«Формула» теряет Массу

Гран-при Италии «Формулы-1» проходит в первые выходные сентября на трассе в Монце

Алексей Стеклов
Reuters
14-й этап сезона «Формулы-1» пройдет на одной из классических трасс чемпионата — в Монце. Гонщики поборются за победу на Гран-при Италии спустя всего неделю после заездов в Бельгии, где победу одержал пилот «Мерседеса» Нико Росберг.

Наступающий уикенд с особым нетерпением ожидается фанатами автоспорта — в Италии на трассе в Монце пройдет один из самых известных этапов «Формулы-1». Сложно себе представить «королевские гонки» без фантастического итальянского колорита, который с первых лет принесла с собой в чемпионат «Феррари» и местная трасса.

Страсть и стремление к победе, сумасшедшая поддержка и безудержная любовь тиффози — все это уже неотъемлемая часть «Формулы-1», без которой ее сложно представить.

Тем не менее последние годы все чаще звучат разговоры о том, что Гран-при Италии может быть отменен или перенесен. Для организаторов этапа в Монце настали непростые времена: доходы падают, продление контракта на проведение гонки становится все дороже, а в чемпионат со всех сторон пытаются прорваться богатые шейхи, для которых построить автодром посреди пустыни — это вопрос щелчка пальцев.

В условиях столь жесткой конкуренции начинают сдавать позиции классические трассы, существовавшие в календаре чемпионата мира на протяжении десятков лет. Все уже привыкли к отсутствию Гран-при Франции, а ведь более ста лет назад, в 1906 году, на дорогах общего пользования возле Ле-Мана французы провели и вовсе самый первый Гран-при в истории автоспорта — тогда это была еще не «Формула-1», но такой исторический факт сложно игнорировать.

Для итальянцев наличие собственного Гран-при — вопрос принципиальный, они действительно не могут себе представить «Формулу-1» без гонки в Монце, так же как и всю «королеву автоспорта» без «Феррари». Уже в четверг здесь собираются такие толпы фанатов, которых не увидишь даже в воскресенье на других этапах.


В результате, пока Берни Экклстоун пытается вытрясти из владельцев классических автодромов побольше денег, сама скудерия шантажирует владельца коммерческих прав «Формулы-1» своим уходом из-за недостаточной конкуренции в пелотоне и неравных условий.

Чем завершится эта закулисная борьба в паддоке, предсказать невозможно, как и представить себе, что мы больше не увидим уникальной трассы Национального автодрома Монцы.

За счет длинных прямых пилоты развивают на этапе в Италии колоссальную скорость и делают его самым быстрым в календаре — местный Гран-при считается наиболее требовательным к моторам, которые большую часть круга работают на максимальных оборотах.

Несмотря на то что больше всего побед на Гран-при Италии одержала «Феррари» (18), в за прошедшее десятилетие им с трудом удавалось приходить к финишу первыми. Если не брать в расчет тотальное доминирование скудерии в начале 2000-х, то после этого периода в копилке итальянцев лишь две победы: в 2006 году легендарный Михаэль Шумахер поднялся на высшую ступень пьедестала, а в 2010-м это сделал Фернандо Алонсо.

Герои последних лет — пилоты «Ред Булл» и «Мерседеса». Это еще раз подтверждает тот факт, что мощность мотора играет в Монце колоссальную роль. Льюис Хэмилтон выиграл три из последних трех Гран-при Италии, а еще две победы прошедшей пятилетки — на счету Себастьяна Феттеля, еще не сменившего в ту пору комбинезон «быков» на «Феррари». Теперь немец мечтает порадовать тиффози победой на родной для скудерии трассе.


А вот главным героем четверга в Монце стал Фелипе Масса. Бразильский ветеран «Формулы-1», выступавший с 2002 года за «Заубер», «Феррари» и «Уильямс», на специальной пресс-конференции объявил о завершении своей карьеры по окончании текущего чемпионата.

Масса всегда был пилотом, ставившим перед собой максимальные задачи. Во времена гегемонии Михаэля Шумахера в «Феррари» бразилец всегда был готов работать на команду, а при наличии шанса и сам боролся за победу.

В 2008 году он даже на несколько секунд смог почувствовать себя чемпионом, выиграв заключительный и решающий этап сезона у себя на родине, но титул тогда все же отобрал Льюис Хэмилтон.

Британец сумел провести атаку в последних поворотах трассы и отвоевал пятое место, очков за которое хватило, чтобы опередить Массу в личном зачете и стать «номером 1». В тот момент механики «Ферарри» вместе с отцом бразильца вовсю отмечали победу в гонке и, как они думали, в чемпионате, но маневр Хэмилтона, боровшегося до конца, перевернул все с ног на голову — за такую драматичную борьбу «Формулу-1» и любят по всему миру.

«Принимать это решение было очень тяжело, хотя, по-моему, семья переживала по этому поводу больше, чем я, — признался Масса. — Но несколько месяцев назад я его принял, и, поскольку я очень горжусь тем, как сложилась моя карьера, это тоже помогло мне определиться».

Слезы на глазах было трудно скрыть как самому пилоту, так и собравшимся на пресс-конференцию журналистам: «Я хочу сказать, что всегда старался оставаться самим собой, вкладывать всю душу в дело, которым занимаюсь. Да, я упустил титул в 2008-м, но выиграл Гран-при Бразилии, сделав все, что было в моих силах, и для меня было важно именно это.

Я рад, что все сделал вовремя, — пришло время уходить, но я делаю это с высоко поднятой головой. Для меня это очень важно, и я хочу, чтобы меня запомнили таким».


Массе еще предстоит провести восемь Гран-при, доведя общее количество стартов в «Формуле-1» до 250. А вот Кевину Магнуссену, чтобы гоняться в Монце, пришлось отправиться на очередную медкомиссию: пилот «Рено» попал в ужасную аварию на прошлом этапе в Бельгии, но, несмотря на то что его болид превратился в груду обломков, сам гонщик лишь немного повредил колено. В итоге медицинская комиссия FIA допустила датчанина до участия в Гран-при Италии.

Конечно, главными фаворитами этапа за счет своего мотора являются пилоты «Мерседеса».

Получится ли у «Феррари» и «Ред Булла» составить конкуренцию лидерам текущего зачета, как поведут себя болиды «Форс Индии» и «Уильямса», а также насколько критичным окажется отставание «Торо Россо», использующих прошлогодние силовые установки скудерии, мы узнаем уже в наступающие выходные.


Пятничные свободные практики дадут командам пищу для размышлений, в том числе и по резине: «Пирелли» привезли в Италию SuperSoft, Soft и Medium. В прошлом году почти все сессии единолично выиграл Льюис Хэмилтон. Сможет ли он повторить свое достижение и в третий раз подряд одержать победу в Монце?

Квалификация пройдет в субботу, а сама гонка — в воскресенье, 4 сентября. Старт обоих заездов назначен на 15.00 мск. «Газета.Ru» будет следить за ходом событий в решающих сессиях Гран-при Италии «Формулы-1» в онлайн-трансляциях.