Белеет парус. Как уплыть за горизонт

Самый красивый способ проводить сентябрь и лето

Екатерина Кулиничева
PROyachting
«Газета.Ru» поговорила с лучшей яхтсменкой России, участницей трех Олимпиад и основательницей компании PROyachting Екатериной Скудиной о том, как с пользой провести последние недели парусного сезона в Москве, о самых популярных стереотипах о яхтинге и самых главных вопросах новичков. Чтобы вам было чем хвастаться зимой в соцсетях и греть душу долгими снежными вечерами.

– Есть несколько стереотипов, связанных с яхтингом, – улыбается Екатерина Скудина. – Первый: что это очень сложно. На самом деле все не так: можно прийти, сесть с нуля в яхту и гоняться в еженедельной регате. И второй стереотип: это очень дорого. При слове «яхта» люди сразу представляют себе огромные лодки Абрамовича и других олигархов. И очень удивляются, что участие в регате стоит 3000 рублей с человека – примерно как поход не в самый дорогой московский ресторан.

– Если человеку захотелось попробовать, какие есть варианты?
– К нам можно просто прийти и арендовать лодку. Мы даем инструктора, которые будет управлять ею и нести за нее ответственность, а человек будет в процессе учиться у него. То есть вам доверят руль, но при этом все время будут рядом.

Есть лодки олимпийского класса Lazer на одного человека — для тех, у кого уже достаточно опыта и кому хочется прокачать свои спортивные навыки. У этой лодки отсутствует киль, так что она может перевернуться, и для ее управления требуется больше опыта, чувство баланса и т.д.

Также мы придумали формат еженедельных регат по вечерам: в этом году они проходят по вторникам, средам и воскресеньям. Можно прийти командой в пять человек, но можно и одному, особенно во вторник, и собраться в команду уже на месте.

Ну и корпоративные мероприятия, с которых наша компания начинала. Яхтинг считается одним из лучших инструментов для тим-билдинга, поскольку на лодке результат зависит от грамотного распределения задач и усилий всех членов экипажа. Один рулевой ничего сделать не сможет. Кроме того, погодные условия постоянно меняются. И все очень сильно зависит от того, насколько быстро будет проанализирована новая входящая информация, насколько эффективна коммуникация внутри экипажа. Я не знаю другого вида деятельности, который настолько бы удовлетворял задачам тим-билдинга.

К российской бизнес-аудитории это понимание пришло не сразу, и вначале нам приходилось тщательно все объяснять. Но постепенно ситуация изменилась. У яхтинга к тому же есть некий налет элитарности и аристократизма, здесь все красиво. И поэтому его используют компании самого разного уровня, в том числе те, кому не очень подходит тот же пейнтбол.

– Важный для неофитов вопрос: какая экипировка нужна для яхтинга?
– Парусный спорт в этом смысле похож на тот же гольф, куда можно прийти поиграть в обычных спортивных штанах и кроссовках, но если продолжать заниматься более-менее серьезно, то лучше обзавестись специальной одеждой. У нас только одно жесткое требование: мы просим людей приходить в обуви на светлой подошве, чтобы она не оставляла следы на корпусе яхты. Подходят и кеды, и кроссовки, и мокасины на плоской подошве.

Чтобы прийти и погоняться во вторник вечером, достаточно иметь шорты или штаны, футболку, куртку при необходимости и кроссовки. Мы рекомендуем надевать перчатки, но можем выдать их сами.

Если человек начинает заниматься постоянно, лучше подойти к вопросу более тщательно. В одежде для яхтинга важна прочность. Специальная экипировка удобна, не промокает, но при этом «дышит» и усилена в нужных местах, поскольку в лодке мы чаще всего сидим или стоим на коленях. Можно иметь отдельно летние и зимние костюмы с разной толщиной ткани и гидрокостюм, похожий на те, что используют дайверы.

– Какой уровень физической подготовки нужен для парусного спорта?
— В парусном спорте каждый находит для себя ту нагрузку, к которой готов. Необязательно быть очень физически развитым. Человек при желании может просто сесть в кокпите лодки и спокойно ни о чем не думать. Точно так же в парусном спорте нет ограничений по возрасту. Я знаю примеры, когда люди в 80 лет добирались до яхты с посторонней помощью, а потом сами выходили в море и рулили.

– Обязательно ли уметь плавать?
– Я сама долгое время не умела, но мне это не мешало. Более того, вообще боюсь воды, как это ни удивительно (смеется). Но на яхте я никогда не чувствовала себя в полном смысле в воде. На самом деле, на каждой лодке есть спасательный жилет. Мы не настаиваем, но рекомендуем всегда его носить, пока ты на борту.

– Когда можно привести детей?
— Это непростой вопрос. Есть, конечно, пример лучшего яхтсмена планеты Бена Эйнсли, который в пять или шесть лет сел на яхту и добирался на ней в школу.

Но я считаю, что оптимальный возраст для начала занятий — 8–10 лет. Потому что яхтинг – это спорт принятия решений. Ребенок должен осознавать, нравится ему или нет, быть готов к каким-то возможным стрессовым ситуациям, которые случаются.

– Какая теоретическая подготовка нужна для регулярных занятий?
– Зависит от конечной цели. Мы подумали, что сразу погружать новичков в 50 часов теоретических занятий с метеорологией и навигацией нет смысла. Так родился курс PROyachting Competent Crew. Он состоит из шести занятий, которые проходят прямо на лодке, каждое длится примерно три часа. Человеку объясняют основную терминологию, как и что работает. А затем идут два часа практики на воде. После этого человек готов поучаствовать в какой-нибудь любительской регате, которых особенно за рубежом сейчас очень много. Кому-то этого достаточно. Но брать ответственность за других людей и рулить он еще не может.

Если человек хочет в перспективе брать яхту в чартер самостоятельно, возникает вопрос с правами.

Существует российский стандарт прав по образцу Всероссийской федерации парусного спорта. Но есть риск, что в каких-то чартерных агентствах по миру его не примут. Либо можно пройти обучение по проверенной временем американской системе IYT (International Yacht Training). Мы постарались максимально сблизить два стандарта, и теория в нашей школе и там, и там дается одинаковым курсом. Разница в практике. На российские права ее можно пройти в Москве на наших лодках, а для IYT нужно будет обязательно выехать на море. Мы, например, организуем практику в Черногории. После этого сдается экзамен и выдаются права.

Что касается сроков, курс теории – это примерно 12 занятий по четыре часа. Это огромный объем информации, на освоение которого нужно закладывать около двух месяцев. Для меня очень важно качество, так что экзамены у нас честные и вариантов проскочить нет. У людей может возникнуть вопрос: а можно ли купить такие права? Мы сразу отвечаем: нет, потому что море шуток не терпит.

– Обязательно ли желающим получить права знать английский?
– Безусловно. Вся коммуникация по радио за границей идет на английском языке. Заходя в марину где-нибудь во Франции, Италии или Хорватии, по-русски ничего не объяснишь.

– Сложно ли арендовать лодку в чартер?
– Сейчас это не сложнее, чем арендовать машину. Достаточно зайти на сайт чартерного агентства и выбрать. Начали появляться проекты агрегаторов по образцу гостиничных.

– Что делать, если втянулся, а в Москве уже осень или тем более зима?
– Поехать туда, где теплее. Мы в марте этого года запустили проект в Сочи, в Имеретинском порту, рядом с олимпийскими объектами. Концепция та же самая: корпоративные мероприятия, обучение и еженедельные регаты. В Сочи уникальные условия: можно покататься на лыжах и тут же спуститься и походить на яхте. Такие истории характеры для Лазурного Берега. Есть даже знаменитые соревнования: лыжи+парус, такое своеобразное двоеборье. Думаю, и у нас можно реализовать что-то подобное.

Прошлой зимой мы были в Монако. Там без преувеличения лучший яхт-клуб, который я когда-либо видела. Но это, конечно, более дорогая история. В Сочи будет экономичнее.

В России парусный спорт развит в разных местах, хотя и не так, как мог бы. Можно отметить Владивосток, Тольятти, Саратов. Но организованных историй для обычных людей с обучением практически нет. Есть еще Петербург, но там тоже короткий сезон.

Из зарубежных направлений традиционно популярны у россиян Турция, Греция, Хорватия, Черногория. В Испании много подходящих мест, например Мальорка. Когда я готовилась к своей олимпийской кампании, мы тренировались в этой стране.

Очень развит яхтинг в Америке. Развивается азиатское направление. Если хочется экзотики, можно отправиться, например, в Полинезию. Австралия – традиционная Мекка парусного спорта, но туда далеко лететь. Словом, все зависит от желания и возможностей.

– Что мешает более активному развитию яхтинга в России?
– Отсутствие инфраструктуры. У нас такие красивые реки, но пройти по ним на лодке сложно – элементарно не хватает заправочных станций. Сейчас ситуация вроде бы улучшается.

То же самое с Черным морем. Можно держать лодку в Сочи, но куда на ней пойти? Нужно развивать марину. И наверно, это дело государства.

Пять мест в Москве, где можно освоить парусный спорт

Royal Yacht School by PROyachting

На базе яхт-клуба Royal Yacht Club.
Москва, Ленинградское ш., 39, в пешей доступности от м. «Водный стадион».
Флот: французские яхты Beneteau Platu 25.
Аренда шестиместной лодки: 5000 руб. в час. Трехместной — 3000 руб. в час.
Обучение: курс PROyachting Competent Crew – 30 000 руб. в групповом варианте, 50 000 – индивидуально.
Курс теории на оба варианта прав – 40 000 руб. Тренировки для практики в Москве — от 2000 руб. в час (нужно 20 часов минимум). Морская практика в Черногории – от 1500 евро с проживанием на яхте плюс расходы на перелет.

Яхт-клуб «ПИРогово»
Клязьминское водохранилище, 15 км от МКАД по Осташковскому шоссе.

Парусная школа 7ЯХТ
Химкинское водохранилище, Ленинградское ш., вл. 37, ЖК «Город яхт».

В клубе работает школа для взрослых и детей.
Флот: парусные яхты национального класса «эМ-Ка».
Аренда яхт: от 3000 рублей на экипаж от 2 до 4 человек.
Обучение: курс теории по направлению «Рулевой парусной яхты» летом — 20 000 руб., в осенне-зимний период — 15 000 руб. Для второго члена семьи — 5000 руб. Индивидуальное занятие с инструктором — 5000 руб. Стоимость экзамена по практике — 1000 руб. с человека.
Курс «Яхтенный рулевой дневного плавания»: теория — 27 000 руб., индивидуальное практическое занятие с инструктором — 5000 руб.
Участие в регате — от 4000 руб.
 
«Парусная академия» (Подмосковье)
Яхт-клуб «Ореховая Бухта» (9 км от МКАД по Осташковскому шоссе)
Морская практика проходит в Египте, Турции и Словении.
Яхты класса «Луч», «Лазер», швертботы-двойки класса L'Equipe, катамараны олимпийского класса Nacra 17.
Стоимость самого бюджетного курса «Рулевой парусной яхты»: 10 000 — 20 000 руб.

Московская яхтенная школа
Практика в Подмосковье проходит в яхт-клубе «Водник» (Клязьминское водохранилище). Практика на права по системе International Yacht Training (IYT) в Черногории. Для желающих пройти курс в России: 7 дней на Клязьминском водохранилище + 4 дня на Финском заливе (Выборг — Санкт-Петербург).
Стоимость курса теории — 29 700 руб.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники.