Если изучать историю вопроса скрупулезно, то приходишь к выводу: методика Клоппа стара как мир. Ведь его коллеги по цеху перманентно видели в женщинах угрозу для концентрации подопечных. Потому их то и дело призывали держаться подальше не только от клубных лагерей, но даже от мест дислокаций сборных.
Наставник мексиканской национальной дружины Мигель Эррера в данном вопросе вовсе проявил экстремальный радикализм — и запретил футболистам… заниматься сексом на всем протяжении чемпионата мира — 2014!
По мнению наставника, так закаляется профессионализм. Ведь если спортсмен не может выдержать без плотских утех 20 дней, его сломает любая трудность, тогда как главную силу дружины коуч видел именно в твердом характере.
Говорят, после объявления о нововведении игроки взвыли волками, поскольку предполагали, что самые дикие «баны» со стороны Эрреры (например, запрет на употребление говядины, алкоголя и табака) уже пережили. Да и пример конкурентов-бразильцев давал надежду на послабления хотя бы в вопросах секса: рулевой «селесао» Луиз Фелипе Сколари попросил подопечных лишь «не усердствовать с акробатикой во время выбора поз».
Однако хрустальная мечта ацтеков разбилась о характер тренера Мигеля: начальный тренерский посыл «сексом заниматься будет можно, но только не друг с другом» в итоге трансформировался в жесткое вето на все удовольствия.
К слову, южане в последнее время вообще отличаются суровостью подходов по отношению к дисциплине. Так, преемник Сколари — Дунга первым делом после назначения поставил крест на мечтах футболистов о красивой прическе. Неймару и иже с ними было сказано прямым текстом: никакого наведения красоты на голове перед матчами, никаких экзотических покрасок, узоров и прочих финтифлюшек.
«Мужик должен оставаться мужиком!»
— отрезал наставник, заодно запретив подчиненным жаловаться в прессе на арбитров и неблагоприятные обстоятельства, а также плакать на поле.
Та же политика «твердой руки» прослеживалась на континенте и на клубном уровне. Скажем, Альфио Басиле во время руководства аргентинским «Сан-Лоренцо» принципиально не пускал священников в раздевалку, дабы те не расхолаживали спортсменов душеспасительными беседами.
Примечательно, что одной из жертв строптивого коуча стал Хорхе Марио Бергольо — преданный фан «ворон», сейчас более известный миру как папа Римский Франциск.
Впрочем, хватает чудачеств и с участием представителей Старого Света — особенно богаты на выдумку шефы английских клубов. Уже легендарными, наверное, стали запреты Паоло ди Канио на употребление кетчупа с майонезом, Дэвида Мойеса — на чипсы и картошку-фри, а Арсена Венгера — на батончики «Марс».
Но эти «баны» хотя бы теоретически объяснимы: вред здоровью, лишний вес и прочие неприятности. А вот свыкнуться с аргументацией шефа «Болтона» Нила Леннона не получается по сей день, хоть менеджер применил одну из самых дичайших инноваций в истории «Уондерерс» около года назад.
Рулевой в повелительном наклонении сказал нет… головным уборам, в которых тренировались футболисты в особо холодные дни. «Они ведь в матчах в них на поле не выйдут — какой смысл тогда носить шапки сейчас?» — заключил Леннон, который, заметим, все дебютное занятие провел с покрытой головой.
Немногим ранее, в 2013-м, на Туманном Альбионе не хуже Леннона «зажег» Алан Пардью. Главный тренер «Ньюкасла» все лето целенаправленно скупал на трансферном рынке французских игроков — и под занавес ярмарки собрал в регионе целую диаспору «мушкетеров». Однако уже первые занятия обнаружили изъян в идее коуча: новобранцы практически ничего не понимали по-английски!
Что делать? Менеджер принял волевое и единственно верное, по его мнению, решение: всем 13 футболистам из Франции было запрещено общаться на родном языке!
Вместо этого Пардью уволил всех переводчиков спортсменов, а самих парней отправил на курсы «инглиша» — три раза в неделю на протяжении месяца. О том, успешна была эта затея или нет, можно судить по дальнейшей судьбе «сорок»: мало того, что команда прозябала вдалеке от медальных битв, так нынче в ней нет уже ни Пардью, ни подавляющего большинства приглашенных им легионеров.
А вот Жозе Моуриньо «Челси» по-прежнему правит, хотя еще неделю назад его положение было незавидным. После серии неудач на внутренней арене кресло под боссом английских чемпионов зашаталось — и тогда португалец запретил на тренировках шутить и смеяться.
Футболисты отнеслись к этому с пониманием, хотя подобные меры для специалиста были не характерны. Спортсмены, игравшие у него в Лондоне, всякий раз отзываются о Моуриньо как о позитивном и внимательном к людям человеке. А уж если и заводят разговоры о «банах», им инициированных, то со смехом. В качестве примера приводится история минувшего лета, когда «пенсионеры» отправились в Таиланд на товарищеский матч с местной национальной сборной.
В аэропорту коуч официально одобрил шопинг и посещение достопримечательностей, но на посещение местных борделей наложил вето.
Полузащитник «Сандерленда» Стефан Шварц собрался куда дальше, нежели дома терпимости в Тайн-Уире. С детства футболист мечтал отправиться в космос — и оставался верен мечте даже в зрелом возрасте. Именно потому на стыке тысячелетий, когда «черные коты» приобретали футболиста у «Валенсии», над соглашением с ним пришлось работать всему юридическому отделу клуба. В результате Шварцу официально запретили участвовать в любых мероприятиях, тестах и полетах (!), связанных с космосом.
Любопытно, что в спортивном сообществе европейские традиции за рубежом даже в классических своих проявлениях не всегда воспринимаются позитивно. А некоторые и вовсе считаются тлетворными.
В частности, один из самых успешных антикризисных менеджеров Африки Стивен Кеши долгое время борется против пирсинга и сережек в своих командах. Скажем, после того, как сборная Нигерии не смогла квалифицироваться в финальную часть Кубка континента несколько лет назад, коуч назвал главным злом, помешавшим команде, именно нательные украшения — и запретил их.
«Мы уподобились самым развращенным европейским игрокам и погрязли в ереси, поэтому футбол отошел у парней на второй или даже третий план»,
— заявил менеджер и вернул своим подопечным «человеческое обличье».
Справедливости ради признаем: вопрос внешнего вида заботил даже великих людей — тренеров Арсена Венгера и сэра Алекса Фергюсона, запрещавших ношение цветных бутс и щегольской формы. Но куда забавнее факт борьбы с пижонством Винченцо Монтеллы — тренера, который еще десяток лет назад сам пребывал в ранге звездного игрока.
Возглавив «Фиорентину» пару лет назад, Аэроплан запретил игрокам носить серьги и другие ювелирные украшения, а также повязки на голове — в том числе на тренировках. Кроме того, специалист также запретил футболистам отворачивать шорты (они это делали во время тренировок, чтобы получить равномерный загар на бедрах) и ввел во время предсезонной подготовки комендантский час. То есть после 20.00 «фиалкам» нельзя было покидать тренировочную базу — как в рабочие, так и в выходные дни.
Драконовскими мерами Монтелла пытался отучить подопечных от попадания в скандальные истории, которыми те прославились в сезоне-2011/12.
Самым же забавным во всем списке назовем запрет, инициированный сербским наставником сборной Китая Борой Милутиновичем. Ведь «бан» касался не игроков, а непосредственно самого коуча! Встав у руля национальной команды, специалист запретил переводчикам… переводить ругательства футболистов в свой адрес!
Тем самым он не только обезопасил себя от головной боли в вопросах коммуникации, но и наладил позитивно-доверительный контакт с футболистами. Результат не заставил себя ждать: под водительством Милутиновича китайцы впервые в истории вышли в финальную часть чемпионата мира по футболу.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице мирового футбола.