Генный код
Выбор жизненного пути Наташей Ковачевич был предопределен задолго до рождения. Ее отец Вукашин играл в гандбол на профессиональном уровне, а мать Наталья была видной фигурой на балканском баскетбольном небосклоне. Так что альтернативы у второго ребенка в семье Ковачевичей фактически не было: поскольку брат Иван остался в стороне от большого спорта, именно на Наташу возлагались надежды по продолжению династии. За кем из родителей последовать, девочка размышляла недолго.
Где-то гены взяли свое, в чем-то помогло подсознание — материнские медали, с которыми наша героиня забавлялась в детстве, ассоциировались с чем-то ярким и приятным.
К слову, дефицита этих кругляшей-погремушек малышка никогда не испытывала: Ковачевич-старшая собрала чуть ли не все возможные награды как на клубном, так и на международном уровне. Скажем, в 1979-м вместе с «Црвеной Звездой» она выигрывала Евролигу и завоевывала титул вице-чемпионки континента в составе молодежной сборной Югославии.
Сербская надежда
Любопытно, что двигаться след в след по матушкиным стопам Наташа отказалась: азы баскетбола уроженка Белграда взялась постигать в «Партизане» — принципиальнейшем сопернике и злейшем враге «Звезды». Ковачевич-старшую этим, конечно, попрекали: мол, с воспитанием дочери вышел прокол. Однако глядя на то, как Наташа прогрессирует не по дням, а по часам, мать-чемпионка лишь улыбалась в ответ критикам. Уже в 15 лет восходящая звездочка черно-белых стала серебряной призеркой национального первенства и вошла в основной состав юниорской сборной страны.
Далее последовали дебюты в Адриатической лиге, выступления на первенствах континента по «андерам» и первый трансфер в жизни.
Переход, может, получился и негромким, однако само внимание к Наташе со стороны «Вождаваца» льстило: в Сербии собирались создавать проект на годы вперед с целью собрать под клубными знаменами сильнейших молодых игроков поколения — и Ковачевич входила в список приоритетных подписаний.
Увы, в 2013-м команду накрыл финансовый коллапс, и Наташа осталась без работы. Однако блестящие выступления на внутренней арене и активное участие в походе за бронзой на Евробаскете-2012 для девочек не старше 18 лет создали нападающей столь привлекательное резюме, что на правах свободного агента ее подписала «Црвена Звезда». Третье место, добытое дружиной по итогам розыгрыша, лишь подтвердило верность трансферного решения. Менеджмент же клуба и вовсе задумал связать с Наташей будущее на несколько лет вперед, предвкушая ее расцвет. Однако летом на горизонте появился «Дьор» — и раз и навсегда изменил судьбу спортсменки.
Венгерский соблазн
Обычно, когда люди слышат фразу «предложение, от которого невозможно отказаться», они представляют горы денег, пополняющие банковский счет счастливчика. Однако в нашем случае ситуация не имела с деньгами ничего общего. Это в конце 2000-х венгры имели внушительный золотой запас, приглашая под свои знамена именитых исполнительниц калибра Синди Лимы или Танджелы Смит. Когда же контракт подписывала Ковачевич, клуб уже жил в режиме жесткой экономии. Существенное сокращение бюджета заставило менеджмент не просто позабыть о роскоши, но и в корне изменить трансферную политику.
«Дьор» приглашал в свой стан молодых и перспективных девушек с надеждой в ходе сезона продать их подороже, а на вырученные деньги продолжить скромное, но гордое существование. Заманивали же в свои сети перспективных исполнительниц венгры одним простым и коротким словом — «Евролига». Выступления на самом высоком клубном уровне изо всех возможных привлекали баскетболисток. Ведь там достаточно лишь раз заявить о себе в полный голос — и в дальнейшем многие карьерные двери открываются перед спортсменкой автоматически.
Ковачевич это понимала, а потому без колебаний подписала контракт. А почему нет? Команда скроена сплошь из сверстниц, тренер Фузи Акош славен работой по огранке талантов, перспектива играть много и разнообразно на высшем уровне более чем очевидна.
Да и в финансовом смысле пусть чуточку, но условия, которые предлагал «Дьор», выгоднее. Баскетбольную Сербию Наташа уже знала вдоль и поперек, а потому в свои 19 решилась на первый легионерский опыт в карьере.
Мир, где нет меня
То, что произошло 7 сентября 2013 года, в Венгрии — да и во всем баскетбольном мире — до сих пор вспоминают с содроганием в голосе. Хотя обычный осенний день, достаточно солнечный и теплый, для баскетбольного клуба и близко не предвещал беды. Напротив, на гостевой спарринг с «Шопроном» команда отправлялась в радужном настроении: после отличной предсезонки девчата собирались прикинуть, как они будут выглядеть в сезоне и на что могут рассчитывать. Рассевшись в клубном автобусе по заведенной еще с первого кэмпа традиции, девчонки уткнулись в мобильные девайсы, а тренеры прикорнули на передних сиденьях, чтобы скоротать путь…
Спустя двадцать минут автобус сотряс жутчайший удар — старенькая «Лада» выехала на встречную полосу и протаранила транспорт «Дьора». Атака могла быть лобовой, поскольку 70-летний дедушка, управлявший машиной, попросту бросил руль, когда увидел, что мчится прямиком под колеса исполина. Однако клубный водитель успел взять вправо и смягчить контакт.
Увы, при этом автобус потерял равновесие и, усугубленный контактом, завалился на бок. В ту секунду у всех, проезжавших рядом, кровь застыла в жилах: по тому, как транспорт «Дьора» слетал с трассы на обочину, было очевидно — жертв не избежать, как бы оперативно «скорые» ни прибыли на место ДТП.
Надо отдать должное венгерским медикам: они сделали все, что было в их силах, для оперативного реагирования и спасения людей. Бригады врачей в Сомбатхее выходили Саманту Маккей, перенесшую перелом двух позвонков, и фактически по кусочкам собрали массажиста Бурди Сабольча, извлеченного из-под обломков с пробитым легким и поврежденной трахеей. В Шопроне доктора поставили на ноги еще восемь человек из состава команды, залатав порезы, взяв в шины вывихи суставов и сняв боль от трещин в ребрах.
В самом же Дьоре велась война за жизнь самых «тяжелых» пациентов. К сожалению, вслед за менеджером Петером Таподи, погибшим на месте, не удалось спасти главного тренера — Фузи Акош умер в больнице из-за большой кровопотери. А вот Наташу Ковачевич вертолетом доставили в госпиталь вовремя. Вот только с малоутешительным прогнозом: чтобы остаться в живых, баскетболистке требовалась ампутация ноги.
Битва за жизнь
На весь вечер 7 сентября новостные порталы Венгрии превратились в онлайн-площадку по трансляции самых актуальных новостей, связанных с ЧП. Криминалисты выяснили, что престарелого виновника инцидента взяли под стражу, обвинив в непредумышленном убийстве. Политические обозреватели добрались аж до президента Олимпийского комитета Венгрии (и по совместительству мэра Дьора) Золта Боркая, чтобы тот вывел трагедию на национальный уровень. А спортивные обозреватели взялись обзванивать близких и коллег представителей «Дьора», чтобы объяснить людям, чьи жизни оказались под угрозой.
Чаще всего тревожили легендарного коуча Ласло Ратгебера, знавшего лично чуть ли не всех пострадавших. Однако что тогда легенда тренерского цеха, придавленный горем, не мог говорить пространно, что сейчас отвечает на вопросы о трагедии через боль, вновь и вновь пропуская ее через себя.
«Это большая утрата. Мы работали с Акошем на протяжении 13 лет — он был моим ассистентом. И с ним, и с Петером мы трудились в национальной сборной Венгрии, проводя лето за летом вместе. Они были мне словно братья. Прошло два года, а я все еще не могу в это поверить», — признается специалист.
Стрингеры же, гонявшиеся за самыми «горячими» новостями, осадили больницу в Дьоре, где решалась судьба Ковачевич. Изначально предполагалось, что спортсменке удалят всю ногу, дабы избежать заражения. Однако после целого ряда консилиумов хирурги решили пойти на риск и ампутировали лишь часть конечности ниже колена. Сложная процедура заняла добрый час, однако по возвращении в палату жизни Наташи ничего не угрожало.
Фактически ангелом-хранителем баскетболистки стала ее подруга Милица Йованович. Именно она вытащила Ковачевич из-под завалов и помогла продержаться до приезда врачей.
«Она не только замечательная спортсменка, но и великий человек. Несмотря на повреждения, Милица выбралась из автобуса сама, а потом начала спасать одноклубниц, оказывать им первую помощь. И это несмотря на панику, крики, боль и страх!» — восхищался баскетболисткой министр спорта Сербии Ваня Удовичич, который прибыл в больницу Дьора к пострадавшим наутро после трагедии.
Вместе с ним приехала целая свита официальных лиц страны, обещавших баскетболисткам поддержку от лица федерации, спортивных ведомств и федеральных служб. Естественно, особое внимание уделялось Ковачевич, ведь для Наташи жизнь начиналась с нуля. Без любимого дела, без перспектив и без тела, способного работать на сто процентов.
Нет слова «невозможно»
Спустя неделю Наташу перевезли в Белград, где она начала долгий путь возвращения в реальный мир. Мужеству девушки можно было только позавидовать, ведь все это время (да и в дальнейшем, как выяснилось) ее преследовали демоны осеннего ДТП.
«Наташа все время пребывала в сознании: и в момент аварии, и после нее — по дороге в больницу, внутри госпиталя. Она прекрасно все помнит, о чем рассказала, как только отошла от анестезии. Но как бы тяжело ей ни было, она не проронила ни слезинки. Даже сейчас, когда боль не отпускает ее ни на секунду, дочь держится молодцом», — раскрыл подробности состояния Наташи ее отец после того, как семья воссоединилась в Сербии.
Однако на родине Ковачевичи не задержались: простым процессом реабилитации Наташа решила не ограничиваться и уже спустя пару недель после восстановительных занятий задумала глобальное дело — вернуться на площадку в качестве игрока. Поначалу светила науки лишь пальцем крутили у виска в ответ на все вопросы спортсменки о подобной возможности. Однако пасть духом Наташе не позволили специалисты из-за рубежа: поскольку история нападающей разошлась по планете, интерес к жизни девушки проявили многие соседи. В их числе медики из Франции, взявшиеся разрабатывать для девушки специальный протез.
Средств на него требовалось немало, однако здесь свое слово сдержали сербские власти. Плюс выручили Ковачевич коллеги по баскетбольной семье: все европейское сообщество приняло участие в судьбе девушки, в том числе финансово облегчив ее расходы на реабилитацию. Как итог, спустя год после ДТП, мучительных процедур и адской боли Наташа вновь обрела возможность ступить на две ноги. Через что она прошла, Наташа вспоминать не любит — и говорить отказывается. Зато охотно концентрирует внимание на том, как важно оказывать поддержку атлетам, обнаружившим себя в столь непростых ситуациях.
«Мы организовали фонд помощи молодым спортсменам, чтобы они развивались, получали образование, даже если в спортивной карьере что-то идет не так. Зачастую, оставшись вне любимого дела, у ребят и девушек просто нет денег, чтобы начать новую жизнь. Мы попробуем это изменить, ведь каждый человек должен иметь право на второй шанс в жизни», — уверена Ковачевич.
Помимо занятий собственным телом Наташа закаляла дух. Она стала послом женского баскетбола от ФИБА — и в перерывах между сеансами реабилитации посещала детские школы, чтобы собственным примером вдохновить подрастающих спортсменов. «Главное, что пыталась донести до них, так это одну простую вещь. В лексиконе человека не должно быть слов «не могу», «невозможно», «нереально». Если у вас есть цель, то она осуществима. Вы можете черпать мотивацию отовсюду — меня, например, заряжали верой в жизнь даже такие простые вещи, как песни Светланы Ражнатович. Стремитесь к своей цели, боритесь за себя — и вы поймете, сколь много сил в вас сокрыто», — делится философией спортсменка.
По возможности Наташа наведывалась и в баскетбольный зал. Поначалу, разумеется, для выполнения представительских функций: скажем, в конце 2013 года она посетила товарищеский матч между «Дьором» и «Црвеной Звездой», посвященной памяти погибших сотрудников венгерского клуба. Затем она еще несколько раз выступала в качестве почетного гостя матчей женской Евролиги, демонстрируя, что ее дух не сломлен, какие бы ментальные трудности ни приходилось переживать, глядя на баскетбольные матчи со стороны.
«В такие минуты люди часто спрашивали у меня, откуда берутся силы все это выдерживать. Все просто — мама, папа, брат, близкие и друзья из баскетбольного мира своим нахождением рядом напоминали, что я не имею права сдаваться.
Ничего ведь не изменилось — разве что жизнь чуть подкорректировала правила, по которым мне теперь приходится играть. И как только буду достаточно готова, чтобы вновь вступить в борьбу, я это сделаю», — слова Ковачевич и сейчас звучат как манифест, которым руководствовалась та Наташа, из 2013-го. Манифест сей был столь впечатляющим, что Олимпийский комитет Сербии вручил ей награду имени Пьера де Кубертена в номинации «Спорт как школа жизни». Причем трофей передал Наташе в руки легенда балканского баскетбола Владе Дивац.
Любопытно, что работа Ковачевич в баскетбольном зале и ее возвращение к тренировкам прошли мимо внимания баскетбольной общественности. Наташа словно готовила публику к чему-то несравнимо большему и отчасти невероятному. А потому первые броски по кольцу совершала во Франции, под присмотром тамошних специалистов. Ну а когда почувствовала в себе силы работать в былом формате, как игрок реальной команды, тогда-то и предприняла действие, благодаря которому вошла в историю. Поначалу, в ноябре 2015-го, Ковачевич подписала профессиональный контракт со ставшей ей родной «Црвеной Звездой».
А всего пару дней назад, выйдя на паркет национального первенства, Наташа превратилась в первую женщину-паралимпионика в европейской истории, поучаствовав в официальной игре на равных со здоровыми соперницами.
В поединке против студенток из Ниша нападающая за 15 минут на паркете набрала пять очков, отдала результативный пас и сделала три подбора.
«Такое ощущение, что только вчера приехала из Венгрии — будто перешла из «Дьора» в «Звезду», только и всего, — делится ощущениями от дебюта спортсменка. — Всего неделю назад получила лицензию на участие в матче, но была уверена, что не подведу одноклубниц и тренера. Кажется, все получилось как нельзя лучше».
Спорить с Наташей сложно: Белград победил 78:47, а сама спортсменка попрала, казалось, незыблемые баскетбольные устои. Согласно оным, считалось, что после подобных травм в большой спорт назад хода нет. Однако теперь в ответ на подобные утверждения Ковачевич лишь улыбается, помахивая техническим протоколом матча против «Ниша» и показывая видеозапись игры, сделанную сербским и итальянским телевидением.
«Слово «невозможно» придумали люди, которые верят в оправдания, а не дела. Никогда не опускайте руки, верьте в себя, в близких, в то, что даже в самой сложной ситуации хотя бы мизерный шанс на победу, но остается. И если эта вера будет искренней, а ваш труд самоотверженным, поверьте, — вы добьетесь того, чего желаете».
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на странице баскетбола.