Золото на расстоянии балла
Битва за медали в мужском одиночном катании началось с крайне неудачного выступления Константина Меньшова.
Грубая помарка на приземлении с первого прыжка оставила фигуриста его без каскада с четверным. Не получился и второй прыжок. А завершением череды досадных оплошностей стала очередная ошибка с лишними прыжками. У Меньшова существует традиционная проблема: в прошлом спортсмен по ходу программы, теряя счет элементам, часто исполнял лишние каскады, получая на выходе незасчитанный элемент. Поэтому на чемпионате России их считал тренер спортсмена Евгений Рукавицын, но в этот раз ошибся и он. Когда после неудачи на четверных все пошло не так и фигурист начал по ходу перекраивать программу, наставник дал ошибочное указания делать определенный каскад. И в итоге Меньшов перебрал с прыжками одного вида, снова получив незасчитанный элемент.
Фактически этим неудачным прокатом Меньшов отдал место на пьедестале (а вместе с ним, скорее всего, и путевку на чемпионат Европы — 2015) юному Адьяну Питкееву. Перспективный ученик Этери Тутберидзе, проводящий первый полноценный сезон на взрослом уровне, не совладал с акселем, получив заслуженный бал штрафа, но справился со всем остальным. И получил свою первую бронзу «взрослого» чемпионата страны, подтвердив тем самым правильность выбранной его тренерским штабом стратегии — не задерживая в юниорах, бросить неопытного малыша во взрослую воду с самого старта сезона.
Битва за золото развернулась между Сергеем Вороновым и Максимом Ковтуном. Этих двоих в итоговом протоколе отделила от всех остальных пропасть почти в 30 баллов.
Воронов из итоговой первой тройки стал единственным, кто обошелся в произвольной программе без грубых ошибок, притом что рисковал Сергей, пожалуй, больше своих оппонентов. Так, фигурист впервые в сезоне исполнил в одной программе два четверных, пусть приземление со второго прыжка и получилось на две ноги. И снова, как и в финале Гран-при, одолел самый проблемный для него прыжок — тройной лутц.
Наградой призеру финала Гран-при стали 179,29 балла за произвольную программу и вполне реальная возможность вернуть себе титул чемпиона страны, который Воронов завоевывал дважды — в 2007 и 2008 годах.
Перспектива стала еще более осязаемой, когда выступавший следом Максим Ковтун, как и в финале Гран-при, сорвал первый элемент своей программы — четверной сальхов, сделав «бабочку». С остальными прыжками фигурист справился, выдав и прекрасный четверной тулуп, и аксели. Правда, в конце программы завалил вращение.
— Есть у меня такой технический минус: в состоянии волнения на соревнованиях вылезают ошибки, — признал Максим. — Уже заходя на первый четверной, понял, что ни за что его не вытяну. Будем в дальнейшем моделировать в тренировках эмоциональную атмосферу соревнований, чтобы избежать таких ошибок. Что касается сорванного вращения, мы будем в дальнейшем тренировать его не отдельно, а на фоне усталости в конце тренировки, чтобы это не повторялось. Сегодня я рад, что сделал в конце каскад с акселем: последнее время с этим прыжком у меня существовала проблема.
По сумме двух программ Ковтун, получивший за произвольную 173,38, выиграл у Воронова меньше балла — 99 сотых. Обидно. Но утешением Сергею может служить мысль, что свое право претендовать на любую путевку на любой старт, даже если бы она была единственной, он доказал в бою.
— Героям я бы себя не назвал, это будет слишком громко, — заметил Воронов. — Но я, выступая в последней группе, вышел из трудной ситуации достойно, по-мужски. Выступать с такими парнями для меня на самом деле за честь. Но, с другой стороны, это, безусловно, трудно. Не все было идеально. Но я сделал второй четверной. Не сорвал, не убился, не развалился. А потом добавил еще и свой «любимейший лутц». Сделал его, кстати, на втором старте подряд. Для меня это главное достижение. Дальше доезжал уже на морально-волевых.
Гвоздем мужской пресс-конференции стал вопрос от Петра Чернышева. Знаменитый хореограф, работающий со многими ведущими российскими фигуристами, включая Аделину Сотникову и Максима Ковтуна, спросил, видят ли себя призеры нынешнего чемпионата России на Олимпиаде-2018. И если да, то как оценивают свои шансы.
— С самого детства в Екатеринбурге я вижу себя на Олимпийских играх, — ответил Ковтун. — И если буду делать все, что должен, — и попаду, и результат будет хорошим.
Воронов был, как всегда, ироничен.
— Я вспоминаю Игры в Ванкувере, мимо которого я проехал как на саночках. Все помнят Олимпиаду в Сочи. Где одного запасного якобы не нашли, второй куда-то уехал… Не хочу это обсуждать, это глупо. Но теперь я не люблю загадывать. Не хочу, правда. Было бы желание и здоровье. С другой стороны, когда тебя прокатывают мимо двух Олимпиад, может быть, с третьей получится.
Титул на новенького
В преддверии произвольного танца, где Елене Ильиных и Руслану Жиганшину предстояло оборонять свое завоеванное в коротком танце лидерство, в «Айсберге» много вспоминали предыдущие прокаты нового дуэта. И первый, осторожный, на этапе Гран-при в Китае, про который Лена сказала: там мы вставили в программу все, что умели на тот момент. И очень нервный, но оттого запомнившийся еще больше прокат в Москве. Говорили о том, как повезло Лене с нервной системой, что в любом состоянии она сохраняет способность соревноваться. Что новому тандему повезло с постановками, особенно в коротком танце — быть может, сильнее, чем их бывшим партнерам.
Короткий танец на чемпионате России, где они, пожалуй, впервые в сезоне катались с неким ощущением внутреннего спокойствия, свойственного лидерам.
В произвольном танце Ильиных и Жиганшин показали еще одну свою сильную сторону — умение держать определенный уровень даже на фоне колоссальной усталости. Сказались и нагрузки, которые дали фигуристам тренеры после финала Гран-при в Барселоне, и постоянные изменения, которые вносят в программы наставники нового дуэта.
Благодаря этому катанию «на зубах» Ильиных и Жиганшин, допустившие единственную заметную помарку на одной из поддержек, удержали итоговое преимущество и не позволили обойти себя Ксении Монько и Кириллу Халявину. Хотя ученики Александра Жулина, долго прождавшие во внутрироссийской очереди, блистательно откатали свой произвольный танец и заслуженно выиграли этот вид программы.
На вопрос, не страшно ли было идти на риск в преддверии важнейшего старта в сезоне, тренер Ильиных и Жиганшина Елена Кустарова ответила:
— Все идут вперед, и нельзя делать себе скидок. Кому мы будем рассказывать, что мы новая пара? Не судьям же. Им это неинтересно. Так что после чемпионата России к Европе мы снова будем кое-что менять.
Что любопытно, это золото чемпионата России в карьере Ильиных стало первым. Несмотря на все успехи их дуэта с Никитой Кацалаповым, до победы на внутренней арене им так и не удалось дотянуться.
Еще одним ярчайшим событием пятницы стал произвольный танец Виктории Синициной и Никиты Кацалапова, ставший, возможно, самым эффектным прокатом вечера. Получившие последний стартовый номер фигуристы не смогли прорваться в тройку и в сборную. Но показали зубы и характер. Не только реабилитировались за все прошлые неудачи, но и наконец продемонстрировали, на что на самом деле способен этот дуэт. И что именно имела в виду, говоря все предыдущие месяцы о достоинствах своих учеников, их тренер Марина Зуева.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице зимних видов спорта.