«Наши главные конкуренты — США, Бразилия и Китай»

Елизавета Тищенко — о победе россиянок на волейбольном чемпионате Европы

http://cev.lu/
Четырехкратная чемпионка Европы по волейболу Елизавета Тищенко рассказала «Газете.Ru», как наша женская сборная выиграла континентальное первенство, с кем ей придется соперничать на Олимпиаде в Рио и почему российскому волейболу нужно больше таких игроков, как Ирина Заряжко.

— Были и у вас сомнения в победе россиянок перед турниром или по ходу?
— Если честно, были. Я слежу за командой. Сезон был в целом неплохой, но не очень стабильный. После предыдущей победы на чемпионате Европы в Берлине поводов для радости было не много. Несколько раз впоследствии я даже говорила, что лучше, чем в Германии, они не играли. Но в недавнем финале ЧЕ наши девушки показали столь же высокий уровень игры и победили очень убедительно.

Появилась уверенность: «Могут, значит». Однако впадать в эйфорию не стоит. Все по тем же причинам: команда два года выглядела не слишком убедительно, слабо выступила на Кубке мира, да и тренеры никак не могли определиться с составом.

— Получается, наша сборная проявляет себя только на чемпионатах Европы?
— Мы победили второй раз подряд, но, если вы помните, до этого на континентальных первенствах у нас были сплошные провалы. В 90-х мы доминировали в Европе, затем, напротив, постоянно уступали на этом уровне, хотя выиграли два чемпионата мира. Здесь нельзя выявить какую-то закономерность, каждый турнир стоит рассматривать отдельно.

В Европе у нас всегда была сильная конкуренция — Германия, Сербия, Голландия, Турция, которые показывали стабильные результаты. Но если говорить о расстановке сил в мире, россиянки, как ни крути, сильнейшие на своем континенте. И по-настоящему большие проблемы у нас вызывают не европейские конкуренты — США, Бразилия и Китай.

— В матче с Хорватией на групповом этапе подопечные Юрия Маричева уступили со счетом 0:3. Что за проблемы тогда были у сборной и какие из них удалось решить?
— С хорватками сказалась определенная нехватка мотивации. Все-таки наши девочки понимали, что эта игра им практически ничего не давала. В итоге не хватило настроя и концентрации, сборная совершала детские ошибки. Конечно, команда такого уровня не должна допускать таких срывов, но глобальных проблем у нее не было.

А то, что случилось в финальном матче с Голландией, стало приятным сюрпризом. Я давно не видела наших волейболисток такими — предельно настроенными, сконцентрированными, твердыми. Они почти не допускали ошибок и при этом заставляли ошибаться противника.

— И все-таки, чего в этой победе было больше — воодушевления россиянок или какой-то неподготовленности и усталости соперниц?
— Голландки уже прыгнули выше головы на этом турнире. Выход в финал — это большая заслуга тренера Джованни Гвидетти, который работает с ними всего год. На прошлом европейском первенстве он довел до финала Германию, теперь — Голландию.

У них есть хорошие, перспективные волейболистки, которым, возможно, не хватило опыта. К тому же им тяжело было играть под давлением собственных трибун. Но самое главное, конечно, что наши девочки заметно превосходят их в классе.

— Какое золото далось нашим девушкам проще — нынешнее или предыдущее? И какая из наших сборных была сильнее?
— Команда во многом сохранилась, но надо понимать, что два года назад у этих девочек было на два года меньше опыта, а в волейболе это огромный срок. Стала намного надежнее играть Наталья Обмочаева. Года три назад у нее бывали провалы, а сейчас она показывает игру настоящего лидера, на которого можно положиться в любой момент. У Тани Кошелевой было много проблем: травмы, непонятные спады, а сейчас она играет прекрасно. Как-то психологически люди становятся взрослее, умнее, приобретают наработки, навыки.

То есть тогда это была молодая и перспективная команда, а сейчас это опытные, всемирно известные волейболистки.

— Справедливо ли, что Обмочаева не попала в символическую сборную турнира?
— Символическая сборная создается на основе статистических данных. Видимо, по каким-то показателям Обмочаева не была самой лучшей, и только поэтому ее не включили. Либо кто-то опередил ее по очкам, либо она не стала лучшей в эффективности.

Нам может казаться, что Наталья выигрывала каждый мяч, но на самом деле в других командах, возможно, были более эффективные игроки. Хотя этот статистический показатель, конечно, не говорит обо всем, потому что Обмочаева часто получает мяч, и именно за счет этого процент эффективности может быть ниже.

В то же время Ирина Заряжко была первой на блоке по количеству выигранных мячей и попала в сборную исходя из этих данных. Несправедливости здесь искать не стоит.

— Продолжая тему лидеров, помимо Обмочаевой и Кошелевой у нас, кажется, появилась еще одна звезда.
— Да, Заряжко мне очень понравилась. Непонятно, почему ее не было на Кубке мира в Японии. Потому что она не только очевидно одна из лучших центральных в России, но и настоящий мотор команды. И в жизни, и на площадке она очень позитивный человек, так что это расхожая шутка, что «Заряжко заряжает команду».

Одна из главных проблем нашей команды — почти полное отсутствие игры первым темпом. И когда стали Ирину использовать чуть побольше, эта проблема стала не такой острой. Так что надо давать дорогу молодым, нашей сборной нужно больше «заряжек».

Помимо всего прочего, Заряжко сильно разгрузила Кошелеву и Обмочаеву, которым тяжело было тащить все игры на себе. На Кубке мира наша команда была легко читаемой для соперников. Те знали, что нужно нейтрализовать двух игроков, вот и вся стратегия. А теперь атаки России стали куда более непредсказуемыми.

— На стыке девяностых и нулевых россиянкам, и вам в том числе, удалось выиграть три европейских титула подряд. Насколько велики шансы нынешней сборной повторить это достижение?
— В Европе, я думаю, смогут побеждать без проблем. Команда у нас достаточно молодая. Я даже смеялась, что в этой сборной играют две дочери моих подруг по команде, олимпийских чемпионок: Ксения Ильченко дочь Ирины Ильченко (до замужества Смирновой), а Катя Касьяненко — дочь Марины Панковой (до замужества Никулиной). Я вместе с ними выигрывала чемпионат Европы в 1993-м, так что это уже второе поколение наших континентальных чемпионок.

Думаю, через два года у нынешней сборной будут все шансы, чтобы выиграть третье первенство подряд.

Другое дело, что на мировой арене будет сложнее. Мы по-прежнему входим в четверку сильнейших сборных планеты наряду с Бразилией, США и Китаем. Думаю, это наши основные соперники на Олимпийских играх в Рио, и даже предположу, что именно эта четверка может в полном составе добраться до полуфинала Игр. Но и многих других не стоит сбрасывать со счетов — тех же сербок, к примеру.

— И последний вопрос — о мужчинах. На недавнем Кубке мира наша мужская сборная выглядела гораздо лучше, чем в Мировой лиге, хоть и не получила олимпийскую путевку. Сможет она защитить свой титул?
— Сложно сказать. В Европе сейчас сильнейшая конкуренция в мужском волейболе. Претендентов на золото очень много: Италия, Польша, Россия, Сербия. Плюс Германия, которая отлично выступила на прошлом чемпионате мира. Плюс Франция, которая в этом году вообще выиграла Мировую лигу.

Отстоять титул будет очень тяжело, но я верю в тренера. При Алекно команда стала возрождаться и даже относительно неплохо выступила на Кубке мира. Он знает, что сделать и что сказать в важные моменты. К тому же чемпионат Европы всегда считался очень важным стартом, так что думаю, наша команда подойдет к нему на пике формы.

Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице летних видов спорта.