— Олег Кимович, позади первая половина серии Гран-при, победителями этапов стали китайцы Суй – Хань, канадцы Дюамель – Редфорд и россияне Кавагути – Смирнов. Можно ли уже делать какие-то выводы или, может быть, даже говорить о выявлении неких тенденций в парном катании?
— Все пары-победители делали попытки исполнения сложных четверных элементов. Кто подкрутку, кто выброс, кто один, кто два. И мне кажется, сегодня, если ты хочешь в этом олимпийском цикле пробиться в пульку, то хотя бы один элемент «ультра-си» у тебя должен быть.
Параллельный тройной прыжок со времен наших с Еленой (Валовой, партнершей Олега Васильева, олимпийской чемпионкой 1984 года. — Газета.Ru) выступлений не является элементом «ультра-си». Тройная подкрутка сегодня тоже уже не редкость, на хорошем уровне ее делают практически все. Значит, нужно что-то делать либо со сложными каскадами, к примеру, из двух тройных прыжков (а это очень большой риск и небольшая прибавка к базовой стоимости элемента), либо что-то четверное, что является сложным и в изучении, и в исполнении.
Китайцы Суй – Хань делают и четверную подкрутку, и четверной выброс. И то и другое они делают очень хорошо, в плюсовой зоне. Подкрутку, если не ошибаюсь, они делают третьего уровня сложности, и выброс тоже на такие плюсы, что итоговая оценка за этот элемент зашкаливает далеко за 10 баллов.
Канадцы в этом году добавили второй четверной выброс, добавив его и к без того сложному набору элементов, который у них был раньше. Параллельный тройной лутц, который почти на два балла дороже тройного тулупа, у них был уже в прошлом году. Один четверной выброс у них тоже был в прошлом году, а с нового сезона они добавили и четверной флип. На соревнованиях его еще не исполняли, но на тренировках делали, и достаточно успешно, связку из двух четверных выбросов в произвольной программе — то, что в Китае продемонстрировали Юко Кавагути и Александр Смирнов.
На мой взгляд, тенденции этого четырехлетия будут сводиться к тому, что, кто будет делать наиболее сложный набор элементов и чисто их исполнять, тот и будет лидировать. Сегодня одной программой, одной хорошей композицией не выиграешь. К концу сезона мы должны увидеть ряд пар, которые будут исполнять и сложные элементы, и будут показывать хорошее катание. Те три пары, что выиграли первые три этапа, — явные претенденты на финал Гран-при, и они же потенциально будут претендовать на медали чемпионата мира в Бостоне.
Кто еще не выступал, кого мы не видели? Пока еще не выходили на лед на этапах Гран-при олимпийские чемпионы Волосожар – Траньков. И этот дуэт сейчас — так называемая темная лошадка, которая может что-то изменить. У них, насколько я знаю, пока нет в наборе элементов ничего сверхсложного по сравнению с тем, что они делали в Сочи.
— Под сверхсложным вы понимаете четверные элементы?
— Четверные подкрутки, выбросы и каскады три-три. Те же самые Столбова – Климов, катавшиеся в Милуоки, показали в произвольной программе каскад из трех прыжков, причем два из них были тройными — три-три-два. Да, они много с чем не справились там, но я хотел бы остановиться на том, что они выполнили.
И это заявка на то, чтобы влиться в борьбу за лидерство в середине и в конце сезона. Без этих элементов сегодня, во всяком случае до Игр в Корее в 2018 году, я думаю, за золотые медали на чемпионате мира бороться сложно.
Но. На Олимпиаде существует еще один турнир — командный. И для того, чтобы получить медаль в командном турнире, может быть, совсем не обязательно иметь в арсенале четверную подкрутку, четверной выброс или каскад три-три. Там будет достаточно откататься во всех четырех видах всем безошибочно с достаточно средним или выше среднего набором элементов. Четверной не потребуется, это не индивидуальный турнир, где надо выигрывать и никто тебе не поможет: ни одиночники, ни танцоры. Поэтому для тех, кто смотрит туда, игра будет несколько другой.
— То есть вы предполагаете, что сейчас есть в российском фигурном катании те, кто заглядывает в первую очередь на командный турнир, уже не претендуя на корейской Олимпиаде на высокие места в личном?
— Мне почему-то кажется, что у нас в команде будет по крайней мере два представителя в разных видах, которые будут стремиться именно к этому. К тому, чтобы участвовать именно в командном турнире и избежать по возможности борьбы в индивидуальных соревнованиях.
— Что это за виды?
— Мужское и парное катание.
— Как быть тем парам, которые не владеют еще элементами «ультра-си», но хотят конкурировать с теми, кто эти элементы исполняет?
— На мой взгляд, этим парам надо сфокусироваться на качественном исполнении того, что они могут. Произвольная программа в Китае показала, что тройной выброс флип, исполненный китайцами Суй – Хань, стоит почти столько же, что и четверной выброс Кавагути – Смирнова, приземленный на две ноги.
И если мы посмотрим на программу издалека, то лучше, на мой взгляд, будет выглядеть программа с суперисполнением тройных, чем со средним исполнением четверных. У тех, кто четверными не владеет, кто не хочет «убиваться» — боится или не может, путь другой: качество исполнения сложных элементов, не суперсложных, но сложных, плюс очень серьезная работа над программой в плане хореографии. Чтобы программа была глаз не оторвать. Тогда они будут конкурентоспособны даже без четверных выбросов.
— Можете назвать такие пары? Навскидку две-три.
— Столбова – Климов.
— Все?
— (долгая пауза) Пока все... Может быть, вторая половина Гран-при кого-то еще высветит, но пока на сегодня все. Потому что у Столбовой – Климова нет четверных, ни выброса, ни подкрутки, и в ближайшее время им это не светит. Но у них есть харизма, уверенность в катании, и у них есть все-таки сложный элемент, каскад три-три-два, о котором мы говорили, это все-таки не элемент «ультра-си», но один из сложнейших прыжковых элементов в парном катании.
— В то же время большое количество четверных выбросов увеличивает возможность травмы партнерши. В связи с этим возникает вопрос: как долго сохранится тенденция усложнения программ и не пойдет ли в обратную сторону?
— Чтобы разучивать, а потом исполнять четверные выбросы, партнерша должна быть не очень высокой и с не очень длинными руками и ногами, которые иначе будет сложно скоординировать при многооборотных прыжках. Достаточно крепкой в ногах, чтобы приземлиться после длинного и высокого выброса, и с достаточно узкими бедрами, чтобы быстро вращаться. Это требования к партнерше, потому что она испытывает наибольшую нагрузку при приземлении с выброса и травмы получает именно она.
Это приводит к тому, что эстетика парного катания меняется. Типичные представители сегодняшнего парного катания, такого, скажем, «компактного характера» — это Суй – Хань, которые стремятся к усложнению техническому. В двух других же китайских парах, где партнерши и выше, и более длинноногие, не все так хорошо. С четверными и даже с тройными.
Так вот, будет ли современная «компактность» настолько смотрибельна, как в предыдущем четырехлетии, когда пары были красивые, статные? Партнеры под метр девяносто, партнерши за метр шестьдесят. Это было действительно приятно для глаз. И мы к этому уже привыкли. Сегодня может измениться именно экстерьер пары.
Будут ли изменения позитивными? Не уверен, но время покажет. Если пары типа Волосожар – Траньков или другие, что выглядят столь же эстетично и очень красиво, смогут делать безупречно тройные прыжки, выбросы и подкрутки, получая максимальные GOE за исполнение, и делать это из турнира в турнир, начнется борьба двух направлений. Усложнения технического и красивого катания с хорошим исполнением всех элементов, включенных в программу.
— Какому из этих направлений отдаете предпочтение лично вы?
— Эстетическому.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице фигурного катания.