За последние пару лет я встречала Александра Легкова несколько раз. Первая встреча была за год до Олимпийских игр, потом на самом главном турнире четырехлетия. В начале апреля мы пересеклись на спортивной конвенции фитнес-клуба World Class, лицом которого он является уже несколько лет. И каждый раз наш олимпийский чемпион в лыжном марафоне радовал своей приветливостью и открытостью, которой стоит поучиться многим спортсменам.
Вот и теперь Легков с радостью согласился поделиться с читателями «Газеты.Ru» последними новостями из своей жизни.
— Вы олимпийский чемпион, есть красавица жена, растет сын. О чем еще мечтает Александр Легков?
— Мечтать можно только о том, что сделать дальше. Можно развивать свой спорт, помогать детям тренироваться правильно и в хороших условиях. Наша жизнь развивается, и спорт тоже не должен стоять на месте. Ну и хочется попробовать взять новые вершины. Это сложно. Это вызов. Но нужно стараться.
— Совсем скоро отпуск, уже есть планы? Раньше вы отдыхали с друзьями, а теперь все семейные.
— Как раз мы все вместе с семейными друзьями биатлонистами собираемся вместе лететь на отдых.
— Рыбалка?
— Нет, рыбалка будет в мае. А сейчас будут юга, моря. Но сезон еще не закончился. Я только сегодня прилетел, а 8, 9 улетаю в Тюмень, где будет Гонка чемпионов.
— В этом году там будут и лыжники?
— Да, приедет Петтер Нортуг, Федерико Пеллегрино. В общем, одни из лучших лыжников будут соревноваться с биатлонистами. Думаю, нас ждет интересная борьба.
— Вы приехали из Югры, где были заявлены на марафон, но не побежали. Не позволило здоровье?
— Скажем так, я не люблю говорить, что позволило, а что не позволило. Но был ряд причин, по которым я не стартовал. Могу сказать так, что кроме лыжных гонок я еще люблю хоккей, а дальше можете строить догадки…
— До Олимпийских игр в Корее осталось два года, это будет ваша последняя Олимпиада или вы, как Бьорндален, готовы сражаться еще десяток лет?
— Если она будет, то да, она будет последней. Как Бьорндален не хочу. Потому что, наверно, мы немножко из другой страны, и в этом тоже есть сложность. Хотя в этой жизни все возможно. Я считаю, нужно смотреть по обстоятельствам и думать о завтрашнем дне, а не загадывать далеко вперед. Если правильно тренироваться и уйти в спорт, как я это сделал четыре года назад, то возможно все. 33 года — это не срок, и бегать можно долго.
— Совсем недавно вы высказали свое мнение относительно допингового скандала, отметив, что это сговор и милдронат нельзя назвать допингом. Кто, по-вашему, должен нести ответственность за это массовое разоблачение — спортсмены, врачи, федерации?
— Это очень сложный вопрос. Не хочется никого обидеть — это точно. Я не могу знать. Может быть, где-то в каких-то моментах федерация не донесла, где-то спортсмены были невнимательны. Но в любом случае, то, что касается лыжных гонок, могу сказать, что нам сообщили в сентябре-октябре, что препарат будет запрещен. Я еще раз повторюсь, что считаю, что это не допинг, а пустышка. На самом деле это провокация.
Причем иностранные спортсмены не знают этот препарат, он у них не продается. Что они могут думать? Это запрещенный препарат, больше ничего.
Поэтому они говорят, что русские совсем обнаглели, а на самом деле они просто не разобрались.
— А вы знаете все лекарства, которые вам дают?
— Конечно же, нет. Если я заболел и нахожусь вне расположения команды, прежде чем что-то «скушать», нужно обязательно позвонить врачам команды, в федерацию и узнать, можно ли этот препарат применять. Сейчас очень жестко, очень серьезно и постоянно нас контролируют. Каждый день нужно отмечать, где ты находишься. Каждый день. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой стороны, немного ущемляет наши права. Постоянно приходится думать, где ты находишься. Но это правило для всех, и нужно его придерживаться. Слава богу, что в нашей стране сейчас развивается интернет и все есть.
А представьте, когда все это внедряли. Это, может быть, был 2007–2008 год. У нас не везде был интернет, и спортсменам было очень сложно постоянно отмечаться.
— Профессиональные спортсмены посвящают спорту всю жизнь, чаще всего цена побед — это здоровье. Как решиться на эту сделку?
— Когда ты совсем юн, ты к этому относишься нормально и не задумываешься об этом. А когда становишься взрослым, за 30 лет, то уже нужно понимать, что когда-то будет пора заканчивать со спортом. Но могу сказать, что таким спортсменам придется постоянно тренироваться, всю жизнь. Потому что, если просто резко закончить, то, боюсь, через два-три года мы уже с вами не встретимся.
— Пока рано говорить, но готовы ли вы отдать своего сына в спорт?
— Конечно, с удовольствием. Но сразу скажу, что он будет обладать правом выбора спорта. Лыжные гонки — очень сложный вид спорта, и это будет нелегкий выбор.
— Вы числитесь кандидатом в депутаты Московской областной думы, какие цели вы преследуете, делая данный шаг?
— На этот вопрос я пока воздержусь от ответа. Сейчас я спортсмен и занимаюсь своим делом. А как будет дальше? Время покажет и рассудит, кто и где прав.
— Сложно ли совмещать личную жизнь и спорт? Недавно ваш друг Антон Шипулин в интервью перед чемпионатом мира, сказал, что у него на первом месте стоит семья и только потом спорт. Нужно ли делать выбор?
— Выбор должен быть однозначно, и каждый спортсмен делает его самостоятельно. Но хочу сказать вам как болельщику, что нужно подходить к этому объективно. И не всегда стоит осуждать. Спортсмены действительно тренируются безумно много, они уделяют массу времени этому, уезжают из дома, из семьи. Каждый человек в этой жизни хочет оставить что-то после себя. А что самое главное у нас в жизни — это дети. И когда ты бегаешь, бегаешь, бегаешь — это все здорово, но самого основного в этой жизни нет. Когда ты можешь смотреть, как вот оно, растет твое чудо. Поэтому приходится расставлять приоритеты.
Совмещать можно, но крайне сложно. Чтобы побеждать в наших видах спорта, нужно быть, как я уже много раз говорил, монахом, лыжным или биатлонным.
— Как Бьорндален?
— Как Бьорндален, однозначно. Нужно просто жить этим, постоянно быть на сборах, не быть дома. Собственно, как я делал перед Олимпиадой в Сочи. Я четыре года жил в Европе. Это крайне сложно. Но это клево, когда после этого ты можешь добиться самого высшего, что может быть. Это непередаваемые ощущения. Поэтому это выбор каждого спортсмена.
— Как идут дела в вашей школе в Пересвете, нам ждать новых чемпионов?
— Ожидаем будущих чемпионов. Я готов помогать всем своим сердцем, всем, чем только могу, всеми своими возможностями, чтобы дети наши там развивались. И я не говорю только про лыжные гонки. У нас есть ряд проблем, и наше поколение спортсменов, молодых и высокого уровня, может помочь в этом. Мы знаем много нового. Я знаю много в лыжном спорте, я знаю, как развиваются норвежцы. И сейчас у меня идет активная переписка с норвежцами. Они приедут к нам в Пересвет.
Мы хотим организовать совместный сбор детей, маленьких норвежцев и русских. Это будет очень круто. Я думаю, за этим будущее.
Пересвет развивается, приезжайте к нам все. 1 мая будет открываться ледовая площадка. Там уже 28 видов спорта. Просто сказка. А еще помимо спорта можно и поплавать, и сходить на фитнес, и в спа, поиграть в боулинг и даже сходить в кинотеатр. Обязательно приезжайте туда.
Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице зимних видов спорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».