Матч за бронзу с участием Германии и Франции дал прекрасный повод поразмышлять о реалиях современного волейбола вообще и особенностях этого чемпионата мира в частности. И тот и другой могут не нравиться. Но тут как в жизни: можно либо предаваться ностальгии и смотреть на чужой праздник. Либо мотать на ус и реагировать, пока поезд не ушел слишком далеко. Хочется верить, что в российском волейболе поступят именно так, а не увлекутся бессмысленным пережевыванием частных историей со скандальной жеребьевкой или эмоциональности Алексей Спиридонова.
Нынешняя политика ФИВБ нацелена на повышение конкуренции в мировом волейболе и максимальное расширение его географии. Отсюда сложная формула чемпионата мира с тремя групповыми этапами и большим количеством вроде бы не самых сильных команд. Которые, однако, в случае осечки лидеров способны преподнести сюрприз. Поэтому, не показывая привычного уровня игры, добраться до медального раунда становится все более проблематично даже для записных фаворитов. Что и случилось в Польше со сборной России.
Но вернемся к бронзовому матчу. Франция, и Германия — типичные примеры таких новых соискателей. Обе сборные далеко не новички в мужском волейболе, но их трофейную историю, понятно, нельзя сравнить с российской, бразильской или, к примеру, итальянской.
На счету Франции, к примеру, есть историческая бронза чемпионата мира — 2002, но в остальном трехцветным на крупнейших турнирах не слишком везло. Не попав на две последние Олимпиады, они решились на серьезные перемены и призвали на роль спасителя одного из самых знаменитых игроков в истории страны Лорана Тилли.
Германия последний раз попадала в число четырех лучших команд чемпионатов мира в далеком 1974 году в виде сборной ГДР. Тогда немцы остались с деревянной медалью. Последняя же завоеванная ими награда чемпионатов мира, правда золотая, датируется 1970 годом. Лучшим же результатом объединенной Германии до нынешнего момента было восьмое место в 2010 году. В последние годы бундестим потихоньку снова пробирается наверх. И именно дружине прекрасно знакомого российским болельщикам по выступлению в чемпионате России капитана Йохана Шопса большинство отдавали предпочтение в преддверии бронзового матча. Даже с учетом того, что немцы накануне завершили свой полуфинал гораздо позже.
И тому же Шопсу, парню воспитанному, пришлось строить журналистам уморительно-трогательные рожицы, чтобы не задерживали дольше необходимого на пресс-конференции.
Немцы, которые в нынешнем своем составе обладают большим опытом, чем Франция, уверенно оставили за собой первую партию: соперника не передушивали, но и подобраться ближе чем на пару очков не позволяли. У французов к тому же в самый нужный момент перестала лететь подача. Не шла игра у героев полуфинала Гребенникова и Сидибе. Счет первого сета 24:25. В составе немцев в этой встрече был заметен экс-украинец Денис Калиберда, который и забивал, и ошибался одинаково ярко.
Во второй партии пошел задорный волейбол, когда команды поочередно позволяли друг другу отыгрывать по три-четыре очка. Французы возвращались в игру добрых три раза: в начале партии, в середине и после рубежа в 20. А в концовке сета, ведя в счете, позволили вернуться в игру сопернику. Со счета 22:22 немцы вышли вперед и быстренько завершили партию под девизом «Меньше всего нужны мне твои камбэки». 26:24.
По третьему сету стало окончательно понятно, что опыт в этот раз, скорее всего, снова возьмет свое.
У Франции заметно стали заканчиваться силы, так что она по большей части отбивалась. Немцы играли с запасом, не расходуя лишних сил и эмоций. Но на характере, которого парням Тилли очевидно не занимать, французы довели-таки отставание до минимального 20:21.
Ситуация накалилась. Счет пошел на мелочи. Так, одним из ключевых эпизодов, на разбирательство которого судьи потратили изрядное количество времени, стал просмотр видеоповтора, призванного определить, коснулся ли Сидибе сетки кончиком носа или нет.
По картинке показалось, что все же коснулся. Но французы так завелись от вынесенного не в их пользу решения, что едва не вернулись в игру в очередной раз.
Всем болельщикам трехцветных приходилось только сожалеть, что подобной встряски не случилось раньше. Ведь к тому момент усилиями Грозера у Германии уже было два матч-болла. Со второй попытки бундестим, проведя атаку по центру, все-таки добралась до заветной бронзы 23:25. Победное очно немцам принес не кто иной, как Денис Калиберда.
— Не сказал бы, что мы провели свой лучший матч, — отметил Калиберда. — Но мы очень хотели выиграть. И выиграли. Значит, мы были лучше. Думаю, этот чемпионат мира можно считать удачным для нас. Третье место — это большой успех. Мы же не Россия и не Италия!
— Вы понимаете, что принесли своей команде победное очко в бронзовом матче?
— Ну да. Перед этим розыгрышем я думал: вау, сейчас мы можем выиграть. Просто закрыл глаза и ударил.
— Сложилось впечатление, что Франция сегодня давала вам возможность играть с запасом.
— Я согласен, что соперник играл не так, как, например, в полуфинале. Но после десятка матчей всем тяжело играть, просто очень тяжело. Тем более что вчера они уступили в пяти сетах. Было видно, что мы лучше вошли в этот матч.
— Как собираетесь праздновать этот успех?
— Не знаю. Наверно, как обычно пойдем в ресторан и будем вместе пить.
— Сегодня у нас не получилось ничего: ни на подаче, ни в атаке, — посетовал либеро сборной Франции Женя Гребенников. — А соперник был лучше во всех компонентах игры. Возможно, немцы сильнее хотели победить. В отличие от полуфинала, тут у нас не было шанса.
— Безусловно, я счастлив сейчас, — подчеркнул на пресс-конференции тренер сборной Германии Витал Хейнен. — И одновременно мне грустно. Потому что сейчас я сижу рядом с Лораном Тилли, чья сборная провела просто невероятный турнир. И они также заслужили эту медаль.
Знаете, если бы прямо сейчас ФИВБ решила отменить бронзовый матч, я стал бы еще счастливее. Потому что в данном случае это было бы справедливо.