Матч сопротивления
9 августа 1942 года в Киеве состоялся, возможно, самый известный и, безусловно, самый трагический из знаменитых военных футбольных матчей — так называемый «матч смерти» с участием местной команды «Старт», собранной преимущественно из игроков киевского «Динамо», киевского «Локомотива» и одесского «Спартака», и немецкого коллектива Flakelf.
Впоследствии ряд футболистов-киевлян оказались в концентрационных лагерях, а некоторые были расстреляны. «Миф о матче смерти» неоднократно пытались переосмыслить, утверждая, что результат игры 9 августа, закончившейся победой «Старта», не был причиной расправы с футболистами. Но по большому счету это не имеет значения. В памяти людей игроки «Старта» остались символом принципиальности и нежелания подчиниться врагу. Символом сопротивления.
События вокруг «матча смерти» легли в основу сразу нескольких художественных фильмов. В 1962 году, к 20-летию той встречи, был снят фильм режиссера Сергея Корелова «Третий тайм». В основу сценария легла повесть Борщаговского «Тревожные облака».
В 2012 году, к 70-летию игры 1942 года, в прокат вышел фильм «Матч» с Сергеем Безруковым в роли футболиста Николая Раневича (прототипом которого был динамовец Николай Трусевич) и Елизаветой Боярской.
<3>
А в 1981 году вышел американский фильм «Победа» с участием легендарного футболиста Пеле, сыгравшего одну из ролей, а также таких звезд, как Сильвестр Сталлоне и Майкл Кейн (а могли сыграть Клинт Иствуд и Ален Делон). В основу сюжета также легли события, связанные с «матчем смерти». Однако вместо оккупированного Киева действие перенесли в немецкий лагерь для военнопленных, а героев сделали солдатами армий западных стран. Получился своего рода «Несломленный» про футбол.
Матч непокоренного города
31 мая 1942 года в блокадном Ленинграде прошел матч между местным «Динамо» и «Зенитом». К этому времени город пережил страшную зиму, заработала Дорога жизни, по которой стали доставлять продовольствие, но до снятия блокады оставалось более полугода.
Футбольная встреча в осажденном городе должна была продемонстрировать врагам его несломленный дух, а ленинградцам дать надежду. Команды, которые удалось собрать из жителей и защитников Ленинграда, перед встречей дважды в неделю проводили тренировки.
На самом деле главных матчей «Динамо» и «Зенита», который выступал как «Команда Н-ского завода» (название Ленинградского металлического завода имени Сталина было засекречено), было два, а после них спортивные соревнования в осажденном городе стали проводится на более-менее регулярной основе.
<2>
Первая встреча 31 мая прошла на стадионе на Крестовском острове и состояла из двух таймов по 30 минут – на большее у игроков попросту не хватило бы сил. Кроме того, у работников завода несколько футболистов из-за голодания выбыли из строя незадолго до встречи. В ворота команды встал номинальный защитник, а «Динамо» отдало соперникам одного из своих игроков.
Встреча предсказуемо завершилась с крупным счетом в пользу более мастеровитой команды – «Динамо» выиграло со счетом 6:0. В составе победителей выступали Виктор Набутов, Михаил Атюшин, Валентин Федоров, Аркадий Алов, Константин Сазонов, Виктор Иванов, Борис Орешкин, Евгений Улитин, Александр Федоров, Анатолий Викторов, Георгий Московцев. По два мяча забили Алов и Сазонов.
«По ходу игры хотелось замениться, но мы с большим трудом набрали людей на два состава. Поле участники встречи покидали в обнимку. И не только потому, что гордились друг другом – просто так было легче идти», — приводит воспоминания Улитина о том матче «Советский спорт».
Неделю спустя едва не состоялся реванш: 7 июня «Зенит» сумел дать бой динамовцам и завершить встречу вничью – 2:2.
Окончательно блокада Ленинграда была снята только 27 января 1944 года.
Матч новой жизни
2 мая 1943 года состоялся матч, вошедший в историю под названием «На руинах Сталинграда». На местном стадионе «Азот», расположенном на окраине города и не так сильно пострадавшем в ходе обороны города, встречались московский «Спартак» и сталинградское «Динамо», собранное из оставшихся в живых местных футболистов.
Столичный клуб выступал в следующем составе: А. Акимов, А. Леонтьев, Г. Глазков, К. Малинин, Н. Морозов, А. Оботов, Б. Смыслов, А. Сеглин, Борис, Василий, Виктор Соколовы, В. Степанов, О. Тимаков, С. Холодков. За «Динамо» играли В. Ермасов, К. Беликов, Ф. Гусев, В. Зуев, В. Иванов, А. Колосов, А. Моисеев, Л. Назарчук, С. Пеликьян, С. Плонский, И. Фролов, Л. Шеремет, Г. Шляпин.
Это спортивное событие стало символом возвращения разрушенного Сталинграда к жизни, символом будущего, которое должно было наступить. Хозяева поля тогда победили со счетом 1:0. Единственный мяч забил Александр Моисеев.
Хотя построенные к матчу трибуны вмещали около 3 тысяч зрителей, на матч, по неофициальным данным, собралось в несколько раз больше — около 10 тысяч.
После матча газета «Таймс» писала: «Если русские могут играть в футбол в Сталинграде, то это свидетельствует, что они уверены в будущем…»
2 мая 2015-го в Москве состоялась историческая реконструкция того самого матча «На руинах Сталинграда», в которой приняли участие ветераны волгоградского «Ротора» и московского «Спартака».
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники.