— Чем вам запомнилась первая неделя Открытого чемпионата США?
— Начнем с того, что US Open сам по себе ни с чем несравним, он имеет свою индивидуальность. И стадионом, и зрителями, и отношением к теннису он это демонстрирует. Там всему сопутствует масштаб, присущий Америке. Как и в прошлом году, турнир поражает накалом борьбы. Главным событием, обидой, даже утратой для меня стало отсутствие Марии Шараповой. Все ее ждали. Это потеря для всей теннисной общественности. Она красавица и модель, гениальная и великая спортсменка. И без того непобедимая Серена Уильямс спокойно идет по сетке, пока вдобавок вылетают еще многие другие высоко сеянные теннисистки.
— Какой вам видится американка на этом турнире?
— Никаких причин, чтобы она не выиграла турнир, я не вижу. Серена и Маша — это игроки особого звучания, но Уильямс чаще дает знать о себе в спортивном плане, своим долголетием она это заслужила. То, что американка демонстрирует, этому надо поклоняться.
Многие поколения надолго запомнят, как женщина может высоко держать планку мирового тенниса. Только она может позволить себе некоторый спад в игре, а потом возвращаться обратно и побеждать.
— Кто-то может сравниться с Уильямс-младшей?
— То, что она показывает, в женском теннисе никому не под силу. По классу игры я не назову ни одну другую спортсменку, которая выступала бы как американка. Кто-то может сыграть по-своему хорошо, особенно молодые, но того, что есть у Серены, ни у кого больше нет. И не должно быть, и никогда не будет, потому что это ее личный почерк. Ее собственное «я» проявилось настолько хорошо в теннисе, что ничего, кроме восхищения, это не вызывает.
— Давайте обсудим мужской турнир.
— Там, конечно, хорош Роджер Федерер. Он прекрасно подготовился к турниру. Я за ним тщательно слежу, и он вызывает только уважение буквально во всем — от одежды до того, как выражает мысли в интервью. Поэтому я хочу пожелать ему победы на турнире, возраст ведь надвигается, а хочется, чтобы такой человек все время был выше всех.
— Кто из мужчин успел ярче всех себя проявить?
— Новак Джокович всегда задает огромную планку своей игрой, но уже на этом турнире видно, что он иногда теряет концентрацию. Если у серба все с этим в порядке, то его обыграть невозможно. Помните, недавно в Париже, как Джокович все-таки проиграл Стэну Вавринке? Да, швейцарец сам показал блестящий теннис, которого больше у него не было видно, но в первую очередь Новак выглядел растерянно.
Эта нестабильность добавляет интриги, и я бы ее вообще назвал модой среди топ-игроков. Раньше если ты сильнее, то играешь 6:2, 6:1, 6:3 и уходишь с корта. А теперь тебе наступают на пятки.
— Кто именно?
— Много молодых ребят, из Канады, Болгарии, Австралии, Америки. Очень мне нравится двухметровый Джон Изнер, но никак он не может войти в тройку, в пятерку. Это очень своеобразный игрок баскетбольного типа, наверное, его из этого вида спорта и вытащили. Я все жду, когда он проснется и подтянет уровень игры.
— Как оцените игру Рафаэля Надаля?
— Испанец еще не обрел свою форму. Что касается класса игры, то не скажу, что он уже устаревает. Но он играет так, что для него обязательна великолепная физическая кондиция. Его основа — это беготня за мячом. Он всегда в движении, везде находится вовремя, скоростей раньше хватало. На пятисетки, особенно на турнирах Большого шлема, Надаля уже не хватает.
— Что можете сказать о россиянах?
— Очень жаль, что никто до восьмерки первой не добрался. Последней проиграла Екатерина Макарова, а остальные повылетали еще раньше. У женщин я не могу назвать ни одну звезду у нас, и это очень обидно. Это очень беспокоит и тренеров, и Федерацию тенниса России. С девушками начали работать бывшие игроки Анастасия Мыскина и Динара Сафина, и это, я считаю, усиление.
У России есть восемь-десять юниорок, засветившихся на турнирах Большого шлема в своих возрастах. Через два-три года они станут звездами, и тогда мы все преодолеем.
— У российских мужчин ситуация еще плачевней.
— Да, но все-таки одного игрока надо выделить. Это Андрей Рублев. Ну, еще Евгения Донского, но он стоит позади. Больше говорить не о ком. У нас возникли проблемы со сменой поколений: великие игроки давно ушли, на последней стадии работает Михаил Южный, и кто-то ведь должен на замену прийти. Рублев — это та светлая личность, которая может занять место Кафельникова и Сафина. Печально, что они, в отличие от девушек, не идут в тренеры, хотя я их звал. Они помогают только чем-то организационным, но это совсем не то же самое, как выйти на корт и помочь вытянуть молодого игрока.
— Судя по увиденному в Нью-Йорке, каковы шансы россиян в ближайших матчах Кубка Дэвиса?
— Встречи с Италией пройдут в Иркутске. Там сейчас приспосабливают «хоккейку», так же как и во Владивостоке, и Новом Уренгое. По моим данным, условия в Забайкалье будут слегка похуже, чем там, где мы обыгрывали испанцев, датчан.
<3>У итальянцев состав хорош, по рейтингу он сильнее, чем у нас. Думаю, они тщательно изучили, как россияне обыграли в последний раз Испанию.
— Тарпищеву стоит делать ставку на ребят, которые побеждали Испанию, или привлечь в сборную кого-то еще — например, набравшего хорошую форму Южного?
— По моим данным, с Южным не договорились, но команду усилит Габашвили. Он тоже прибавил за последнее время. Тимур — такой игрок, который в любой момент может выдать «золотой» матч, а в Кубке Дэвиса, где каждое очко на счету, это ценное качество. Состав в принципе ясен: в паре стоит Кравчук, остаются Донской и Рублев, добавится Габашвили. На сборе, правда, тренируется еще Качанов, но войдет ли он в окончательный состав, решит Тарпищев.
— А что насчет Марии Шараповой? Она примет участие в Кубке федерации?
— С ней ведут переговоры. Пока никто не знает, на каком этапе они находятся, но, насколько я могу предположить, Маша хочет играть за сборную. Во-первых, это поможет ей гарантировать участие в Олимпийских играх, а во-вторых, она всегда подчеркивала это желание.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице тенниса.