– Чего ждете от ответного матча и насколько неприятен для армейцев счет 2:2, зафиксированный в первой игре?
– Разумеется, такой счет – не лучший вариант, тем более мы дважды вели в счете. К тому же никто не отменял законы жанра такого двухраундового противостояния. Конечно, даже ничья, но со счетом 0:0, симпатичнее смотрится, чем ничья 2:2. Говорить о том, что мы так сыграем, чтобы матч закончился со счетом 3:3 – совсем уже ненаучная фантастика.
К сожалению, ЦСКА не оставил для себя выбора – надо просто выигрывать. Я так и ожидаю, скорее всего, трудовой победы, скорее всего, с минимальным счетом. Это мои надежды, а не прогноз эксперта. Мои надежды болельщика ЦСКА.
– Если говорить о чешской команде, насколько вам понравилась «Спарта». Сравните ее с армейцами по классу.
– По одному матчу делать какие-то далеко идущие выводы о классе команд и сопоставлять его было бы, наверное, не совсем правильно.
Команда обученная, но не безгрешная. В своих лучших матчах ЦСКА способен сыграть в обороне практически безошибочно.
«Спарта» позволила нам очень много чего создать, но и сама имела очень неплохие моменты.
Она и атаковать умеет, и обороняться не слишком любит. Нам надо этим воспользоваться. И самим сыграть предельно строго, но и в обороне, и в средней зоне. А моменты у ворот «Спарты» действительно будут.
Вообще, все, что имеет корень «спарт», не любит обороняться. Я скоро буду на эту тему писать диссертацию. Разве наш «Спартак» любит сидеть в обороне? Такие матчи были в истории «Спартака». Были они при Якине, очень редко, очень, при Карпине. «Спартак» – команда, которая в основном владеет преимуществом, контролирует мяч.
Вот «Спарта» – команда, которая обороняться не любит. Надо их заставить обороняться и не дать им возможности убегать в такие острые контратаки, как в Москве у них проходили.
– Как думаете, Леонид Слуцкий сделает в центре обороны ставку на Василия Березуцкого, который уже играл с «Анжи», или выйдет его брат, начинавший в старте сезон?
– Мне кажется, что сегодня будет «братская» крепость. Была Братская ГЭС, а теперь будет братская оборона, надеюсь, она будет крепостью.
Если пытаться следить за логикой ротации трех наших основных защитников, то, с одной стороны, Алексей очень хорош, но с другой, по матчу с «Анжи» мне показалось, что Василий уже набрал форму.
Конечно, Игнашевич был, скажем так, неприкасаемым, но с этого сезона он, мне кажется, таковым не будет. Он будет много играть, но не все матчи. Со «Спартой» сыграют Алексей и Василий.
– То есть, если прочесть между строк, Сергей Игнашевич ощутимо сдает?
– Сергей Игнашевич, для того чтобы быть безоговорочным, незаменимым центральным защитником, должен быть в своих лучших кондициях.
Все знают, что вызов в сборную еще при недоброй памяти Фабио Капелло обернулся странной историей с его заболеванием достаточно серьезным с высокой температурой, проведенным зачем-то товарищеским матчем против Белоруссии с этой температурой…
Такой вот паноптикум в сборной происходил.
Мне кажется, это помешало Игнашевичу. Он очень ответственный человек, режимит, следит за собой в повседневной жизни. Но когда человек пропустил из-за болезни время, не прошел в полном объеме предсезонную подготовку... Он наберет. Но если он будет играть, как у Капелло в товарищеских матчах... Ну, я это условно сейчас говорю. Если он будет играть дважды в неделю без замен, станут говорить, что Игнашевич не тот. Чтобы он был «тем», он должен быть в идеальной форме.
Я думаю, что сейчас сезон должен быть таким: надо прислушиваться к самому Игнашевичу и его самочувствию. Если он чувствует, что подсел, надо давать ему отдых. Понятно, что он спортсмен и сыграет, если надо. Сказал Капелло – Сергей пошел и сыграл. Ему просто нужно больше отдыха. В 36 лет у человека должно быть больше отдыха, чем в 26 или 29.
Просто нужно давать ему передышки. Но, когда он готов, когда он будет в хорошей форме, он будет вытеснять одного из Березуцких. Скорее всего, Алексея. Опять же, мы не знаем, как травма позвоночника скажется на кондициях Васи. Если он будет прежним, как в прошлом сезоне, то замены ему нет. Если он тоже будет нуждаться в отдыхе, то Алексей Березуцкий – тоже защитник топ-уровня, будет менять брата и не брата тоже.
– Согласитесь, что такие противостояния, как со «Спартой», выигрываются во многом за счет таких футболистов, как Понтус Вернблум? Имею в виду не столько игровые качества, сколько характер.
– Да, я абсолютно согласен с этим утверждением и скажу больше: не самая лучшая игра Вернблума в первом матче предопределила вольготное самочувствие чехов, которые постоянно убегали в опаснейшие контратаки. Когда Понтус в порядке, он такого не допускает. Он бы их на каких-то подступах к штрафной останавливал, проверял документы, страховку и другие необходимые формальности.
Натхо человек слишком добрый для этого, стесняется потревожить людей лишний раз, а Понтус в этом плане человек железный, его не разжалобишь. В московском матче он не был похож на себя. Думаю, в Праге он обязательно постарается реабилитироваться, и чехи узнают о себе много нового.
– Неприятный момент, связанный с условной дисквалификацией клуба из-за болельщиков. Выезд в Прагу всегда нервный и опасный с точки зрения провокаций. Не опасаетесь на этот счет?
– Не знаю, чем опасна именно Прага. Вы знаете, в этом плане Польша мне казалась бы еще более опасной.
Говорю вам как человек, который в 2012 году после матча Польша – Россия на Евро чуть не расстался с жизнью, оказавшись в эпицентре антироссийских настроений.
Что касается чехов, да, некоторая часть их общества нас по-прежнему недолюбливает, другая, наоборот, очень симпатизирует. Но я не думаю, что в этом плане будут какие-то особые проблемы.
Проблемы в самих болельщиках ЦСКА, но они прекрасно понимают, что если они поддадутся на некие возможные провокации, то нас лишат Лиги чемпионов – все остальные возможные наказания мы уже заполучили от УЕФА. Поэтому если людям дороги интересы команды, то ни на какие провокации отвечать нельзя.
Опять же, подраться в городе с небольшой группой чехов, помахать кулаками, пообзываться на разных языках, проверить свой уровень английского и сравнить его с подготовкой Виталия Мутко. До матча – пожалуйста. На стадионе, ребята, болейте. Ну, в крайнем случае, кричите, что нужно делать со «Спартаком».
А вот взрывы, бросание предметов, кресел и другие проявления негативных эмоций лучше ни в коем случае не использовать, так как это обернется для команды крахом.
– Ситуация вокруг сборной России, где уже вроде принято решение, но Виталий Мутко сказал, что не будет его объявлять. Кажется, что это сделано, чтобы не мешать подготовке ЦСКА к ответному матчу. Как на тренере и команде, на ваш взгляд, отражается это положение дел?
– Думаю, подспудно все равно мешает, хотя Слуцкий всегда говорит, что привык анализировать проблемы по мере поступления.
Но мы не знаем, что происходит за кулисами. Были ли разговоры с Гинером, с самим Слуцким.
Конечно, подспудно все равно нервирует. Больше всего болельщиков, конечно, но, наверное, давит и на самого Слуцкого.
Для него это очень непростой выбор. С одной стороны, он патриот страны. С другой, он патриот ЦСКА. Ему тут хорошо, комфортно, его приняли, он тут свой, родной, такой махровый армеец и не стремится уйти из ЦСКА.
Думаю, все равно совмещать эти две работы – в сборной и ЦСКА – дольше чем до зимнего перерыва все равно не получится, поэтому если Мутко действительно сделает ставку на Слуцкого, как об этом все говорят, то Леониду Викторовичу придется этот выбор сделать. Выбор непростой. Работа в сборной неблагодарная. Эмоциональный фон вокруг сборной плохой.
Если он примет это решение, буду его все равно поддерживать. Слов «предатель, на кого ж ты бросил ЦСКА» от меня не будет. Ну а совмещение – это, конечно, большее из зол. Но если на этот отрезок из четырех матчей не смогли найти ничего лучшего, чем Слуцкий-совместитель, то что поделать…
– А как болельщик ЦСКА вы хотели бы видеть Слуцкого во главе сборной?
– Как болельщик ЦСКА я бы не хотел, поскольку это в конечном счете будет означать, что он уйдет из клуба. Впрочем, уверен, ему подыщут замену. Газзаев был очень успешным на посту главного тренера ЦСКА. Его уход оказался неожиданным, хотя к нему и подготовили. Все равно не верилось. Он ушел.
Был переходный период, Артур Жорже и Хуанде Рамос не прижились в ЦСКА, потом пришел Слуцкий, которого поначалу не приняли.
Новая фигура тоже может быть воспринята неоднозначно.
Я уверен, что если Евгений Гинер в какой-то момент начнет поиск наставника, то он его найдет, а мы поддержим и ЦСКА всегда будет бороться за чемпионство.
Но вообще я бы не хотел, чтобы уходил Слуцкий. Это плохое решение, какое-то слишком линейное: самый успешный российский тренер последних лет, поэтому он…
– Это как с лимитом: мало российских футболистов – давайте уберем легионеров…
– Такое же, да. Это несистемное решение. Системные надо было принимать с 2010 года, когда мы получили право на проведение чемпионата мира. Тогда и надо было подписывать договоры с немцами, не пришлось бы подставлять Толстых, выставляя его человеком, который со всеми воюет. Избежали бы большого негатива. Было упущено время.
А сейчас, как у нас любят, пришла «пожарная команда», кризисные менеджеры… Недаром же шутят, что если Мутко будет совмещать посты министра спорта и президента РФС, то пусть он будет и главным тренером сборной – вертикаль власти будет в одном лице.
– Немножко провокационный вопрос: за кого будете болеть в противостоянии «Фенербахче» с «Шахтером»? В случае победы турецкой команды ЦСКА, если выиграет у «Спарты», будет посеян в следующем квалификационном раунде в первой корзине.
– Сильный и сложный вопрос. Раньше бы ответил, что все равно буду болеть за «Шахтер». Сейчас, наверное… Все же за «Шахтер».
Боюсь, что все же турки пройдут – есть у меня такое ощущение. Я не могу болеть против «Шахтера».
Мы всегда поддерживали в еврокубках украинские клубы, и никакие политические разногласия не сделают нас врагами в плане футбола.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице Лиги чемпионов.