Спортсмены идут на «Оскар»

Драма «Охотник на лис» номинирована на «Оскар» в пяти категориях

Екатерина Кулиничева
Спортивная драма «Охотник на лис» получила пять номинаций на премию «Оскар», самую престижную награду мирового кино. «Газета.Ru» рассказывает о реальной истории, которая легла в основу фильма, а также вспоминает другие спортивные сюжеты, которые впечатлили американских киноакадемиков.

«Охотник на лис» (Foxcatcher)


Как и большинство хороших картин этого жанра, фильм «Охотник на лис» рассказывает не о голах-очках-секундах-бросках, а о страстях и силах, которые спорт пробуждает в людях, как катализатор. Лучшие и по-настоящему интересные спортивные истории, в принципе, всегда об этом, неважно, в какой форме они рассказаны.

В начале 1990-х американский наследник большого состояния Джон Дюпон, не реализовавший в юности мечту стать звездой олимпийского спорта, вслед за плаванием, легкой атлетикой и современным пятиборьем увлекся борьбой, организовал у себя в поместье центр по подготовке спортсменов и основал частную команду под названием Foxcatcher. Среди прочих он пригласил в свой коллектив титулованных братьев Марка и Дейва Шульцев, чемпионов мира и олимпийских чемпионов Лос-Анджелеса-84 (братья боролись в разных весовых категориях). Со старшим, Дейвом, Дюпон дружил с 80-х.

Их история — типичный пример детей из бедной семьи, для которых спорт мог стать социальным лифтом к более устроенной и обеспеченной жизни. Но и тут были свои сложности. Необходимость постоянно тренироваться лишала братьев возможности найти хорошую работу, а заработать только за счет олимпийских успехов в Америке, где отсутствует полное гособеспечение спортсменов и колоссальные призовые, было крайне сложно во все времена. Так что поддержка, предложенная Дюпоном, оказалась очень кстати.

Со временем Марк покинул Foxcatcher, а Дейв, рассчитывая подготовиться к Олимпиаде-96, продолжал вместе с женой жить в поместье стремительно сходившего с ума Дюпона, которого помимо душевной болезни добивали наркотики и алкоголь.

26 января 1996 года Шульц-старший был убит Дюпоном во дворе своего дома, находившегося на территории поместья. Миллионер, которому во время следствия поставили диагноз «шизофрения», выстрелил в Дейва трижды.

Сам он уверял, что заподозрил в Шульце вражеского агента. Знакомые участников трагедии указывают, что накануне Дейв рассказал Дюпону, что после Олимпиады собирается уехать и работать в другом месте. Убийца укрылся в собственном доме, где его смогли арестовать после более чем двухдневной осады. Дюпон умер в тюрьме в 2010 году в возрасте 72 лет.

В 2014 году Марк Шульц опубликовал книгу «Охотник на лис: правдивая история убийства, безумия и борьбы за золото Олимпиады». Ему не понравилось то, как в фильме трактованы некоторые аспекты их отношений с Дюпоном, из-за чего он позволил себя ряд жестких критических замечаний в соцсетях.

Основанному на этой драматической истории фильму была уготована непростая судьба. Проект затянулся на долгие годы, с момента запуска в 2007 году сменив немало потенциальных исполнителей главных ролей. В итоге роль Дюпона исполнил Стив Каррел, братьев Шульц сыграли Ченнинг Татум и Марк Раффало. Съемки стартовали только в 2012-м.

Картина режиссера Беннета Миллера должна была выйти в прокат еще в декабре 2013-го, но студия перенесла релиз на 2014 год, лишив картину возможности участвовать в прошлогодней оскаровской гонке.

Зато в 2015-м «Охотник на лис» получил сразу пять номинаций на «Оскар», включая очень престижные «Лучший актер» и «Лучший режиссер», а также «Лучший актер второго плана», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший грим». И вполне мог оказаться и в числе претендентов на звание лучшего фильма года: два места из десяти киноакадемия в этом году по каким-то причинам оставила незанятыми, и отсутствия в списке фильма Миллера не поняли очень многие.

В российский прокат картина выходит 29 января.

«Малышка на миллион» (Million Dollar Baby, 2004)


Картины о спорте регулярно попадали в число соискателей премии Американской киноакадемии, но лишь три фильма получали статуэтку в главной номинации «Фильм года»: «Рокки» в 1977-м, «Огненные колесницы» в 1981-м и «Малышка на миллион» в 2005 году.

Фильм Клинта Иствуда, опередивший таких конкурентов, как «Авиатор», «Волшебная страна», «Рэй» и «На обочине», рассказывает вымышленную историю девушки-боксера Мэгги Фитцжеральд, решившей начать карьеру в возрасте за 30, и ее сурового тренера Фрэнка Данна.

Хотя в основе лежали реальные прототипы. Для героини спорт — одновременно и мечта, и все тот же социальный лифт, и средство вырваться из весьма неприглядной жизни одинокой официантки. Вот только до хеппи-энда дано дойти не всем.

В основу сценария лег рассказ из книги под названием «Горящие канаты: Истории из угла ринга», сборника историй организатора боксерских поединков, выпущенного в 2000 году.

Помимо награды как лучший фильм года «Малышка на миллион» также удостоилась еще трех статуэток: награду за лучшую женскую роль получила Хилари Суонк, Морган Фриман стал лучшим актером второго плана, а Клинт Иствуд — лучшим режиссером.

Среди других заметных фильмов о боксе или единоборствах, в последние годы претендовавших на «Оскар», преимущественно в актерских номинациях, «Боец» с Кристианом Бейлом и Марком Уолбергом, «Рестлер» с Микки Рурком, «Али» с Уиллом Смитом и другие.

«Рокки» (Rocky, 1976)


История создания лучшего фильма 1976 года оказалась едва ли не более воодушевляющей, чем судьба его главного героя — боксера, мечтающего о бое с чемпионом мира и получающего шанс после внезапного выбывания предыдущего кандидата.

В ту пору Сильвестр Сталлоне был никому не известным 30-летним актером, когда-то бросившим спорт ради кино. Роль Рокки он написал для себя и отказался от дополнительных 150 000 долларов, которые предлагала студия, желавшая нанять кого-нибудь более именитого. Так что в определенном смысле слоган картины — «Вся его жизнь была в том, чтобы поставить миллион на один выстрел» — и про самого Сталлоне тоже.

Фильм стал культовым, получил десять номинаций на премию «Оскар», включая две — за сценарий и лучшую мужскую роль — для самого Сталлоне, и выиграл три статуэтки. А в Филадельфии, где происходит действие, Рокки поставили памятник — прямо на ступеньках городского Музея искусств, как цитату одной из самых знаменитых сцен картины.

По легенде, на сценарий Сталлоне вдохновил бой Мохаммеда Али и мало кому известного Чака Уэпнера. Правда, тот поединок закончился не так, как в кино: Уэпнеру в 15-м раунде объявили технический нокаут.

Принято считать, что успех проекта у киноакадемии по многом объясняется созревшей потребностью в кино, которое могло бы объединить нацию после войны во Вьетнаме и Уотергейта, снова внушить людям веру в будущее, страну и систему. История «Рокки», которая позиционирует спорт как сферу равных возможностей и развивает миф о том, что каждый человек рано или поздно получает шанс, оказалась как нельзя кстати.

«Бешеный бык» (Raging Bull, 1980)


Один из самых знаменитых боксерских фильмов в истории кино получил восемь номинаций на премию «Оскар», включая все самые престижные. Однако в категории «Лучший фильм», где считался фаворитом, картина Мартина Скорсезе уступила «Обыкновенным людям» Роберта Рэдфорда.

С историей создания «Бешеного быка» также связано немало удивительных историй. Получивший своего «Оскара» исполнитель главной роли Роберт Де Ниро убедил режиссера взяться за эту картину, чтобы заставить его забыть о наркотиках: Скорсезе в то время лежал на реабилитации после передозировки.

Потом режиссер признавался, что история знаменитого боксера Джейка Ламотты, по прозвищу Бешеный Бык, привлекла его потому, что «ринг стал аллегорией жизни», что соответствовало его личным убеждениям. Сам актер в процессе работы над ролью набрал 60 фунтов веса, а его подготовкой к роли занимался сам Ламотта. Литературным первоисточником для сценария фильма послужила автобиография боксера, написанная в соавторстве с журналистом Джозефом Картером.

«Бешеный бык» во многом положил начало особому жанру кино о спорте, где нет героизации главного персонажа и обязательного хеппи-энда в конце тернистого пути. Фильм Скорсезе честно показал, что кумиры — тоже люди. Они могут быть несдержанны, отличаться жестокостью, опускаться на дно, что и произошло с Ламоттой.

И едва ли не впервые так жестко дана тема незавидного будущего спортсменов, закончивших карьеру. Во времена Джейка Ламотты их ждало забвение, с чем далеко не все бывшие звезды могли смириться.

«Джерри Магуайер» (Jerry Maguire, 1996)


История о спортивном агенте в исполнении Тома Круза, решившем сделать основой своего бизнеса не коммерцию, а человеческие отношения. Еще одно спортивное кино не совсем о спорте, без которого не обходится ни один список фильмов этого жанра, отмеченных вниманием Американской киноакадемии.

Из пяти номинаций картина Камерона Кроу получила лишь одну статуэтку — за лучшую мужскую роль второго плана Кубы Гудинга-младшего, сыгравшего талантливого, но алчного и вредного игрока в американский футбол Рода Тидуэлла. В номинации «Лучший фильм» «Джерри Магуайер» уступил «Английскому пациенту», а сам Круз проиграл Джеффри Рашу.

Источником вдохновения для фильма послужил знаменитый спортивный агент Ли Штейнберг, который за 30-летнюю карьеру представлял интересы более 150 человек и до сих пор сохраняет за собой некоторые коммерческие рекорды НФЛ (так, он восемь раз представлял первого номера драфта).

Среди прочего Штейнберг всегда настаивал, чтобы в контрактах его подопечных были прописаны опции для благотворительности, что создавало им положительный имидж ролевых моделей. В результате его клиенты пожертвовали на добрые дела более 600 млн долларов по всему миру. Штейнберг был консультантом картины и исполнил в ней маленькую роль.

В год выхода «Джерри Магуайера» Голливуд охватило стремление к искренности и пересмотру отношения к материальным ценностям. Причиной послужило самоубийство известного продюсера Дона Симпсона, ставшего символом оборотистого дельца и стяжателя. Пресса объявила о кризисе философии ростовщиков, необходимости изменить систему, где во главе угла стоят прибыли в ущерб художественной составляющей. Так что человечная картина Кроу, чьим слоганом иронично была выбрана фраза «Покажи мне деньги!», оказалась чрезвычайно актуальной.

Неожиданно камерная для американского спортивного кино лента, где сатиры и мелодрамы куда больше, чем пафоса и патетики, только в американском прокате собрала 153,95 млн долларов.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники.