«Плей-офф Евролиги — достижение. Но «Локо» мечтает о «Финале четырех»

Президент «Локомотива-Кубани» Андрей Ведищев о первом в истории выходе команды в плей-офф Евролиги

Евгений Дружинин
Андрей Ведищев Роман Губатов, «Локомотив-Кубань»
Одержав разгромную победу над сербской «Црвеной Звездой», российский «Локомотив-Кубань» впервые в своей истории квалифицировался в плей-офф Евролиги. Спустя несколько дней после эмоционального триумфа президент «железнодорожников», экс-игрок национальной сборной России Андрей Ведищев поделился с «Газетой.Ru» секретом успеха.

— Если бы перед началом сезона вам сказали, что «Локо» пробьется в четвертьфинал Евролиги, где болельщики и эксперты на постоянной основе привыкли видеть только один российский клуб, ЦСКА, поверили бы?
— С одной стороны, плох тот солдат, который не хочет стать генералом, мы действительно мечтали о больших свершениях, и в глубине души я верил, что наши усилия окажутся ненапрасными. В то же время строить далеко идущие планы на Евролигу, где выступают 24 сильнейших коллектива континента, — дело неблагодарное, особенно когда участвуешь в турнире лишь во второй раз. Поэтому мы стремились решать проблемы по мере их поступления и на первых порах ставили перед игроками и тренерским штабом задачу пробиться в топ-16 турнира.

Это стало бы неплохим достижением само по себе, ведь уже на первом групповом этапе нам противостояли знаменитые «Барселона», «Панатинаикос», «Жальгирис»...

— В какой момент у вас впервые возникла мысль, что «Локо» по силам выйти в плей-офф?
— По-настоящему я поверил в это после победы над «Жальгирисом», в тот момент я увидел команду, способную решать максимальные задачи и которая играла на уровне «Финала четырех». А закрепили мою уверенность оба матча с «Барселоной», несмотря на то что один из них мы проиграли, хоть и с небольшой разницей. В тех матчах парни, помимо тактической и психологической готовности к сопернику, показали чемпионский характер. А это если не определяющий, то один из важнейших компонентов успеха в международных турнирах, где уровень оппонентов настолько высок, что для победы в каждой встрече нужно преодолевать себя и выкладываться не на 100%, но даже чуточку больше. «Локомотив» оказался к этому испытанию готов. Это часть плана на сезон, который мы обсуждали с Барцокасом, — воспитать чемпионский характер, сделать так, чтобы игроки в матче с любым соперником не считали себя аутсайдерами. Первые полсезона ушло на то, чтобы научиться этому...

— Какая задача-максимум ставится перед командой теперь?
— Естественно, мы не собираемся почивать на лаврах и мечтаем о «Финале четырех». Было бы глупостью с нашей стороны проделать титанический объем работы ради выхода в плей-офф Евролиги, чтобы на этом успокоиться. Но говорить о шансах на «Финал четырех» пока рано. Во-первых, потому, что мы пока не знаем, кто именно станет соперником «Локомотива» в плей-офф, да и на стадии топ-16 нам предстоит сыграть еще два очень важных поединка. В них будет решаться судьба преимущества домашней площадки в матчах на вылет, и нам необходимо побеждать. Да и в любом случае каждый клуб, способный пробиться в плей-офф, будет крайне опасен.

— Когда в 2003 году вы заняли руководящую должность в «Локомотиве», предполагали, что со временем удастся добиться таких успехов?
— Да, я мечтал об этом и делал все возможное, чтобы клуб рос, развивался. Если не думать только о максимальных результатах, не идти к ним, никогда их и не достигнешь. Конечно, не все зависит только от руководства клуба: в профессиональном спорте слишком много нюансов и составляющих успеха, необходимо, чтобы совпали многие факторы. На сегодняшний день, повторюсь, четвертьфинал Евролиги делает этот сезон самым впечатляющим в истории «Локо». Я не беру во внимание победу в Еврокубке, потому что титулы все-таки важнее любых промежуточных этапов любых турниров. Но надеюсь, что нынешняя команда сможет добиться большего и пополнить коллекцию трофеев баскетбольного «Локомотива».

— Будучи максималистом по своей натуре, как оцените путь, пройденный командой за эти 12 лет? Долгим ли он был? Шли ли вы по определенному графику или на определенном этапе перевыполнили первоначальный план?
— Ну а вы сами как думаете? 12 лет — это не просто долгий, но и очень сложный путь. Это, конечно, непростые решения — где-то человеческие, где-то профессиональные. Ведь команда — это живой организм, это люди, имеющие в основной своей массе звездный статус. Уметь выстоять в самых непростых обстоятельствах и создать коллектив, способный добиваться максимальных результатов, не так уж и просто, но возможно, и «Локомотив» это доказывает.

Наш бюджет несопоставим с большинством клубов Евролиги, претендующих на чемпионство, но при этом мы находимся в восьмерке лучших клубов Европы и продолжаем бороться за титул.

— Помните, с чего начиналось становление «Локомотива», при каких обстоятельствах происходили два переезда в другие города? Были ли они действительно необходимы, как повлияли на развитие клуба?
— История показывает, что мы все делали правильно. Ведь переезжали мы, по существу, из-за инфраструктурных проблем — для дальнейшего развития клубу нашего уровня был необходим Дворец спорта, соответствующий регламенту всех соревнований, в которых мы участвовали. Мы его получили только в Краснодаре, и теперь мне остается только поздравить Краснодарский край и болельщиков с тем, что в итоге единственная топ-команда юга России играет здесь.

— На протяжении этих долгих лет у вас не опускались руки, не возникало ощущения, что не удастся воплотить вашу мечту в жизнь?
— Никогда. Я понимал, что должен максимально качественно выполнять свою работу и результат рано или поздно придет. Если ты очень чего-то хочешь, днем и ночью об этом думаешь, трудишься не покладая рук, то все получится.

— Основной причиной успехов команды называется сотрудничество с греческим специалистом Георгиосом Барцокасом, выигрывавшим Евролигу с «Олимпиакосом» несколько лет назад. Как вам удалось заручиться поддержкой столь именитого специалиста?
— Еще в процессе переговоров мы очень легко нашли с Барцокасом общий язык. Его, как тренера топ-уровня, заинтересовали наши амбиции, ведь мы, получив уайлд-кард для участия в Евролиге, не собирались довольствоваться статусом середняка. Мы, в свою очередь, имели отличное представление о работе этого специалиста в Греции, знали его сильные стороны, отдавали должное его опыту и таланту. Подписывая контракт с Георгиосом, мы рассчитывали прежде всего на то, что с его приходом команда обретет стабильность и уверенность в собственных силах, которой нам не хватило в ключевых матчах минувшего сезона, когда мы не смогли победить в Еврокубке и не вышли в финал Единой лиги ВТБ. И я очень рад, что наше сотрудничество оказалось настолько плодотворным.

Но нужно сказать, что каждый тренер, работавший с командой до Барцокаса, также поучаствовал в становлении «Локомотива», помог сделать нас узнаваемыми в Европе. С Евгением Пашутиным мы завоевали Еврокубок и были в шаге от выхода в плей-офф Евролиги, при Сергее Базаревиче мы установили рекорд турнира по продолжительности победной серии, который если и будет побит, то вряд ли скоро. Вклад каждого специалиста для «Локо» ценен и значим.

— В Греции Барцокас работал с игроками экстра-класса — такими как Вассилис Спанулис, Костас Папаниколау и Георгиос Принтезис, имена которых находятся на слуху у всей баскетбольной Европы. Отсутствие исполнителей подобного уровня в составе «Локо», равно как и возможности их подписать, его не смутило?
— Среди прочего нас с Барцокасом объединяет понимание того, что имена в баскетбол не играют. Да, игроки калибра Спанулиса могут решить судьбу любого поединка, даже самого важного, в одиночку, но до решающих матчей-то нужно еще добраться. А для этого необходима система, при которой каждый баскетболист в обойме чувствует себя необходимым главному тренеру и знает, где и как он может помочь команде, в чем бы эта самая помощь ни заключалась.

Грамотное распределение ролей, соблюдение принципа равных возможностей для всех и положительная атмосфера в раздевалке могут дать гораздо больше, нежели звезда мирового уровня, — и это «Локомотив» показал в текущем сезоне.

— В ЦСКА — Воронцевич, в «Химках» — Швед… Кто из русских игроков является системообразующим для «Локо»?
Андрей Зубков как наш воспитанник, Сергей Быков как капитан и ветеран «Локомотива», Евгений Воронов как воплощение идеалов трудолюбия. На этих игроках, на самом деле, держится команда и разные ее составляющие, и статистика и игровое время тут рассказывают далеко не все.

— Предпринимаете ли вы попытки увеличить количество российских игроков в составе команды?
— Мы действуем в рамках своего бюджета, поэтому мы, в отличие от ЦСКА и «Химок», просто не можем позволить себе подписывать всех сильнейших российских баскетболистов, которые нам нравятся. К примеру, мы хотели бы удержать в команде Никиту Курбанова, которого я бы назвал одним из теневых лидеров армейцев в нынешнем сезоне, но не смогли предложить ему сопоставимые условия контракта. Тем не менее ничего смертельного в этом мы не видим и придерживаемся собственных принципов. Думаю, не ошибусь, если скажу, что по соотношению «цена/качество» мы располагаем самым эффективным составом в Единой лиге ВТБ.

— К слову, о Лиге ВТБ. На старте сезона у «Локо» возникали определенные проблемы на внутренней арене — давало о себе знать высочайшее значение каждого матча?
— В самом деле, поначалу нам приходилось очень непросто. Думаю, это вызвано целым комплексом причин. Во-первых, практически наполовину изменился состав «Локо», и баскетболистам, как новым, так и старым, требовалось время, чтобы усвоить требования Барцокаса и обжиться в его схемах. Во-вторых, у нас отсутствовал один из ключевых исполнителей — Энтони Рэндольф был травмирован и восстановился только к ноябрю. Наконец, не сразу сформировалась командная химия: парни должны были проникнуться доверием друг к другу, чтобы стать настоящим коллективом. Когда все это сложилось воедино, мы и стали побеждать на постоянной основе. В начале сезона у нас был достаточно сложный календарь, но в схожих условиях функционируют все до единого гранды европейского баскетбола, и мы стараемся от них не отставать.

— «Локомотив» снискал славу команды сугубо оборонительного плана и может похвастать лучшей защитой в Евролиге. Следствием этого подчас являются малорезультативные матчи — например, несколько недель назад вы совместно с «Фенербахче» набрали всего 107 очков на двоих. Устраивает ли вас рисунок игры коллектива?
— Это был один из лучших матчей сезона — по накалу, по уровню это был практически матч уровня «Финала четырех» Евролиги. А в этом турнире при равной игре неважно, сколько команды набирают очков, — главное, драма. Меня радует, что публика в Краснодаре это понимает и по достоинству ценит не только яркие данки или сумасшедшие трехочковые попадания, которыми ее балуют наши снайперы. Трибуны «Баскет-Холла» отдают должное нацеленности парней на борьбу, устраивают овации стоя игрокам после важных блок-шотов, подборов или перехватов.

Главное, чтобы баскетбол «Локо» нравился нашим болельщикам, ведь мы прикладывали колоссальные усилия, позволившие привезти матчи Евролиги в Краснодар.

— Насколько серьезно по «Локомотиву» ударило падение рубля относительно иностранных валют? Пришлось ли из-за этого пересматривать планы по комплектации состава?
— Разумеется, оно нам не помогло. Но, сделав выводы еще в прошлом сезоне, одном из самых сложных и неоднозначных в нашей истории, летом мы не стали продлевать сотрудничество с несколькими дорогостоящими игроками, например Дерриком Брауном, уехавшим в более богатый турецкий «Эфес Пилсен», и исходили из тех возможностей, что имеются у нас на настоящий момент, не пытаясь схватить журавля в небе. Мы тщательно подбирали баскетболистов, которые смогли бы не только усилить проблемные позиции в «Локомотиве», но и расти вместе с командой. За примерами далеко ходить не нужно: на топ-уровень вернулся Виктор Клавер, адаптировавшийся к европейским реалиям после нескольких лет в НБА и полусезона в «Химках», невооруженным глазом заметен прогресс Райана Брокхоффа, превратившегося из ролевого снайпера в настоящего универсала. Наши результаты говорят о том, что мы движемся в правильном направлении.

— Сейчас уже задумываетесь о продлении контрактов с ведущими игроками команды, главным тренером?
— Я не отношусь к числу сторонников ведения таких переговоров в разгар чемпионата. Самые важные для «Локомотива» матчи — еще впереди, и только по окончании сезона мы приступим к решению кадровых вопросов, зная, в каких турнирах мы будем выступать в следующем году, все взвесив и обдумав. Но, откровенно говоря, в настоящий момент я не вижу смысла ничего менять: мне нравится игра команды, я вижу плоды работы Барцокаса, все идет хорошо.

— Не боялись ли получить порцию критики от правления клуба в том случае, если Барцокас провалил бы сезон, как его предшественник Сергей Базаревич?
— Я категорически не согласен, что прошлый сезон был провален. Мы здорово играли, команда показывала яркий баскетбол, и в какой-то момент казалось, что мы можем добиться большего. К сожалению, этого не случилось. С того момента как я стал руководить «Локомотивом», я постоянно несу ответственность за баскетболистов, тренеров, работу менеджмента, результаты команды и многое другое, поэтому необходимостью отвечать на поставленные вопросы, пусть и не всегда приятные, меня не удивишь. Чем более высокую должность ты занимаешь, тем сильнее с тебя спрашивают — в моем случае спонсоры, партнеры и правление клуба. Но ничего сверхъестественного в этом нет. Скорее наоборот: даже приятно, когда люди, от которых зависит судьба клуба, проявляют интерес к повседневной жизни проекта не ради вежливости, а потому что их это действительно волнует.

— Кстати, о дальнейшей судьбе клуба. В планах «Локомотива» — запуск собственной детской академии, которая не будет иметь аналогов в России. Когда в нее будет осуществлен первый набор?
— Мы очень долго шли к реализации данного проекта, поскольку осознавали всю важность такого центра для Кубани и всего юга России, баскетбольный потенциал которого в полной мере не раскрыт. Верим, что никаких загвоздок у нас не возникнет и первый набор мы проведем в 2019 году, а еще через 6–7 лет сможем комплектовать «Локомотив» воспитанниками собственной академии.

— Что будет представлять собой этот центр?
— Это будет современный спортивный объект на 650–700 мест, в котором заниматься баскетболом смогут дети сразу с начальной школы. Лучшие воспитанники, играющие в молодежных командах клуба, смогут жить и учиться в нашем баскетбольном центре, как в интернате. Четыре зала под крышей и несколько открытых площадок, медико-восстановительный комплекс — все будет.

При этом в залах будут и трибуны, так что болельщики в Краснодаре увидят еще больше баскетбола, но уже в исполнении юных талантов.

— Одним из гостей на презентации проекта академии был и президент РФБ Андрей Кириленко. С чем был связан его приезд?
— Президент РФБ хотел проинспектировать регион лично, и мы обсудили с ним насущные вопросы на месте: баскетбольный центр, возможность привезти сборную в Краснодар и многое другое. В итоге его два дня в Краснодаре стали очень продуктивными — мы подписали меморандум о сотрудничестве с РФБ в области строительства баскетбольного центра и договорились, что главная команда страны сыграет осенью в «Баскет-Холле». Главное, он прямо здесь, в Краснодаре, увидел плоды нашей многолетней работы и понял, на что может рассчитывать в нашем случае, мы же порадовались, что впервые приезд президента РФБ внес ощутимый результат. Кириленко действительно умно, рассудительно и изобретательно подходит к своей работе и вдохновляет на совместный труд.

Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на страницебаскетбольных еврокубков, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и «ВКонтакте».