В Министерстве спорта Виталий Мутко провел встречу с женской национальной сборной по футболу накануне ее отъезда на гостевые матчи с Турцией и Венгрией в рамках отборочного этапа чемпионата Европы 2017 года. В ходе встречи министр спорта и президент РФС обсудил проблемы развития женского футбола в стране, коснулся вопросов мужской сборной, погашения задолженностей РФС, а также допингового скандала в легкой атлетике.
«Мы осенью хотим начать заниматься развитием женского футбола. В Бразилии был полный стадион, и наша команда играла на равных с бразильянками. Так что надо возродить женский футбол, переформатировать РФС.
В мужском футболе тоже потенциал громадный, но шансы не реализованы. Все это надо менять. Как только лицо у сборной поменялось, сразу возросли рейтинги, появились спонсоры. А когда полный «депрессняк» — начинаются скандалы. Буду просить, чтобы матчи женской сборной чаще показывали на федеральном телевидении».
В ходе беседы министр спорта и глава РФС сообщил, что в ближайшей перспективе РФС подпишет контракт с двумя спонсорами – банком и организацией из лотерейного бизнеса.
«Эти деньги пойдут на развитие детско-юношеского футбола. Первый проект — поиск талантов. Процентов 20–30 там будет отдано женскому футболу», — заявил Мутко.
Напомним, что ранее РФС подписал спонсорские соглашения с ОАО »НОВАТЭК» и «Норильским никелем».
Кроме того, глава РФС сообщил, что на данный момент кредиторская задолженность организации составляет около миллиарда рублей, а изначально эта сумма составляла 2,2 млрд руб.
«Из тяжелейшей ситуации мы пришли к тяжелой — долг мы уменьшили. На исполкоме 25 ноября рассмотрим предложения по развитию футбола. В свой огород мы государство не пустим — только попросим о поддержке. Нам нужны манежи, учебно-тренировочный центр, чтобы команды не ездили по гостиницам в Новогорске.
Первая задача — национальная команда и чемпионат Европы. Вторая — экономическая. Долг РФС составлял 2,2 млрд руб. Основные долги, в том числе перед Капелло, пришлось быстро закрыть. Теперь остался всего миллиард долга. Следующие два контракта после НОВАТЭК мы подпишем с банком и компанией, занимающейся лотерейным бизнесом», — рассказал министр.
Также министр коротко затронул тему допингового скандала в легкой атлетике, отметив, что ему тяжело совмещать работу в РФС и министерстве, особенно с нынешними допинговыми проблемами.
«Вчера до половины четвертого ночи общался с руководителями WADA. Приходится защищать наш спорт. Я не думал, что политика так глубоко войдет в спорт».
Но более подробно этот вопрос Виталий Мутко обсудил чуть позже с журналистами.
— Какие будут приняты меры по модернизации РУСАДА и в какие предположительно сроки?
— Свет в конце тоннеля понятен, план есть, надо успокоиться и работать. Безусловно, это решение они приняли и сами себя загнали в тупик. Вы понимаете, что на территории такой огромной страны приостановлена работа лаборатории. Что дальше? Все парализовано. У нас был соревновательный план на годы вперед. Это кому-то кажется — сказать, что Россия чему-то не соответствует. Не хочу давать оценку.
У нас есть десятки заказов РУСАДА от других международных организаций взять пробы и вывезти за рубеж. Я могу долго перечислять. А сейчас возник коллапс. Они сами спрашивают, кто будет выдавать доверенность на пересечение пробами границ. Как они будут перевозить эти пробы?
Я сейчас честно скажу, что попросил положить мне кодекс WADA, я его самостоятельно вычитаю. Принятая дисциплинарная мера по отношению к РУСАДА не означает, что организация прекращает работать. Они должны дать нам план модернизации. Мы должны сделать дорожную карту по каждому из шагов.
Мы попали в то время, когда произошла в WADA смена администрации, и она не совсем знакома с этой деятельностью. А предыдущая выдала в январе всей этой системе аккредитацию. Мы должны обсудить следующее: если они хотят забрать существующие пробы, то как мы будем это делать?
В лабораторию они назначили дисциплинарную комиссию – когда она приедет? Что мы должны подготовить? В какие сроки? Я встретился с коллективом лаборатории РУСАДА, он мне очень понравился. Молодые ученые. В лаборатории каждый работает на своем этапе, у них конвейер, они не знают, чьи это пробы, их потом уже никуда не убрать, да и какой в этом смысл? То, в чем нас обвиняют, смешно. Это вчерашний день. У нас открытая система, которая внесена в WADA.
Я уже руководству страны доложил и переговорил с главой WADA Крейгом Риди о наших задачах — мы совершенно открыты и незамедлительно готовы приступить к исполнению всех рекомендаций, но их пока нет.
А дальше к нам поступают заявления от WADA с просьбой не прекращать финансировать организацию. А как же не прекращать, если вы лишаете нас аккредитации? Вы хотите, чтобы ко мне Счетная палата пришла? Это, может быть, у них все так свободно. Я должен подписывать соглашение с РУСАДА и передавать ей деньги на основании лицензии. Если этого не будет, то как я могу передать деньги? Они тогда задумались.
Тогда я предлагаю с сегодняшнего дня незамедлительно сделать дорожную карту. Я готов сегодня же сесть в самолет и прилететь, куда скажете. WADA может прислать в нашу лабораторию своих эмиссаров сегодня же, мы даже готовы им оплатить переезд, чтобы переаттестовать лабораторию.
WADA — некоммерческая организация, нужно собирать наблюдательный совет. Хотите заменить руководство, давайте вместе, но вы приезжайте. Чтобы вы понимали, это не наша государственная структура. Это вертикаль, WADA – это их организация. Нам не говорили, что наша лаборатория чему-то не соответствует.
Третий год WADA на сайте публикует официальный отчет о деятельности за год, он утверждается советом директоров, этим же органом, который нас вчера ограничил в правах. Там есть вывод, какие страны соответствуют допинговому кодексу, а какие — нет. В феврале 2014 года мы соответствуем. Я этот отчет отдал вчера в Госдуме.
Кроме того, мы в позитивном примере по количеству проб, мы вторые в мире после Международной федерации велосипедного спорта из тех, кто больше всех начал переводить страну на биологические паспорта, а это значит, что вообще невозможно что-то скрыть.
Если посмотреть, то наша страна находится в топ-5 лучших стран.
Есть таблица стран, у кого спортсмены лишены медалей после Олимпиады, мы отнюдь не на первом месте. Может быть, я должен был читать между строк, но я не понимаю. Они тоже понимают абсурдность ситуации. Просто это новая администрация.
В ходе ночной онлайн-конференции с WADA были разумные выступления. Да, был один жесткий доклад, но многие спрашивали, почему все пристали к России? Что это — ось зла? Об этом говорили президенты крупных международных организаций, входящих в попечительский совет.
А в заключение говорили: «Подождите, еще цветочки. Интерпол расследует уголовное дело, посмотрим, что в мировой легкой атлетике». Я всегда обращал на это внимание.
Но это не трагедия, мы знаем, что такое трагедия. Мы знаем, что у нас есть проблемы с допингом, но за нас их никто не решит. И мы их способны решить сами, но это непростой путь. Допинг попадает в организм исключительно с согласия спортсмена. Это его личный выбор. Для того чтобы убедить спортсмена этого не делать, нам с ним нужно проводить обучающие программы, помогать побеждать на современных технологиях.
Затем Виталий Мутко снова перешел к обсуждению вопросов, касающихся футбола.
— Как у девушек настрой перед гостевыми матчами с Турцией и Венгрией?
— Настрой и уровень у нашей команды очень хороший. Здесь костяк команды — чемпионки Европы в юношеском возрасте. Они также играли на чемпионате мира, сейчас они как раз подошли к национальной команде. Девочки тогда хорошо себя проявили. Обстановка очень хорошая.
Конечно, тревожит, что сейчас нет хорошей конкуренции в женском футболе. Требуются спокойные меры по развитию футбола, многие хотят играть, проходят массовые соревнования. Но содержание женских клубов обременительно для регионов.
Мы будем делать все для помощи в развитии женского футбола. Но хочется девочкам пожелать удачи и с этой встречи положить начало развитию женского футбола.
Но я всегда говорил, что легче развивать тот или иной вид спорта, когда есть победы. Становится легче привлечь спонсора, убеждать губернаторов финансировать тот или иной проект. Хочется, чтобы женская сборная решила задачу попадания на Евро.
Я следил за их подготовкой, игрой с Германией. Россия в этом году в хорошей форме. Мы приняли решение сменить тренера. Мне нравится озабоченность девочек развитием футбола, они хотят в него играть.
Я буду делать все, чтобы создать настоящий профсоюз футболистов и тренеров, который бы выражал их мнение. Я подпишу с ним соглашение, дам возможность быть членом исполкома РФС, включу во все комитеты управления, палату по разрешению споров.
Футболисты должны иметь голос, чтобы был действующий профсоюз, чтобы тренер сборной входил в исполком. Необходимо находиться в диалоге с главной командой.
— Главный тренер молодежной сборной Дмитрий Хомуха жестко высказался о том, что у ряда игроков его команды завышенное самомнение и они не хотят играть. Что скажете насчет этого?
— Есть что сказать. Команда со своей задачей не справилась — вопросы к тренеру, подготовке игроков, но потенциал у команды есть. Пусть выводы сделают профессионалы, а я на основании этого приму решение. Не хочется преждевременно давать оценки, хоть и проиграли Азербайджану. Есть вопросы по вызову игроков, но это не через прессу. Сначала должен разобраться технический комитет.
— Планируется ли натурализация футболистов перед Евро-2016?
— До Евро-2016 успеем натурализовать футболиста. Это входит в концепцию подготовки команды. Есть такая возможность. Например, Черышев из поколения новой миграционной волны. Можно было заиграть Романа Еременко за Россию, а не Финляндию.
— Вы сказали, что предложили президенту страны внести законопроект в Госдуму о профессиональном спорте. В чем он заключается?
— Был совет по развитию физкультуры и спорта, на котором было предложение о том, что лига должна стать самостоятельным субъектом спорта, уйти из-под подчинения федерации. Это фактически разрушение единства вида спорта. На днях в Сочи я предложил президенту проект нового закона и попросил, чтобы правительство внесло его в Госдуму. Он подготовлен и пойдет на согласование в ведомства, на общественное обсуждение.
Жестких запретов для госкорпораций там нет — надо просто прописать четко, что такое профессиональная лига, и показать экономическую основу. А она сегодня составлена на 80% процентов из бюджетов субъектов Федерации и госкорпораций. А раз так, то не надо критиковать государство за установку граней и лимитов на легионеров.
Если лига будет самоокупаема, пусть собирается и делает, что хочет. Пусть делят заработанные деньги. Каким законопроект будет в конце, еще не известно. По нашей задумке, если клуб содержится за счет госкорпораций или его контрольный пакет принадлежит государству, надо прописать, на что эти спонсорские деньги можно тратить. Сейчас критикуются комиссионные агентам, покупка игроков. Мы зеркально перенесем принятый УЕФА финансовый фэйр-плей в этот закон. Продай игрока — на эти деньги купи нового.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице летних видов спорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте»