«Мельдоний россиянам подбросили»

Президент Союза конькобежцев России заявил о том, что спортсменам умышленно подбросили допинг

ТАСС
Глава Союза конькобежцев России Алексей Кравцов заявил, что основной версией организации относительно положительных допинг-проб Павла Кулижникова и Семена Елистратова является умышленный подброс спортсменам запрещенных препаратов. Причем сделал это кто-то из членов сборной России, которые в настоящее время проходят проверку на «детекторе лжи».

Пресс-конференции, посвященные новостям о применении допинга кем-то из спортсменов, обычно производят довольно грустное впечатление: сами атлеты и чиновники выступают в роли оправдывающейся стороны, выражают готовность «сотрудничать со следствием», надеются, что в их отношении будут сделаны послабления.

Не такое впечатление произвело мероприятие в Москве с участием президента Союза конькобежцев России Алексея Кравцова, который сразу же заявил, что его организация будет бороться за «полное оправдание спортсменов, которые подозреваются в употреблении мельдония» и будет использовать для этого все имеющиеся возможности. Одной из них является вскрытие проб «Б», которое намечено в Кельнской лаборатории уже 10 марта.

После этого он озвучил журналистам две новости, и первая из них стала просто плохой, а вторая — по-настоящему шокирующей.

Кравцов объявил, что положительной стала и еще одна проба, сданная шорт-трекисткой. Сначала он отказался называть ее имя, но представители СМИ уже после окончания мероприятия убедили его, что это будет лучше, чем «слив» в прессу от «доброжелателей».

Третьей подозреваемой в применении допинга стала чемпионка Европы 2015 года в эстафете Екатерина Константинова.

А вот настоящим шоком стали следующие слова президента СКР: «Существует очень высокая вероятность того, и мы будем доказывать, что запрещенный препарат был подброшен трем спортсменам сознательно. По нашим данным, это было сделано их коллегами по команде».

Несмотря на то что допинг-случаи произошли в разное время, это предположение Кравцова относится и к конькобежцу Кулижникову, и к шорт-трекистам Елистратову и Константиновой.

«В случае с Елистратовым положительный допинг-тест был во время чемпионата Европы по шорт-треку 26 января в Сочи. Накануне, когда он выиграл одну дистанцию, а на другой был вторым, он тоже сдал допинг-тест, он был отрицательный

Аналогичная ситуация с Кулижниковым. 13 февраля после победы на 1000 м он проходит проверку — допинг-тест отрицательный. 14 февраля, когда он бежит 500 м, он также «однократно принимает мельдоний» — непонятно для чего», — рассказал Кравцов.

В обоих случаях прием запрещенного препарата выглядит бессмысленным: во-первых, он применяется не разово, а курсом, во-вторых, оба спортсмена и так были близки к победам: им не нужно было показывать сверхрезультаты, можно было даже выступить ниже своих возможностей.

«Получается, что препарат они приняли только для того, чтобы сдать положительный допинг-тест», — сказал президент СКР.

При этом в случае применения санкций к спортсменам они не только будут лишены всех титулов, завоеванных с момента фиксации допинговой пробы, но и надолго дисквалифицированы. В случае с Кулижниковым отстранение от спорта будет пожизненным.

Этот факт, как и абсурдность такого факта применения допинга, и заставляет Союз конькобежцев идти до конца в поисках правды. «Будем подавать в Великобританию материалы по поводу умышленного подброса запрещенного препарата другими спортсменами — членами сборной команды, которых мы постараемся установить. У нас есть данные по вопросу, но оглашать их фамилии нет возможности», — заявил Кравцов.

По его словам, он обращался в правоохранительные органы, но выяснил, что не существует уголовного преследования за подобного рода действия. Дело в том, что препарат является безвредным для организма и не попадает под статью о контроле за сильнодействующими веществами.

«Максимум, чего можно будет добиться для тех, кто это дело совершил, — это административный штраф. Это если мы найдем виновных. Но со спортивной точки зрения я гарантирую, что карьера этих людей будет завершена», — сказал он.

В данный момент СКР проводит «оперативные мероприятия, связанные с опросом спортсменов на полиграфе по правилам, которые согласованы с юристами, отвечающим международным стандартам, с осуществлением аудио- и видеозаписи, с полным контролем».

«На сегодняшний день тесты Елистратова и Кулижникова дали отрицательный результат — они не принимали препарат умышленно после 1 января», — сказал Кравцов.

Он отметил, что круг тех, кто пройдет проверку, не ограничен только спортсменами: «Мы проводим тестирование на полиграфе врачей и специалистов, которые имели доступ и могли осуществить эти действия. Тестирование проходит по 4–5 часов каждый день. Мы работаем над этим вопросом уже больше двух недель».

СКР нанял английскую юридическую компанию, которая будет представлять интересы спортсменов и союза на слушаниях в дисциплинарной комиссии Международного союза конькобежцев (ISU) и, если потребуется, в дальнейшем в Спортивном арбитражном суде (CAS).

Был вопрос журналистов и о том, можно ли расширить круг подозреваемых и включить в него неких людей, намеренно очерняющих российский спорт, учитывая, что положительными стали и допинг-пробы теннисистки Марии Шараповой, фигуристки Екатерины Бобровой и волейболиста Александра Маркина.

«Наша задача не искать глобальный заговор, а найти виновных в том, что в организме спортсменов был обнаружен этот препарат, — ответил на это Кравцов. — Был ли это глобальный заговор или нет, но то, что в нескольких видах спорта одновременно происходит похожая ситуация, может наводить на определенные сомнения».

Он не стал комментировать и то, по праву ли мельдоний попал в список препаратов, запрещенных к применению Всемирным антидопинговым агентством. «Это не в нашей компетенции. Наших спортсменов обвинили, а мы уверены, что они его не принимали. Мы предпринимаем шаги, чтобы это доказать международной федерации и снять с них обвинения. Вопрос же запрета препарата должен решаться на другом уровне.

WADA проводило мониторинг в течение прошлого года, но доступа к результатам у нас нет. Было бы хорошо получить информацию по выводам исследований, почему данный препарат был включен в список запрещенных», — рассказал Кравцов.

Он заявил, что спортсмены СКР «никогда не применяли запрещенных препаратов». «И милдронат этот (когда он не был запрещен. — «Газета.Ru») мы особо не использовали, только от случая к случаю», — заявил глава союза

«Детектор лжи» во спасение

После окончания пресс-конференции Алексей Кравцов ответил на вопросы «Газеты.Ru» о перспективах расследования и отстаивания своей позиции в международных структурах.

— Те доказательства, которые вы собираете на полиграфе... Что говорят юристы, они будут приняты комиссией ISU?
— Мы делаем все необходимое, чтобы эти материалы можно было использовать в качестве доказательств.

На сегодняшний день материалы, которые подбираются, при надлежащем оформлении могут рассматриваться как доказательства даже в уголовных делах. Это не шуточный тест. В данном случае это административное правонарушение.

— Есть ли у вас уверенность, что они будут приняты комиссией ISU и учтены?
— Результаты исследований нашего специалиста, который осуществляет тестирование на полиграфе, будут дальше переданы эксперту в Великобритании, который проанализирует его выводы, как проводился опрос, соответствует ли это нормам. В случае положительного заключения эти материалы будут представлены в ISU на слушания.

— Кроме этих, какие материалы будут вами представлены на слушания. Какой-то пакет документов?
— Мы в принципе постараемся найти того, кто это сделал.

— И предоставить его чистосердечное признание?
— На него я не рассчитываю. Но я рассчитываю на то, что если у нас будут тесты на полиграфе, которые подтверждают, что спортсмен этого не делал, с другой стороны, тест, подтверждающий, что это сделал другой человек, то при рассмотрении дела и соответствующих санкциях против этого человека я рассчитываю на положительное решение (в ISU) нашего вопроса.

— Определена ли дата слушаний ISU?
— Нет, дата не назначена. Мы находимся в процессе расследования, оформления всех документов, еще не вскрыты пробы «Б», мы находимся в самом начале, просто в связи с тем, что в прессу вышла настолько чувствительная информация, я, чтобы избежать спекуляций, попытался объяснить, что мы делаем сейчас.

Вскрытие пробы «Б» назначено на завтра по двум случаям, мы просили, чтобы третий случай — Павла Кулижникова, который был позднее, — перенесли туда тоже. Пока я не владею информацией о том, что нам ответили лаборатория и ISU. Если нет, то эта проба будет позже.

— В ISU также входит фигурное катание. Есть ли мысли о том, чтобы объединить усилия, провести слушания вместе?
— Я не вижу никаких причин для того, чтобы объединять эти слушания. Каждый допинг-случай должен рассматриваться отдельно, даже связанные с шорт-треком и конькобежным спортом.

Я попросил объединить вскрытие допинг-проб только по соображениям экономии — чтобы представитель лишний раз не ездил туда, не выставлял лишний счет. Это все стоит денег.

— Вы не интересовались в Федерации фигурного катания на коньках России их вариантами того, как запрещенное вещество попало в организм спортсменки?
— Этот вопрос надо адресовать им.

— Вдруг там аналогичная ситуация?
— Не знаю. Я бы лучше у Шараповой спросил.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».