«Формула-1» может претерпеть грандиозные изменения, касающиеся участников самой престижной в мире гоночной серии. Генеральный промоутер и по сути владелец «королевских гонок» Берни Экклстоун заявил, что число команд в чемпионате может быть сокращено с одиннадцати до восьми. При этом оставшиеся конюшни смогут заявить трех пилотов, а не двух, как сейчас.
«Я считаю, что мы должны опробовать это. Я бы с большим удовольствием посмотрел гонку с участием трех машин «Феррари», чем наблюдал за мучениями команд-аутсайдеров. Я в «Формуле-1» очень давно и вижу, что иначе слабые команды так и будут оставаться позади», — процитировала бизнесмена Guardian.
Экклстоун добавил, что столь революционное решение может быть принято уже совсем скоро.
«Через две или три гонки ситуация прояснится. Но очевидно, что если мы потеряем три команды, то остальные будут заявлять третьего пилота», — добавил 83-летний Экклстоун.
Зачем это нужно «Формуле-1», очевидно. «Королевские гонки» страдают от падения зрительского интереса.
В этом году с проблемами заполняемости трибун столкнулись организаторы Гран-при Германии, Малайзии и Бахрейна. В Хоккенхайме за пятничными свободными заездами наблюдали всего шесть тысяч человек! Падает и телеаудитория «Формулы-1», которая уже может только мечтать о полумиллиардной армии зрителей, хотя еще недавно ее существование казалось вполне естественным.
Исправлять эту ситуацию надо срочно, пока спонсоры не стали отворачиваться от «Формулы-1». Это уже происходит с некоторыми аутсайдерами, такими как «Заубер» и «Катерхэм». Из-за финансовых проблем их будущее выглядит неясным и без инициатив Экклстоуна.
Основная причина, из-за которой болельщики теряют интерес к «Формуле-1», — снижение конкуренции среди команд, когда только узкий круг лидеров имеет реальную возможность одержать победу. Доминирование «Мерседеса» в этом году не может не вызывать раздражения, как и предшествовавшая ему эпоха Себастьяна Феттеля и «Ред Булла». А ведь до нее еще была эра Михаэля Шумахера и «Феррари», которая тоже вызывала зевоту у болельщиков других конюшен.
Попытки снизить разрыв между командами, конечно же, предпринимались и ранее, но в основном за счет изменений технического регламента. К чему это привело, видно на примере нынешнего сезона. О том, чтобы выровнять команды с помощью ограничения бюджетов, сейчас никто и не заикается. Слишком памятны споры между командами и Международной федерацией автоспорта, из-за которых «Формула-1» чуть не потерпела крах.
Вдобавок к предсказуемости гонок болельщики имеют еще множество поводов для недовольства. Моторы больше не ревут, трассы стали слишком безопасными, пилоты должны следить за экономией топлива, а не обгонять соперников. На Гран-при Сингапура, который пройдет 21 сентября, будут введены первые ограничения на переговоры пилотов и команд по радио, и это тоже ударит по телерейтингам «Формулы-1».
Все это еще можно было бы вытерпеть, если бы реально выравнивало шансы всех команд на успех. Однако в этом году победы одерживали всего три пилота, интрига в Кубке конструкторов умерла после пяти-шести этапов, а в хвосте пелотона все те же команды-аутсайдеры типа «Маруси» и «Катерхэма», к которым добавились еще и «Заубер» с «Лотусом».
В предложении Экклстоуна есть здравый смысл — к чему терпеть неудачников, если за их счет сильные команды смогут развиваться дальше?
Сейчас интерес к «Формуле-1» нагнетает только борьба Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга в «Мерседесе». И она стала бы более зрелищной, если бы им приходилось еще и сражаться с третьим пилотом, который был бы с ними в одних условиях. В прошлом команды «Формулы-1» могли иметь неограниченный штат и менять его в зависимости от Гран-при, а в самих гонках участвовало более двух пилотов.
Опасаться, что этот новый гонщик не составит конкуренции двум лидерам, вряд ли придется. Даниэль Риккардо доказал, что способен обгонять Себастьяна Феттеля, если их посадить в одну машину. Жан-Эрик Вернь потерял место в «Формуле-1», едва в команду пришел Даниил Квят. Фелипе Масса уступил роль лидера «Уильямса» Валттери Боттасу, хотя на старте сезона это казалось невозможным.
А теперь представьте, что будет, если Ромену Грожану дать возможность порулить «Мерседесом», Жюлю Бьянки доверить «Феррари», а Адриана Сутиля вернуть в «Форс-Индию». Гонщикам это пойдет только на пользу, а значит, и зрителям тоже.
Неясным только остается, кто же именно должен покинуть «Формулу-1». Очевидными претендентами на это являются четыре команды. Это «Заубер», «Катерхэм», «Маруся» и «Лотус». На четверых они за этот сезон набрали всего десять очков, периодически каждой из них в прессе посвящаются слухи о финансовых проблемах. Одна команда из них сможет остаться, но счастливчику придется взвалить на себя содержание третьего пилота.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.