Прокуратурой спортсмену были предъявлены обвинения по четырем пунктам, но в сентябре суд принял во внимание только два их них: превышение пределов необходимой самообороны, приведшее к непредумышленному убийству, и применение оружия в людном месте.
По двум другим дополнительным обвинениям — в стрельбе через открытый люк автомобиля и хранении незарегистрированных патронов — Писториуса признали невиновным.
Заседание суда во вторник было полностью посвящено вынесению приговора, а судья Токозиле Масипа начала его с приведением примеров подобных случаев. Все сводилось к тому, что спортсмену грозит реальный срок, хотя по выдвинутым против него пунктам обвинения нижняя планка приговора не была определена законодательно. Максимальный срок, который мог получить Писториус, составлял 15 лет тюремного заключения.
«Мистер Писториус, пожалуйста, встаньте. Суд признал вас виновным в непредумышленном убийстве, срок тюремного заключения составляет пять лет», — объявила Масипа.
По второму выдвинутому против легкоатлета обвинению — применению оружия в общественном месте — суд приговорил его к трем годам условно.
Прямо в зале суда Писториус был взят под конвой полицией и будет доставлен в камеру временного содержания, откуда уже проследует к месту будущей «прописки» в тюрьме.
По словам представительницы государственной прокуратуры ЮАР Нати Мнкубе, реальный срок тюремного заключения паралимпийца может составить всего лишь треть от вынесенного наказания в пять лет. По всей видимости, ему будет зачтено то время, которое он находился под стражей, а также в какой-то момент он сможет подать заявление об условно-досрочном освобождении.
По словам дяди спортсмена, его сторона не будет подавать апелляцию на решение суда. Приговором осталась удовлетворена и семья Ривы Стенкамп. «Я доволен, — заявил адвокат потерпевших Дап де Брёйн. — Семья считает, что приговор справедлив, они удовлетворены».
Общее мнение участников процесса во вторник выразил отец убитой девушки — Барри Стенкамп: «Главное, что все это закончилось».
С момента трагедии в доме спортсмена прошло более полутора лет. Тот факт, что Писториус убил свою подругу в ночь на 14 февраля 2013 года, не оспаривался. Следствие и суд пытаются лишь решить вопрос о том, было ли это убийство умышленным, на чем настаивало обвинение, или же, как утверждал сам спортсмен, он стрелял через дверь в предполагаемого грабителя, запершегося в туалете.
Слушания по существу дела открылись только через год после трагедии — в марте 2014-го. Были выслушаны свидетели сторон и сам спортсмен — всего в деле были собраны показания более ста человек.
В изложении Писториса события той ночи выглядели следующим образом. Он проснулся ночью от жары, пошел на балкон, чтобы принести вентилятор, услышал шум со стороны ванной, которая примыкает к спальне, прихватил пистолет, двинулся к двери в ванную и четыре раза выстрелил, услышав там шум.
«В комнате было темно, и я думал, что Рева находится в кровати», — объяснял он. По его словам, он «чувствовал себя очень уязвимым», потому что в тот момент был без своих протезов, а ранее ему приходилось «быть жертвой со стороны грабителей».
Защита в деле опиралась на три типа показаний и экспертиз, которые могут подтвердить историю, изложенную Писториусом. Первое — это баллистика. Спортсмен сделал четыре выстрела, три из которых попали в девушку: в бедро, в руку и в голову. Последняя из этих пуль, по всей видимости, привела к моментальной смерти.
Второй тип данных — патологоанатомическое исследование. Не самая серьезная сторона дела, поскольку не стоял вопрос о том, убил ли девушку именно Писториус. Но оказавшаяся весьма существенной на первых порах разбирательств, так как опровергла его показания.
Патологоанатом Герт Сайман рассказал суду, что Рева принимала пищу около часа ночи, то есть за два часа до смерти. Это полностью противоречило версии Писториуса о том, что уже в 10 вечера они были в спальне: она занималась йогой, а он смотрел телевизор, после чего они уснули. Такой оборот в деле привел в тот момент в раздражение судью.
И третий пласт данных — это психиатрия. В подобных делах именно такие данные оказывают большое влияние на судей или присяжных. Писториусу нужно было доказать суду не только то, что он совершил роковую ошибку, приняв свою девушку за грабителя, но и то, что его действия были обоснованными.
Именно другие стандарты для самообороны из-за ограниченных физических возможностей Писториуса и являлись основным козырем его защиты.
Из-за этого была даже проведена психологическая экспертиза спортсмена, прерывавшая суд на месяц. Но вистов ни той, ни другой стороне она не добавила, утвердив, что паралимпиец «был вменяем, когда стрелял в дверь». Не повлияла она и на суд, признавший, что пределы самообороны одни и распространяются на всех.
После полутора лет ожидания вынесен приговор. Дело, по всей видимости, закрыто: апелляций не будет. Однако правду о том, что на самом деле произошло между молодым человеком и его девушкой в День святого Валентина, по-прежнему знает только один человек.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники.