В легкой атлетике есть две дисциплины, результаты в которых интересуют даже далеких от спорта людей. Первая — это, конечно, стометровка, рекордсмен на которой традиционно называется самым быстрым человеком планеты. На данный момент там все вопросы сняты Усэйном Болтом, стремительной молнией угнавшим от конкурентов.
Вторая дисциплина — марафон. Там тоже в принципе решен главный вопрос: чтобы быть рекордсменом, надо родиться либо в Кении, либо в Эфиопии. С 2003 года именно представители этих стран поднимают планку в битвах друг с другом.
Киметто, выигравший в воскресенье в Берлине с результатом 2 часа 2 минуты 57 секунд, эту планку не просто поднял, а сорвал с креплений и подбросил ввысь: рекорд был обновлен аж на 26 секунд! При этом финишировавший вторым в этом забеге другой кениец Эммануэль Кипчирчир Мутаи (2:03.13) тоже превзошел прежнее достижение.
История умалчивает, какое время в том самом классическом марафоне показал греческий воин Фидиппид (если он вообще когда-то существовал), принесший Афинам весть о победе. Современная же история марафонских достижений ведет свой отсчет с 1908 года, и первым в списке рекордсменов значится американец Джонни Хэйес. Его результат век спустя выглядит довольно скромно — 2 часа 55 минут 18,4 секунды.
Однако уже к середине ХХ века результаты стали такими, которые могут вызывать уважение уже и сейчас. В течение двух лет лучшее достижение принадлежало советскому бегуну Сергею Попову, который в августе 1958 года остановил секундомер на отметке 2 часа 15 минут 17 секунд.
В сентябре 1960-го рекорд обновил представитель Эфиопии Абеле Бикила — первый спортсмен с Черного континента в данном списке. До тотального превосходства спортсменов из Африки в марафоне оставалось еще несколько десятилетий…
Барьер 2 часов 10 минут был пробит австралийцем Дереком Клэйтоном в 1967 году, а полтора года спустя он же показал результат 2:08.33,6, но он долгое время оспаривался: обсуждалось, что трасса оказалась на 500 м короче классической.
До рубежа веков рекорд обновлялся еще несколько раз, а дольше всего — более десяти лет — держалось достижение эфиопа Белайне Денсамо (2:06.50).
ХХI век в марафоне наступил в 2002 году, когда в Лондоне американец Халид Ханнуши показал результат 2:05.38. Интересно, что он стал своеобразной нитью, связывающей два века: предыдущее достижение, побитое на 4 секунды, также принадлежало ему и было установлено в 1999 году, когда Ханнуши соревновался под флагом родного Марокко.
А вот с 2003 года началась кенийско-эфиопская эра в Берлине. Первым в ней значится знаменитый кениец Пол Тергат (2:04.55), которого сменил не менее известный эфиоп Хайле Гебреселассие, два раза подряд обновлявший достижение и поднявший его в 2008 году на высоту 2:03.59.
В 2011 и 2013 годах в Берлине победу с рекордными секундами праздновали кенийцы Патрик Макау (2:03.38) и Уилсон Кипсанг (2:03.23), а вот теперь их 30-летний соотечественник Киметто стал первым человеком на планете, кто выбежал из 2 часов и 3 минут. Его достижение еще должно быть ратифицировано Международной федерацией легкоатлетических ассоциаций (IAAF), но это вопрос формальный — трасса в немецкой столице обладает золотым сертификатом IAAF.
За комментариями по рекордному забегу в Берлине «Газета.Ru» обратилась к бронзовому призеру чемпионата Европы — 2010 в марафоне Дмитрию Сафронову.
— Первые двое финишировавших в Берлине выбежали из мирового рекорда, который обновился довольно значительно, почему это произошло?
— Берлинская трасса очень быстрая, славится своими результатами. Там же и знаменитый Хайле Гебреселассие в свое время рекорды показывал. Причем на этом марафоне нет среднего контингента участников: там либо на мировой рекорд бегут, либо отстающие, показывающие слабенькие результаты.
— В 2002 году мировой рекорд пал в Лондоне, а потом — шесть раз в Берлине, почему?
— Там в сентябре для этого и погодные условия очень хорошие (забег проходил в солнечную, но прохладную погоду. — А.К.), и трасса считается очень быстрой — мало разворотов, поворотов.
— Рекорд России в марафоне чуть больше 2 часов 9 минут, и установлен он был в Ирландии...
— Да, на Дублинском марафоне Алексеем Соколовым, моим товарищем.
— Реально ли вообще россиянам бороться за медали на престижных мужских марафонах с африканцами?
— Смотря о каких африканцах говорить. Если тех, которые имеют результаты 2 часа 5 минут и выше, то с ними никто, кроме самой этой группы бегунов, конкурировать не может.
Это десять человек в мире, которые показывают такие результаты и конкурируют только сами с собой.
Наши могут соревноваться с теми, кто тоже силен, но все-таки попроще. Я имею в виду европейцев, японцев или тех же африканцев, которые бегут чуть-чуть потише.
С Советского Союза у нас всегда есть несколько сильных марафонцев, которые могут конкурировать с чернокожими бегунами на крупных соревнованиях. Не бывает, конечно, такого, что каждый год это получается, но нельзя сказать, что у нас слабые бегуны когда-то были.
— Но до вашей медали на чемпионате Европы — 2010 года предыдущие награды были только в конце 1970-х у советских бегунов.
— Нельзя сравнивать обычные коммерческие марафоны и официальные старты, когда вы выступаете за страну. Это совершенно разные ощущения.
Как мне кажется, очень многие сильные бегуны, и не только российские, с этим давлением не могут психологически справиться. Оно очень велико.
Эти марафоны (на официальных соревнованиях) всегда происходят летом, и готовиться к ним тоже надо летом, в жару. Не каждый даже из опытных марафонцев при 30-градусной температуре сможет провести грамотную подготовку к соревнованиям, которые тоже будут проходить по жаре.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице летних видов спорта.