Президент Федерации фридайвинга России и самая титулованная женщина-фридайвер в мире Наталья Молчанова пропала без вести. 2 августа спортсменка занималась фридайвингом (подводным плаванием на задержке дыхания) на испанском побережье, погружаясь на глубину от 30 до 40 метров без ласт.
По данным National Geographic, в какой-то момент она отделилась от группы и, вероятно, попала в сильное подводное течение. Поиски шли весь оставшийся день и продолжились 3 августа, однако результатов не дали.
Имя Натальи Молчановой малоизвестно в широких кругах, но это легендарная спортсменка, которую смело можно ставить в один ряд с самыми выдающимися олимпийскими чемпионами.
В женском фридайвинге она организовала настоящую революцию, сравнимую с той, что когда-то в мужском устроил француз Жан Майоль, великий ныряльщик и прототип главного героя фильма «Голубая бездна».
На счету Молчановой 41 мировой рекорд и 23 титула чемпиона мира. Она стала первой женщиной, преодолевшей отметку 100 метров при погружении на задержке дыхания, и первой, задержавшей дыхание более чем на 9 минут. Именно благодаря ее усилиям российский женский фридайвинг не просто вышел на лидирующие позиции в мире, а занял место на недосягаемой для других стран вершине.
Примечательно, что рекордные достижения спортсменка устанавливала в каждой из шести соревновательных дисциплин фридайвинга.
Ее универсальность действительно уникальна, поскольку лишь два человека в истории добивались похожих результатов: австриец Герберт Ницш с рекордами во всех дисциплинах фридайвинга и сын Натальи Алексей Молчанов, обладающий мировыми рекордами в нырянии в длину и в глубину в ластах.
Помимо спортивной карьеры Молчанова работала президентом Федерации фридайвинга России и была автором множества научных статей.
«Газета.Ru» обратилась к Юлии Петрик, первой чемпионке России по фридайвингу, с просьбой рассказать о Молчановой и главном увлечении ее жизни.
«Я очень хорошо знала Наталью Молчанову. Собственно, она и пришла в фридайвинг после того, как прочитала мою статью. Наталья, в отличие от меня, настоящий спортсмен. Она пришла в этот спорт именно для того, чтобы участвовать в соревнованиях, бить рекорды и очень много сделала за 13 лет, — подчеркнула Петрик. —
Конечно, я в шоке от того, что произошло, но называть фридайвинг спортом, который провоцирует гибель спортсменов, неправильно.
Фридайвинг — это прекрасный спорт, где, как и в любом другом виде, все зависит от отношения к делу. Любой спорт может стать опасным. Нельзя связывать такие случаи конкретно со спортом, в конце концов, это произошло не на соревнованиях».
— Что должно было случиться, чтобы спортсмен такого уровня ошибся на глубине?
— Любой человек может ошибиться. У любого человека бывают ситуации, когда он оказывается эмоционально или физически не готов к чему-то, а в общении со стихией всегда важно быть предельно собранным.
Никто не знает, что случилось с Молчановой, и я считаю это огромной трагедией и потерей. И все же фридайвер — это в своем роде философ, и если бы мне предоставили выбор, как умереть, я бы предпочла, чтобы это было в океане.
— Обывателю этот спорт может показаться пугающим. Кажется, что фридайвер должен чувствовать себя одиноким и незащищенным в океане.
— Нет, одиночество нам не страшно. Напротив, наша главная задача — остаться наедине с океаном и с самим собой. Люди погружаются, чтобы найти себя.
Посмотрите на детей. Дети, которые к нам приходят, легко осваивают погружение. Научить их нырять проще, чем научить плавать. Фридайвинг — это естественное состояние человека, все зависит от того, как это делать. Для тех, кто уходит в большой спорт, начинаются жесткие тренировки, люди учатся где-то терпеть. Как и в любом спорте больших достижений, люди здесь рвутся за рекордами.
Но для тех, кто не связывает свою жизнь с турнирами, а подходит к вопросу философски, фридайвинг становится образом жизни, они получают удовольствие от погружений.
— Фридайверы — это люди с особой психологией?
— Я бы сказала, у них есть особая связь с океаном. Без океана они не чувствуют свою жизнь полноценной. Любое важное событие в жизни у нас связано с океаном.
Не надо думать, что на соревнованиях фридайверы идут на погружение как на последний бой. Просто сейчас о фридайвинге, к сожалению, часто пишут только после каких-то трагедий, и потому постоянно муссируется тема, что это якобы «суперэкстрим» или нечто смертельно опасное. Такая точка зрения мне кажется просто глупой.
Кто нырял на глубину, тот знает, что это за ощущение. Фридайверы — это люди, которым оно жизненно необходимо. Одни ныряют и потом не представляют без этого свою жизнь. Другие пробуют и понимают, что это не их стихия.
Есть люди, которым нужно небо. Есть те, кто не может жить без гор. А мы не можем оставаться без моря. Все это вещи одного порядка.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники.