«В сборной России легионеров нет»

Сборная России по футболу сыграет с Ганой в товарищеском матче

Мария Минина
ТАСС
В Москве 6 сентября состоится товарищеская игра сборных России и Ганы. На пресс-конференции, посвященной матчу, на вопросы журналистов отвечали главный тренер сборной России Станислав Черчесов и полузащитник национальной команды Олег Шатов.

Станислав Саламович, в контрольных матчах тренеры дают поиграть всем футболистам. Чего нам ждать от завтрашнего матча? Состав будет максимально приближен к боевому или мы увидим новые связи?
— Давайте сразу определимся и выработаем для себя тезис: у нас нет основного состава, а есть стартовый. Он определяется функциональным состоянием игроков. Поэтому основными являются все, а на поле будут выходить те, кто больше готов.

— То есть в стартовом составе будут находиться сильнейшие игроки, которые находятся в лучшей кондиции?
— Это с одной стороны. С другой стороны, у нас не было возможностей попробовать какие-то вещи. После игры с Турцией мы провели несколько полноценных тренировок, которые дали нам определенную пищу для размышлений.

— Матч с Ганой — первый перед своей публикой после Евро. Какие у вас ожидания?
— Мы играем под флагом страны. Вспоминать, что было, незачем. Завтра новая игра с новым соперником. Мы настраиваемся в позитивном русле. Понятно, что хочется, чтобы наши зрители нам помогли.

— Как вы оцениваете соперника?
— Гана — хороший соперник. Последние игры эта сборная не проиграла, кроме поражения от Кот-Д'Ивуара. Поэтому нас ждет качественный оппонент, и мы используем все данные для подготовки.

— Кто из легионеров завтра будет выступать?
— У нас нет легионеров: те, кто играет под нашим флагом, — наши футболисты.

Олег, как вы оцениваете первую игру с новым тренером, с новой командой? Как оцениваете свое состояние?
— Свою игру я никогда не оценивал, для этого есть главный тренер и тренерский штаб. В матче с Турцией я мог бы сыграть лучше. У нас много новых людей, новый главный тренер, мы привыкаем друг к другу, притираемся. С каждой тренировкой, с каждой контрольной игрой наше взаимопонимание будет лучше. Мы поставили высокую планку для себя и будем идти к этой цели.

— Что вы знаете о сопернике? Следили вы за сборной на двух предыдущих чемпионатах, может, каких-то конкретных игроков знаете?
— Я знаю, что они в 2010 году дошли до четвертьфинала, у них есть сильные игроки, которые играют в европейских топ-клубах. У них главный тренер Авраам Грант, который тренировал «Челси».

— Станислав Саламович, что из подсмотренного в Польше вы бы хотели применять и в России?
— Понятно, что если бы я еще в сборной Польши работал, то какие-то вещи применял. Но я возглавлял клуб, а сейчас национальную команду. У меня сложились хорошие отношения с главным тренером сборной Польши, поэтому проведем рабочую встречу. Наверное, есть вещи, которые он прожил и прочувствовал. Будет интересно с ним пообщаться.

— Вы руководите командой уже неделю. За это время определили какие-то сильные и слабые стороны?
— Всегда надо развивать сильные качества, хотя надо и не забывать, чего нам недостает. Мы работаем над командным духом, на поле ведь команда. Есть всегда в тактике и технике минусы, но маленькие ростки были заметны уже в игре против Турции.

— Олег, какие изменения произошли в сборной по сравнению с предыдущими тренерами? Что нового появилось в тренировках?
— У каждого тренера свой тренировочный процесс, свой подход к тренировкам. Нас все устраивает, мы не закрепощены. Мы так договорились, что у нас все открыто, никто никого никуда не дергает.

С Черчесовым интересный тренировочный процесс: мы наигрываем те схемы, которые хочет видеть тренерский штаб, чтобы воплощать их на поле. Все эти дни мы посвятили больше тактике. К сожалению, времени было не так много, но из него надо выжимать максимум.

— Я добавлю, что Олег хотел сказать, — вставил реплику Черчесов. — Понятно, что строем никто не ходит. У нас общее понятие, как свобода, но ответственность. Если раздается свисток, то начинается работа.

А так, нет вопросов, кто пришел на минуту раньше или на минуту позже на завтрак или на ужин. Но когда мы выходим на поле, у нас максимальная ответственность и концентрация.

— Станислав Саламович, какие у вас остались впечатления от игры Романа Емельянова? У него есть шансы?
— Мы знакомимся, обсуждаем какие-то нюансы. А что касается и игры и какой-то подготовки, то мы свежим взглядом его оценили, провели необходимые тесты, и, естественно, мы будем дальше наблюдать. Не знаю, что нас ждет на сборах. Кого-то больше знаем, кого-то меньше: вот Олега знаю хорошо, поэтому про него могу много сказать, а здесь пока наблюдаем.

— В следующем матче в защите выйдут три или четыре игрока? И повлияет это как-то на игру?
— У нас было время после Турции, и мы какие-то вещи изменили. В предыдущем контрольном матче сделали не все, что мы хотели, но вы увидели команду, которая объединена одной целью и которая на поле понимает, что она хочет.

Сейчас мы другие вещи использовали, если там по одной системе играли одни футболисты, то здесь сыграют другие по другой тактике.

Завтра вы все увидите, сегодня — тренировка. По ее итогам нужно будет какие-то моменты пересмотреть, чтобы на поле уже были готовые футболисты, которые смогут эмоционально выкладываться. Олег до этого все тренировки провалил, поэтому сегодняшнее занятие покажет, кто на что способен. Иногда планируешь что-то, а утром он просыпается с ангиной, и все надо менять. Сейчас вам скажу, а завтра вы скажете: «Ой, нас обманули».

— А часто бывает такое, что у кого-то что-то болит?
— Всегда что-то появляется. Как говорят среди футболистов: «Если у футболиста ничего не болит, то это подозрительно». Есть вещи, которые болят, и они не мешают играть, а есть те, которые можно усугубить. У Олега не все в порядке, поэтому по исходу тренировки будем смотреть. Где-то что-то побаливает у ребят.

— Самедов сказал, что вы говорите своим игрокам, что они лучшие. Это так?
— Самедов сказал, что я хвалю их на тренировке? Самедов, кажется, обманывает. (Смеется.) А вообще, работа есть работа. И все методы учитываются

— Олег, и в «Зените», и в сборной у вас новые тренеры. Как с ними работать, интересно?
— Это часть нашей профессии, никто ни от чего не застрахован. Любой тренер принимает на себя командование. Мне приятно работать и со Станиславом Саламовичем, и с Мирчей Луческу. Самое главное, что я вызываюсь в сборную и регулярно играю в «Зените».

— Все говорят про хорошую атмосферу в сборной. Что под этим подразумевается?
— У нас рабочая атмосфера. С каждого требуют по способностям. Мы не обнимаемся, не ходим. У нас существуют разговоры, отрабатываем схемы на тренировках. Мы реально с первой до последней минуты отрабатываем и индивидуально беседуем, вчера была защита и полузащита. Люди могут читать про хорошую обстановку, а воспринимать это совершенно по-другому.

— Станислав Саламович, как вам идея прощального матча для Романа Широкова?
— Великолепная идея, я двумя руками «за», но всему свое время.

С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице чемпионата мира по футболу 2018 года, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».