Борьба за медали у танцоров вышла на редкость драматичной.
В преддверии чемпионата мира главными фаворитами считались канадцы Кейтлин Уивер и Эндрю Поже, которые в нынешнем сезоне выиграли все ключевые старты, в которых участвовали. Но на чемпионате мира арбитры подошли к их катанию достаточно строго, благо сами фигуристы давали повод придраться к себе. В произвольной программе Уивер и Поже передержали поддержку и получили за обе дорожки шагов только третий уровень сложности.
Своему лучшему результату сезона канадцы уступили порядка трех баллов. Дав шанс выступавшим сразу за ними Мэдисон Чок и Эвану Бэйтсу.
Американцы, вышедшие на уровень элиты значительно позже своих канадских коллег-конкурентов, впервые в своей карьере боролись за победу на чемпионате мира. И тоже не вполне совладали с нервами. В самом начале программы Мэдисон повело на твиззлах, на чем пара потеряла уровень сложности. Плюс дуэт также получил только третий уровень за обе дорожки шагов.
Тем не менее конкурентов из Канады Чок и Бэйтс в итоге обошли. Кто бы мог подумать, что этого в итоге окажется недостаточно?
У этого финала была еще одна интрига: какое место займут в итоге амбициозные новички Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон?
Стремительный взлет молодого французского дуэта, который за год из середины второго десятка перескочил сразу на пьедесталы крупнейших соревнований, давно стал темой для бурных обсуждений. Кто-то выражал откровенное восхищение, другие упирали на теории заговора и лобби.
При этом большинство упускало из виду один важный момент. Любому современному виду спорта, который претендует на широкий охват и стремится сохранить интерес публики, нужен неиссякаемый поток новых информационных поводов, интриг. Его история должна постоянно переписываться.
Отсюда берутся все более и более молодые гонщики и женщины в «Формуле-1», многомиллионные контракты с тинейджерами в футболе и другие явления того же порядка. Таковы достаточно жесткие законы шоу-бизнеса, по которым живет сегодня большой спорт. И умные люди умеют на этом играть.
Танцы на льду в этом смысле оказались в достаточно опасном положении. Начиная с Олимпиады в Ванкувере все главные титулы делили между собой только два дуэта: канадцы Тесса Вирту и Скотт Моир и американцы Мэрил Дэвис и Чарли Уайт. Уникальные спортсмены, образцовые танцоры, настоящее явление в фигурном катании. Но даже это может надоесть. Как и сам техничный североамериканский стиль холодноватой безупречности, который культивировали эти пары. Да и с точки зрения простого зрителя какой смысл смотреть соревнования, когда в них фактически нет интриги?
Поэтому танцевальный мир срочно нуждался в хорошей встряске. Оставалось только найти подходящих кандидатов, чтобы сделать из них новых звезд.
И такие нашлись в лице вчерашних юниоров Пападакис и Сизерона, дочери тренера по фигурному катанию и мальчика, для которого танцы всегда были главной страстью в жизни. Молодые, самобытные, очень запоминающиеся. Открыто подчеркивающие в своих интервью, что не хотят быть похожими на многолетних лидеров из Северной Америки. К тому же тренеры французского дуэта безошибочно угадали с произвольным танцем, ставшим главной сенсацией сезона.
Повезло? Безусловно. Но надо понимать, что просто оказаться в нужном месте в нужное время было недостаточно. Да, французы являются не просто первой парой своей страны, а единственными в сборной фигуристами такого уровня. И потому весь так называемый административный ресурс может работать на них и только на них. Но все это было бы совершенно бесполезно, не представь они миру абсолютно зрелый, безусловно конкурентоспособный и очень современный «продукт».
В определенном смысле, на том же коньке — красивой новой истории — приехали к своему успеху в дебютном сезоне и Ильиных с Жиганшиным, приложившие все усилия для того, чтобы судьи быстро стали смотреть на них довольно благосклонно. Что бы там ни говорили, но даже в фигурном катании всегда готовы поощрить тех, кто не ждет у моря погоды, но всем своим видом при любой возможности демонстрирует готовность прыгать выше головы не когда-нибудь потом, а прямо сейчас.
Габриэла, Гийом и их тренеры не просто ждали шанса, но были к нему готовы и делали все, чтобы оказаться первыми, когда в дверь постучит удача.
На чемпионате мира Пападакис и Сизерон просто лишний раз подтвердили это, в крайне стрессовой ситуации выдав абсолютно лучший прокат сезона, пробиравший до мурашек.
Так что невероятная щедрость арбитров не должна удивлять. Пападакис и Сизерон получили наивысший, четвертый уровень сложности за все элементы, кроме одной дорожки шагов, надбавки за качество элементов в диапазоне от «+2» до «+3» и фантастические баллы за компоненты в диапазоне от 9 до 10 (выше не бывает). В итоговом протоколе они обошли Чок и Бэйтса почти на три балла.
Можно ли считать этот титул чемпионов мира скорее авансом на будущее? Безусловно. Но нельзя не признать, что французы его заслужили.
В этом году в распределении медалей у танцоров Россия по объективным причинам не участвовала. Но и у нас на произвольную программу был свой интерес. В первую очередь касался он Елены Ильиных и Руслана Жиганшина.
Уже тот факт, что фигуристы, катающиеся вместе меньше года, попали на чемпионате мира в сильнейшую разминку, можно было считать безусловной удачей. Казалось бы, в произвольном танце им можно расслабиться и спокойно показать все, что наработали за эти месяцы. Но не тут-то было!
В связи с крайне неудачным выступлением двух других российских дуэтов на плечи Ильиных и Жиганшина легла задача национального масштаба. От их проката зависел очень важный вопрос: сколько путевок на следующий чемпионат мира будет у России в танцах на льду. Чтобы страна сохранила максимальную квоту в три участника, сумма мест двух лучших пар не должна быть ниже 13.
По идее поддержать чемпионов России в решении этой задачи в Шанхае должны были Александра Степанова и Иван Букин. Но досадное падение в коротком танце отбросило молодой дуэт слишком далеко. Не смогли существенно подняться в таблице после произвольного танца и Ксения Монько с Кириллом Халявиным.
Так что Ильиных и Жиганшину нужно было удерживать свое пятое место, завоеванное по итогам короткого танца в борьбе с американцами Шибутани и другими дуэтами второго эшелона. Задача была далеко не такой простой, как может показаться.
Если короткая программа Елены и Руслана сразу стала безусловной удачей, то с произвольной сложностей было больше. Из-за достаточно раннего начала сезона в серии Гран-при программу Ильиных и Жиганшину пришлось ставить в спешке, еще когда багаж совместных навыков и умений фигуристов был крайне невелик. По собственному признанию, на первых стартах Елена и Руслан просто катали то, что на тот момент могли.
По ходу сезона произвольную программу многократно переделывали и усложняли, чтобы максимально повысить ее конкурентоспособность. Но из-за этого накатать постановку до автоматизма не получилось. Отсюда и нестабильность, и досадные сбои, вылезающие на фоне стресса.
Бороться с американцами Майей и Алексом Шибутани, впрочем, было реально. Брату и сестре в нынешнем сезоне откровенно не повезло с произвольной программой, которую многие называли не иначе как скучной. Поэтому американцы вряд ли могли выиграть у россиян за счет общего впечатления. Зато за счет опыта и выучки способны были обыграть их техникой.
Чтобы сохранить шансы в этом противостоянии, Ильиных и Жиганшину нужно было кататься абсолютно чисто. Но россияне сорвали твиззлы и передержали одну из поддержек (за это полагается балл штрафа). Ошибки вышли очень дорогими: в произвольной программе чемпионы России показали девятый результат, а в итоговом протоколе чемпионы остались седьмыми, уступив не только Шибутани, но и второму канадскому дуэту Жиль — Пурье.
На следующем чемпионате мира от России будут выступать только два танцевальных дуэта.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице фигурного катания.