«Мне не оплатили даже операцию»

Лаша Салуквадзе о своих попытках вернуть деньги из «Волги»

Владимир Зайвый
ТАСС
Осенью нижегородский футбольный клуб «Волга» был на грани бойкота игр ФНЛ из-за задолженностей по зарплате перед игроками и тренерами. Такая ситуация возникает у команды не впервые. «Газета.Ru» поговорила с грузинским защитником Лашей Салуквадзе, который четыре года ждет денег от «Волги».

— Это правда, что долги «Волги» перед вами до сих пор не погашены?
— Да, это уже продолжается четыре года. Мы написали заявления в соответствующие органы, в ФИФА и УЕФА. Наше дело выиграно, но разбирательства еще идут. Мне помогает Николай Грамматиков (генсек Профсоюза футболистов России. – «Газета.Ru»). Надеюсь, что-то будет.

Хотя нет, не надеюсь, победа должна быть за мной, потому что у меня все по закону. Мы ждем решения от клуба, как он будет поступать. Официально, по всем бумагам, правоту за мной уже признали.

— Четыре года — долгий срок. Могли предположить, что процесс так затянется?
— Нет, ни я, ни мои представители, Профсоюз футболистов и тренеров, этого не предполагали. Вообще дело против «Волги» нам удалось выиграть только потому, что они успешно обжаловали решения, вынесенные Палатой РФС по аналогичному спору футболиста Эдика Саджая с тем же ФК «Волга» в Спортивный арбитражный суд в Швейцарии, чем и создали прецедент.

В России же нам неоднократно отказывали, что и затянуло все разбирательство. Интересно, что на одном из заседаний по моему спору в Палате РФС присутствовали пять арбитров — представителей футболистов от другого профсоюза, включая его руководителей Александра Зотова и Вагиза Хидиятуллина, а также экс-футболиста Максима Бузникина. И даже при таком составе палаты, когда пять голосов могли проголосовать против трех и признать мою правоту, мне все же отказали.

— Получается, что представители другого профсоюза проголосовали против игрока? Как такое может быть?

— Я видел текст решения, простая арифметика. Если ты профсоюз, ты должен, по идее, защищать права футболистов, пять представителей равно пять голосов. Всего мой спор рассматривали восемь человек. Позже это решение было отменено.

— С кем-либо из руководства «Волги» поддерживаете контакты по данной ситуации?
— Нет, там все новые люди.

— А с бывшими партнерами по «Волге» есть какая-то связь? Знаете, что за ситуация сейчас сложилась в клубе?
— От футболистов «Волги» и из прессы знаю, что у клуба имеются большие финансовые проблемы. Есть вероятность того, что я, как и футболисты клуба, те, кто сейчас на контракте, никаких денег, которые нам должны, не получат.

Проблема в том, что не предусмотрено никакой персональной ответственности тех, кто управляет клубами, за их ошибки, неспособность или нежелание зарабатывать деньги, за образовавшиеся долги.

Почему из-за этих ошибок должны страдать футболисты и персонал, исполняющие все свои обязанности? Мы ничего лишнего не просим, только то, что нам должны в соответствии с подписанными договорами.

Не должно быть такого, что руководство клуба не исполняет свои обязательства, накапливает долги, закрывает клуб, а на следующий день регистрирует новый клуб, который формально не имеет никакого отношения к прежнему, никакие долги не гасятся и те же люди продолжают управлять клубом, только уже новым.

— Для вас принципиально получить все выплаты? Бывает, футболисты отчаиваются и прекращают борьбу.
— Я ведь работал, играл. Не знаю, какие были у других контракты, но мое соглашение было правильным, по образцу ФИФА. Оно было рассчитано на три года и разорвано не по обоюдному согласию. Меня, грубо говоря, выгнали из «Волги», руководство само разорвало контракт.

— Как это вообще произошло? Расскажите подробней.

— Мне просто сказали, что я больше не в команде. Сначала был перевод в дубль, а потом заявили, что могу искать другую команду. О деньгах речь уже не шла. Даже об оплате операции – мне тогда ее сделали на ноге. Что сейчас это вспоминать, давняя ведь история, хоть и некрасивая.

— Тогдашний главный тренер команды Омари Тетрадзе не мог уже повлиять на ситуацию? Его уволили одновременно с вами?
— Да, именно так. Всем – ему, грузинским футболистам, негрузинским – сказали переходить в дубль, а потом вообще уезжать без всякой компенсации.

— Пойти за Тетрадзе не удалось?
— Нет, наши пути разошлись.

— Эта неприятная история не испортила впечатление о России?
— Нет, конечно, при чем тут это? Такое может произойти где угодно. Я надеюсь, что никого другого больше так не обманут. Не у одной ведь «Волги» проблемы, в других клубах тоже есть задержки по зарплате. Но там все-таки как-то расплачиваются, а моя история длится четыре года.

— Сталкивались с подобным в вашей карьере?

— Я долго играл в России, неоднократно это видел, но не предполагал, что данная тема может коснуться меня и моих друзей. Это очень серьезно, футболисты сегодня в этом вопросе абсолютно не защищены. РФС надо срочно заняться подобными вопросами, прекратить эту практику раз и навсегда.

— Вы бы хотели вернуться, поиграть в России еще?
— А кто бы не хотел? Но это маловероятно. Сейчас ведь действует суровый лимит на легионеров. К тому же я не так и молод.

— В Грузии подобные эксцессы случаются?
— Увы, это не только российское явление, но и в Грузии случается, и даже в Азербайджане, где я сейчас играю за бакинский «Интер». Но такого, чтобы без объяснения причин выгоняли… Я еще понимаю, когда команда в кризисе, просят потерпеть, выплачивают только. Пускай хоть год так будет, но в «Волге» такого не было. С некоторыми игроками, кстати, уже рассчитались, но мне пока не везет.

— Продолжаете следить за российским футболом?

— За все команды, которые выступал в прошлом, по-прежнему болею. У меня осталось много друзей, со всеми сохранились хорошие отношения. Про «Зенит» и ЦСКА невозможно не знать, у них хорошие результаты в Европе.

— На чемпионат Европы отобрались Россия и Украина. Когда там ждать Грузию?
— Дай бог, чтобы в следующем цикле мы попали на чемпионат мира. У нас ведь много хороших талантов растет. Но нужен сильный внутренний чемпионат, в котором игроки смогут расти. На Украине и в России вкладывается много финансов, и вот результат. Какой чемпионат – такая и сборная.

— Вы провели пять лет под руководством Курбана Бердыева в «Рубине». В курсе его последних успехов?
— Естественно, я с Бекиевичем дружу до сих пор, мы созваниваемся и переписываемся. Я рад, что «Ростов» так высоко забрался. Бердыев везде показывает, что он хороший тренер, европейского стандарта.

Получить оперативный комментарий у представителей «Волги» на момент написания материала не удалось.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице ФНЛ, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».