«Спартак» подписал соглашение с одной из пивоваренных компаний, согласно которому заработает 150 млн руб. за почти четырехлетнее сотрудничество. После мероприятия коммерческий директор московского клуба Александр Атаманенко рассказал, как прошло инспектирование «Открытие Арены», и поведал, что стадион «Спартака» дает больший потенциал продаж, чем «Донбасс Арена» в Донецке.
— Недавно стадион посетила инспекционная комиссия ФИФА. Расскажите, как прошел их визит?
— Был самый тщательный осмотр стадиона, прилегающих территорий, и после этого мы обсуждали все вопросы. То есть это был не визит вежливости, а детально подготовленная инспекция, в ходе которой ФИФА получила информацию об объекте не из бумаг, а проверила соответствие бумажных планов реальной ситуации.
— Какие вопросы возникли у комиссии?
— Те объекты, которые строятся только под чемпионат мира, вызывают вопросы у ФИФА о том, как они будут использоваться после мундиаля. Не будут ли они бременем для стороны, которая проведет чемпионат мира. Есть клубный стадион, как наш, и задачи здесь другие: адаптировать его под проведение матчей турнира. В каждой рабочей группе мы прошли по перечню вопросов о том, как действующий стадион будет адаптирован. Мне показалось, что визитеры остались очень довольны увиденным, тем, что на арене работают опытные специалисты, которые понимают, что они делают, и каких-то острых вопросов мы не услышали.
Конечно, остаются вопросы, на которые мы должны будем ответить, например, что будет реализовано из проекта «Тушино-2018» и в какие сроки? Будет ли в период Кубка конфедераций или чемпионата какая-то стройка? Где будут расположены временные сооружения, например медиацентр, и как будут расширяться зоны работы для целевых групп внутри стадиона.
— Что особенно понравилась представителям инспекционной комиссии?
— Отмечу два плюса. Первый: качественно спроектированную и построенную инфраструктуру стадиона и прилегающей территории. При этом мы объяснили, что часть инфраструктуры находится в стадии строительства, например, парковки и мобильная связь. Второй состоит в том, что на арене работают опытные в своем деле эксперты, в том числе и те, кто работал на Евро-2012 на Украине.
Качественный стадион состоит из двух частей: инфраструктура и менеджмент. Наши гости остались этим довольны, как и проектом «Тушино-2018». Они поняли, что будет происходить вокруг стадиона, и ждут от нас только сроков реализации. Детальный план мы им предоставим до конца года.
— Виталий Мутко сказал, что по итогам инспектирования стадиона комиссией ФИФА был сделан ряд замечаний к «Открытие Арене».
— Это не замечания, а перечень вопросов, которые нам предстоит решать. Основная задача стадиона — адаптироваться под проведение крупного мирового футбольного события, и прежде всего под увеличивающиеся потребности в площадях для целевых групп. Это телевидение, корпоративное гостеприимство. По результатам инспекции никаких неразрешимых вопросов не прозвучало. Был намечен план, отмечено, что нужно сделать, чтобы провести чемпионат мира с точки зрения добавления временной инфраструктуры снаружи стадиона — расширение медиазоны (организация включена Минюстом в список иноагентов) и так далее.
— Когда ждать улучшения качества мобильной связи на стадионе?
— За строительство и эксплуатацию системы indoor мобильной связи отвечают операторы мобильной связи, которые пока ввели в работу только часть системы. Если вы будете находиться на четвертом и пятом этажах стадиона на западе — проблем со связью не будет уже сейчас.
Когда этот проект полностью реализуется, сигнал будет везде, причем в пиковый период. По предварительным срокам это произойдет до конца нынешнего года.
— Будет ли доступен для зрителей бесплатный интернет на трибунах?
— Пока он доступен только целевым группам, которым он необходим для работы, и в VIP-зонах. Интернет у нас покрывает все трибуны, но необходимо, чтоб он справлялся с количеством подключений. Этот вопрос будет обсуждаться.
— Памятник братьям Старостиным у ворот сильно удивил комиссию?
— Они отметили, что это очень нестандартное решение. В том его уникальность. Мы и матч сборной проводили, и чемпионат России, и никакого негатива не наблюдалось.
— Есть ли вероятность, что его все-таки попросят убрать?
— Здесь только ФИФА будет принимать решение, когда мы ему передадим арену в управление.
Возможен ли вариант сдачи стадиона в аренду другому клубу? К примеру, ЦСКА или «Динамо».
— Современная арена всегда ставит задачу работать 365 дней в году. Это музеи, магазины, спорт-бары, фитнес, корпоративные мероприятия, концерты и так далее. Мы хотим, чтобы стадион работал максимально и приносил доходы и себе, и клубу. Мы заинтересованы в привлечении как можно большего количества культурно-массовых мероприятий, к которым относятся и матчи. Мы открыты для этого, будь то сборная или клуб. Однако однозначно будет приниматься во внимание, какому именно клубу мы сдадим стадион в аренду.
Арена строилась не только для команды, а прежде всего для болельщиков, поэтому их мнение очень важно для нас в плане принятия таких решений. Мы его будем учитывать. В случае со сборной мы заинтересованы в максимально длительном сотрудничестве.
— Есть ли возможность подписать какое-то долгосрочное соглашение?
— Будем это рассматривать. Мы хотели провести пилотный матч, отработать взаимодействие. Все, в том числе и представители УЕФА, остались очень довольны высоким уровнем проведения игры. В дальнейшем контракты будут обсуждаться. Мы открыты для сотрудничества.
— После матча были негативные отзывы по поводу организации выхода со стадиона, парковок и прокуренных туалетов.
— Мы стараемся получать обратную связь от посетителей. Что касается парковок, все видят, что строительство вокруг стадиона еще продолжается. Речь идет о двух многоярусных парковках, которые находятся около главной трибуны. Каждая парковка будет вмещать 365 мест. Суммарно — 730. Это сильно улучшит приезд болельщиков на стадион на своей машине. Есть территория, которая на данный момент находится под площадкой, это парковка П1. Она построена только на треть.
Когда мы закончим строительство всех парковок, их количество будет даже выше, чем рекомендации ФИФА, а это одно парковочное место, на семь кресел.
Что касается выпуска болельщиков с трибун после матча. Эту ситуацию клубу хотелось бы решить как можно скорее, потому что здание построено таким образом, чтобы оно пустело в течение восьми минут. Пока на первом матче приходилось сильно задерживать болельщиков. На следующих играх ситуация улучшалась, но частичное удержание трибун еще применяется, правда, уже не нами как принимающей стороной, а полицией, которая обеспечивает безопасность. Пока они считают, что это необходимо. Мы стараемся убедить их в том, что этого можно не делать. Определенный прогресс есть.
— Что делать с туалетами? Ведь на стадионе очень много детей, и они попадают в «газовую» камеру.
— Эта проблема мне знакома. Она имелась и на «Донбасс Арене» и решалась комплексным подходом. Это была добровольная инициатива клуба, на тот момент не поддержанная обязательным запретом законодательства. Мы просто сказали, что у нас такие правила. При этом через полгода и законом это было запрещено. По своему опыту могу сказать, что сразу ситуацию не исправить. Необходима комплексная работа, направленная на более жесткий контроль запрета курения. Лучше всего здесь работает обращение к болельщикам и диалог. Над этим мы будем трудиться в зимнее межсезонье. Будет пиар-компания с привлечением игроков «Спартака», которые обратятся к болельщикам.
— Будут на стадионе комнаты для курения?
— Нужно понять, есть ли такая возможность, имеется в виду наличие площадей. На стадионе все площади закреплены за какой-то функцией. И потом, на это потребуются инвестиции. Возможно, их лучше направить на что-то другие, более полезное для всех болельщиков.
— На матче сборной России был вывешен флаг Новороссии. Ваше отношение к проявлениям политических предпочтений на футболе?
— Я бы не хотел комментировать этот факт. Это зона ответственности руководителя службы безопасности. Я с удивлением прочитал, что было распоряжение о разрешении вывесить этот флаг. Я уточнял у руководителя службы безопасности, он сказал, что не давал его.
Есть ли этому место на стадионе? Мое мнение основано на требованиях УЕФА и ФИФА. Футбол — это спорт, и арены строятся ради праздника футбола. Я считаю, что на футболе нет места политике, расизму и агрессии.
— Как вы считаете, какой проект лучше: стадион «Спартака» или «Донбасс Арена»?
— Они разные. Их можно сравнивать, но нужно понимать, что каждый проект современного стадиона, с одной стороны, похож, но с другой — индивидуален. Есть требования к структуре стадиона. Остальное — индивидуально. На «Открытие Арене» мне больше нравится то, что территория и фасад отражают дух клуба. Здесь есть красно-белые цвета и элементы логотипа, ромбы. Они видны уже на подходе к стадиону. По качеству поля оба проекта отличные. Их делала одна компания. Акустика чаши, близость к полю зрителей, то есть с точки зрения формирования атмосферы оба проекта одинаковые. На «Донбасс Арене» зоны корпоративного гостеприимства идут по кругу, а здесь пока только на главной трибуне.
— То есть в этом плане «Донбасс Арена» прибыльнее?
— Такая планировка дает больше возможностей генерировать доходность, но со временем мы задумаемся об увеличении зоны гостеприимства и на этой арене. У меня появилась уверенность, что величие бренда «Спартак» и города, где есть большое количество корпоративных клиентов, дает больший потенциал продаж, чем в Донецке. Вместимость немного больше на «Донбасс Арене», и со временем она там увеличилась. Мы искали для этого возможности.
— Технически возможно увеличить бизнес-ложи на «Открытие Арене»?
— Да, но рассматривать вариант увеличения вместимости мы будем только тогда, когда в этом назреет необходимость. В идеале мне хотелось бы, чтобы продажа абонементов составляла 70–75% от вместимости.
Больше этого количества стадионы стараются не продавать «сезонки», чтобы у болельщиков была возможность попасть на матч и сформировался пул будущих покупателей.
— Это правда, что бизнес-ложи на «Открытие Арене» — в числе самых дорогих в Европе?
— Я бы так не сказал. Я считаю, что они соответствуют европейским ценам. Так и должно быть, это Москва, и этот продукт прежде всего покупают корпоративные клиенты. Такая же дискуссия была и по «Донбасс Арене». Стоимость ложи там тоже была на европейском уровне, но в Москве она немного выше.
— Сколько сейчас реализовано бизнес-лож на стадионе «Спартака»?
— Мы уже перевыполняем план по продажам на первый сезон. Их осталось считаные единицы, но и по ним ведутся переговоры. Я надеюсь, что до конца этого сезона мы продадим 100% лож двух уровней.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице чемпионата России по футболу.