было два натурализованных иностранца: конькобежец Виктор Ан и сноубордист Вик Уайлд, — и они заработали на двоих пять золотых медалей. Им тоже, что ли, господин Родченков какие-то коктейли предлагал?

Я думаю, им это вообще не нужно было. Они и так были на голову всех сильнее, так что говорить о допинге вообще не представляется возможным.

К тому же Уайлд с Аном все-таки натурализованные иностранцы и могли бы в любой момент передумать и пойти рассказывать на весь мир, что творится в России. Так что все эти обвинения выглядят странно, и лишать медалей наших победителей или не лишать — пусть это останется на совести спортивных чиновников, которые будут решать этот вопрос.

— В докладе Макларена сказано, что были сфальсифицированы допинг-пробы двух спортсменов, завоевавших по две золотые медали на Олимпиаде в Сочи. Это фигуристы Татьяна ВолосожарМаксим Траньков, сноубордист Вик Уайлд, а также бобслеисты Алексей Воевода и Александр Зубков. О ком, на ваш взгляд, может идти речь?

— Ну, фигуристам я вообще не понимаю, зачем принимать какой-то допинг, про который нам рассказывает Родченков. А что касается Алексея Воеводы, то он, помимо того что не пьет, еще и является вегетарианцем. Это человек, который очень принципиален во многих вопросах, и подозревать его в каком-то допинге было бы достаточно странно. Воевода и Зубков вообще, скорее всего, даже не знают, кто такой этот Родченков. Ребята, может, хотели бы сейчас в глаза ему посмотреть.

Я очень благодарна господину Родченкову, что он сейчас не здесь и не склоняет наших спортсменов к допингу, а то по новому законодательству, принятому Думой, он бы сейчас был за решеткой. А может, и зря, что Родченков не сидит в тюрьме.

Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».