Спонсоры вместо истории

Стадион мадридского «Реала» может быть переименован в IPIK Bernabeu

Сергей Попов
Руководство мадридского «Реала» выразило готовность продать название домашнего стадиона щедрым спонсорам, что вызвало резкую критику со стороны болельщиков. «Газета.Ru» вспоминает аналогичные коммерческие решения европейских футбольных клубов.

«Реал»

Домашняя арена 10-кратных победителей Лиги чемпионов носит имя легендарного президента «Реала» Сантьяго Бернабеу, при котором клуб выиграл шесть Кубков европейских чемпионов и стал флагманом мирового футбола.

Само собой разумеется, что болельщики, чтущие богатые традиции «королевского клуба» жестко выступают против переименования. Возможно, поэтому нынешний президент «бланкос» Флорентино Перес готов пойти на компромисс и сохранить половину названия, оставив только фамилию Бернабеу.

«Наш стадион будет называться IPIK Bernabeu, или же как захотят партнеры. Возможно, Cepsa Bernabeu»,

— цитирует Переса испанская пресса.

Любопытно, что раньше выкупить часть легендарного уже названия пытались такие гиганты, как Coca-Cola, Microsoft и «Абу-Даби», но тогда фанатам удалось отстоять свои права. Кстати, многим кажется, что оставлять только фамилию Бернабеу и прибавлять к нему название какой-либо корпорации еще циничней, чем просто поменять имя полностью.

«Манчестер Сити»

В 2011 году аналогичную сделку провернуло руководство «Манчестер Сити», переименовавшее родной стадион из «Сити оф Манчестер» в «Этихад». Авиакомпания из Объединенных Арабских Эмиратов, к недовольству болельщиков, выкупила название за значительную сумму, став титульным спонсором «горожан» на 10 лет вперед.

Боссам «Сити» пришлось делиться с городом: МС лишь арендует арену у Манчестера, и поэтому власти города вряд ли ставили палки в колеса этой сделке. Многих удивило решение более чем обеспеченных «горожан» пойти на такой шаг, но продажа названия позволила клубу удержаться в рамках финансового фэйр-плей.

«Манчестер Юнайтед»

С апреля 2014 года не утихают разговоры о том, что и другой манчестерский клуб — «Юнайтед» — также продаст название своей арены. За рекордную сумму в £800 млн выкупить имя легендарного стадиона «Олд Траффорд» готова компания Nike, уже много лет являющаяся техническим спонсором МЮ.

Разумеется, намерение руководства немедленно вызвало бурю негодования в стане фанатов «дьяволов», которые, кажется, больше всего на свете не хотят походить на «Манчестер Сити».

Скандал с переименованием пришелся на тяжелые для «Манчестер Юнайтед» времена и вкупе с турнирными неудачами привел к очередному витку войны между болельщиками и владеющей клубом американской семьей Глейзеров.

«Ливерпуль»

А вот куда более скромный в финансовом плане «Ливерпуль» не захотел переименовывать стадион. По мнению болельщиков, с чем согласилось и руководство «красных», как только перестанет существовать «Энфилд», исчезнет и сам «Ливерпуль».

Кстати, в свое время болельщики московского «Локомотива» также не допустили перемены названия стадиона «Локомотив» в «РЖД-Арену», кажется впервые в истории богатых взаимоотношений убедив в чем-то Ольгу Смородскую.

«Ньюкасл»

С английским «Ньюкаслом» произошла еще более интересная история: под давлением фанатов «сороки» вернули историческое название городской арене, заодно восстановив и свое реноме.

В 2009 году боссы клуба приняли непопулярное решение и переименовали стадион в «Спортс Директ Арену» в честь компании Sports Direct, принадлежащей владельцу клуба Майку Эшли. Распечатав сотни писем от разгневанных жителей Ньюкасла-апон-Тайн, Эшли пришлось поумерить свои аппетиты и не только восстановить название «Сент-Джеймс Парк», но и удалить всякое напоминание о своей фирме с территории арены.

«Зенит»

Практика продажи названий стадионов сейчас невероятно распространена. Однако фанаты гораздо спокойнее относятся к коммерческим названиям, если спонсорские имена получают новые арены. За примерами далеко ходить не надо: совсем недавно у «Спартака» в Москве появилась «Открытие Арена» в честь банка «Открытие», в Лондоне у «Арсенала» есть «Эмирейтс», в Мюнхене у «Баварии» — «Альянц Арена», и таких примеров множество.

Впрочем иногда на название могут повлиять не любовь к спонсорским вложениям или почтение к традициям, а политика. Так, небезызвестный депутат Виталий Милонов в мае нынешнего года выступил с предложением присвоить строящемуся стадиону «Зенита» имя …«Путин Арена».

Руководство «Газпрома» к инициативе одиозного политика отнеслось благосклонно, но все же предпочло оставить изначальное название «Газпром Арена». Нужно сказать, что и это имя не вызывает восторга у населения Санкт-Петербурга, которое предпочитает варианты «Крестовский» или просто «Зенит Арена».

Впрочем, окончательного решения по названию еще не принято, и пока что сохраняется рабочее — «футбольный стадион в западной части Крестовского острова».

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице мирового футбола.