— Как вы можете прокомментировать решение CAS и довольны ли вы им?
— Это, по нашему опыту, самое длительное разбирательство в CAS. Апелляцию мы подавали в конце июля прошлого года, заседание состоялось 12 января 2016 года, а решение получили только сейчас.
Несколько раз переносились сроки этого решения. Но если говорить об итогах, то мы, конечно, в целом удовлетворены, потому что в нескольких важных моментах и для футболистов, и для нашей организации CAS подтвердил и удовлетворил наши требования.
Это в первую очередь то, чего мы добиваемся уже долгое время, — независимость юрисдикционных органов. Работник и работодатель должны иметь равное количество арбитров при рассмотрении спора, а председатель — полностью независимым человеком, то есть не работать в клубах, лигах и профсоюзах.
Второй момент. Он особенно важен, потому что РФС постоянно апеллирует к тому, что профсоюз не является субъектом футбола и, как следствие, не имеет права обжаловать решения. Так вот CAS признал, что мы субъект футбола и имеем право подавать апелляции на решения РФС.
Более того, CAS определил, что мы бы не были настоящим профсоюзом, если бы согласились с теми нарушениями, которые были допущены при выборах председателя и заместителя председателя палаты по разрешению споров.
Если мы хотим считаться профсоюзом, если футболисты нам доверили защищать их интересы, то мы, конечно же, должны были обжаловать это решение.
И третий момент — это понимание конфликта интересов и использование выгоды из занимаемого положения. Это не только действия, которые уже совершили. Это и потенциальная возможность использовать свое положение для совершения в будущем действий в ущерб интересам игроков.
— Фактически это решение будет действовать только в ближайший месяц, ведь через месяц будут перевыборы президента РФС, перевыборы всех комиссий. Нет из-за этого какого-то осадка, разочарования?
— Действительно, у нас состоятся выборы нового президента. По уставу, когда избирается новый президент, формируется новый состав исполкома, то все комитеты тоже должны быть сформированы заново. Но здесь решение CAS как раз должно обязательно быть учтено.
Мы очень долго — и в момент выборов, и после этого, и в Лозанне, и после заседания — предлагали РФС не дожидаться решения CAS и договориться о правилах, по которым разрешаются спорные ситуации в футболе и функционируют юрисдикционные органы. РФС не шел навстречу.
Но сегодня, я думаю, вообще нет никаких оснований не учитывать решение CAS. Далее нет никаких оснований не учитывать обязательный для всех национальных федераций регламент ФИФА по устройству палат по разрешению споров, который вступил в силу 1 января 2008 года.
В 2009 году мы в ФИФА встречались по этому вопросу с РФС, у нас длинная история переговоров со всеми президентами РФС. У нас есть соглашение, действующее на уровне УЕФА, о минимальных требованиях к контрактам и о том, как должны разрешаться споры в футболе. И я думаю, что здесь уже никаких других вариантов, кто бы ни был президентом РФС и каким бы ни был исполком, нет.
— Это окончательное решение CAS? Его не получится обжаловать?
— Решение окончательное. Могу сказать, этот принцип о недопустимости конфликта интересов, независимости комитетов и комиссий должен быть вообще применен в деятельности РФС. Мы надеемся и мы будем этого добиваться, что это решение будет касаться не только палаты по разрешению споров. Это должно повлиять на то, как будут приниматься решения. Решения должны приниматься коллегиально.
По инициативе нашего и хоккейного профсоюзов в первом чтении в Госдуму еще в июне прошла очень важная поправка в закон о спорте, что регламенты, которые принимают спортивные федерации и лиги, должны утверждаться с учетом мнения профсоюзов спортсменов и тренеров.
В ноябре прошлого года ведущие тренеры и футболисты открыто обратились к президенту РФС Виталию Мутко с требованием соблюдения принципа независимости юрисдикционных органов РФС, а также необходимостью закрепления правила предварительного обсуждения и согласования любых изменений футбольной системы с теми субъектами футбола, интересы которых данные изменения затрагивают.
Давайте сначала мы сядем за стол переговоров, узнаем позиции друг друга, готовы ли мы что-то менять. Если хотя бы одна из сторон не готова, то оставляем действующие нормы такими, какие они есть, и продолжаем переговорный процесс, чтобы найти приемлемый для всех вариант. А не так чтобы кто-то, воспользовавшись моментом, быстренько перетянул одеяло на себя, а дальше мы все пожинаем плоды этого необдуманного решения.
— А как быть с тем, что в России фактически действуют два профсоюза футболистов? Не будет ли так, что учитываться будет мнение другого, а не вашего профсоюза?
— Профсоюзов может быть сколько угодно. Ключевой момент: если профсоюз создается, то он должен представлять интересы игроков. Если есть профсоюз тренеров, он должен представлять интересы тренеров.
Он не должен представлять интересы РФС, лиг, клубов или самого руководителя профсоюза. Тогда это не профсоюз. Вот об этом идет речь. Александр Зотов и назначенные им арбитры в палату по разрешению споров год назад проголосовали именно за кандидатов на должность председателя Ляхова и Пивоварова.
Именно из-за этих действий мы вынуждены были обратиться в CAS, именно из-за них палатой был вынесен целый ряд незаконных решений и формируется практика, нарушающая интересы футболистов и тренеров.
Очевидно, если бы Зотов действительно отстаивал интересы игроков, то у клубов не было бы возможности выбрать Ляхова и Пивоварова.
Это решение CAS очень важно для футболистов.
Мы понимаем свою ответственность и отвечаем за своих арбитров, палаты, которые представляют интересы игроков. Они не голосовали за Ляхова и Пивоварова, а, наоборот, предлагали исполкому и самим арбитрам перенести выборы и расширить круг независимых кандидатов на должность председателя и заместителя.
— Сейчас, когда ситуация должна измениться, надеетесь на пересмотр каких-то дел в отношении футболистов, которыми вы оставались недовольны?
— Палатой не просто выносились неправомерные решения, но под них потом на рабочей группе РФС, представляя интересы ФНЛ (Ляхов) или «Зенита» (Пивоваров), старались внести изменения в регламенты. Вы понимаете весь ужас ситуации? Сами пишут правила и сами по ним судят.
У нас есть процедура пересмотра решений. Но с учетом того, что все решения палаты можно обжаловать только в CAS, а у большинства футболистов ФНЛ и второй лиги нет на это денег, уже не приходится говорить о пересмотре этих решений.
Срок до выборов нового президента РФС остался уже небольшой, поэтому я уверен, что мы придем к тому, что будет сформирован профессиональный и независимый состав арбитров в палате по разрешению споров и комитете по статусу игроков РФС.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на странице чемпионата России по футболу, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».