Учим матчасть с «Газетой.Ru». Велоспорт на шоссе

«Газета.Ru» в преддверии «Вуэльты Испании» рассказывает о многодневных велогонках

Перед стартом «Вуэльты Испании» «Газета.Ru» в спортивной рубрике «Учим матчасть» попросила рассказать о тонкостях велогонок на шоссе комментатора телеканала Eurosport, пресс-атташе команды «Русвело» Сергея Курдюкова.

«Вуэльта» — третий в сезоне Гранд-тур, изнурительный трехнедельный марафон, который предшествует еще одному крупному событию в мире велоспорта – чемпионату мира. О том, что испытывают спортсмены на финише сезона, преодолевая испытание горами, рассказывает один из главных российских специалистов в области велоспорта, сам недавно преодолевший по горам за шесть дней 720 км.

— Три самые популярные веломногодневки — «Джиро д'Италия», «Тур де Франс» и «Вуэльта Испании». А какая среди них самая-самая и в чем особенности каждой?
— Безусловно, «Тур де Франс» — самая главная, самая престижная. По причинам бюджета, традиций, интереса со стороны медиа. Это уже константа: так за многие годы уже определилось, и с ним сложно конкурировать.

По спортивной же составляющей каждая из трех супермногодневок хороша по-своему, и в этом плане они вполне сопоставимы. Как правило, «Джиро» и «Вуэльта» — это многодневки для специалистов горного профиля. Иногда более широкого, иногда более узкого.

«Вуэльта» в последние годы – очень горная гонка.

— Кому вообще пришло в голову устраивать такие марафоны, когда в течение трех недель гонщики ежедневно преодолевают по 150–200 км? Как люди в этом выживают?
— Это было придумано очень давно, и если сейчас публика удивляется, когда видит такие объемы, то нелишне вспомнить, что еще в довоенные времена, когда соревновались на примитивных велосипедах, этапы были километров по 400 с лишним. Все познается в сравнении.

Нагрузки, конечно, экстремальные, но они и демонстрируют экстремальные возможности человеческого организма, которые существуют.

— Как выглядит этот марафон изнутри? Сколько человек и автомобилей путешествует вместе с командой, составляя группу сопровождения?
— Схема примерно одинаковая во всех многодневках, необязательно таких длительных. Так или иначе, там должен быть транспорт, который вывезет все велосипеды – и обычные, для групповой гонки, и для раздельного старта, и запасные.

Их очень много, и требуется крупный транспорт. На жаргоне он называется «камион» — это не грузовик, а что-то среднее между ним и автобусом. Он специально изготовлен под велоспорт с грамотно организованным пространством внутри. Там все возможности для механиков по ремонту, должны открываться навесы – защищать от непогоды.

Плюс идет большой автобус — под команду. В нем есть и кухня, и пара спальных мест, и душ, туалет, телевизор… Фактически, это такой командный дом на колесах. Идет несколько «техничек» — машин технического сопровождения. Идет еще один автобус, поменьше.То есть это действительно целая флотилия.

На небольшие гонки иногда самый большой автобус не идет. Ну и если нет гонки с раздельным стартом, велосипедов берется поменьше.

— Вот это как раз следующий вопрос: а какие вообще бывают виды этапов в многодневных гонках?
— Есть этапы, когда гонщики стартуют по одному. Есть два варианта этапов с раздельным стартом, которые не классифицируются по-разному, но по сути сильно разнятся: это обычная «разделка» и в гору. Последняя, конечно, имеет свою специфику.

Потом есть командная гонка с раздельным стартом, в которой стартуют все члены велогруппы, а временной зачет проводится, как правило, по первым пятерым финишировавшим.

Есть этапы групповые — равнинные и горные. Равнинные бывают с вариациями – по холмам или полностью пологие, с предсказуемым спринтерским финишем.

Горные этапы есть такие, когда основной финиш совпадает с горным. Это самое тяжелое, и там, как правило, все и определяется. Есть горные этапы, где может быть много перевалов, а финиш — под горой. На них возможны разные (тактические) варианты.

— Ну и к основному: как вообще формируется команда на такие гонки? Расскажите поподробнее о ролях, которые есть в велогруппах?
— Супермногодневка — это самый престижный старт, поэтому отбор на нее идет задолго. И сначала формируется длинный список кандидатов, потом он сокращается – так же, как в сборных командах на крупнейшие турниры типа чемпионатов мира или Олимпийских игр.

Но все в конечном итоге зависит от того, какую стратегическую цель ставит перед собой команда. Очень часто сильные гонщики определенной специализации, имеющиеся в распоряжении, не едут просто потому, что задача у команды другая.

Если есть жесткая цель: выиграть генеральную классификацию, а все остальное для нее второстепенно, то ставка делается на одного человека и команда верит в него без всяких запасных вариантов. Соответственно, задача только одна – в лучшей форме подвести к гонке лидера, а вокруг него сколотить абсолютно надежную группу поддержки.

Не обязательно это должны быть гонщики, способные сотворить что-то сами по себе, — они должны быть полностью преданы своему капитану, должны эффективно его поддерживать, должны быть несгибаемы, выстоять при любых трудностях. Так зачастую получается не особенно звездный состав с одной звездой.

Если цели ставятся разные, то в составе может быть и спринтер. Иногда мы видим команды, где по три лидера – основной, запасной и... самый запасной. Иногда это бывает эффективно, но чаще это разброд и шатание. Но команды экспериментируют.

Бывают даже те команды, которые приезжают с задачей выиграть как можно больше спринтерских этапов. На «Вуэльте» это менее актуально, поскольку все-таки гонка горная. Но бывают команды, сформированные целиком под спринтера.

— В стартующей «Вуэльте» две команды будут выступать под российскими флагами – «Катюша» и Tinkoff-Saxo. И обоих их капитанов – испанцев Хоакима Родригеса и Альберто Контадора – в этом сезоне преследуют травмы. Какие у вас ожидания? Может, Родригеса в роли лидера сменит россиянин Александр Колобнев?
— Колобнев и Родригес – люди совершенно разной специализации. Колобнев – гонщик исключительно на отдельные этапы, Родригес – человек на общий зачет.

То, в какой форме испанец себя подвел к этой гонке — если даже судить по «Классике Сан-Себастьяна», где он был на пьедестале, — говорит о том, что он восстановился. Очень ценно, что он проехал «Тур де Франс» именно с расчетом набрать максимальную форму. И если не вмешаются какие-то обстоятельства, Родригес гарантированно должен очень хорошо проехать «Вуэльту».

Конкретнее предсказать невозможно, потому что конкуренция в этом году очень серьезная. Как никогда: и британец Крис Фрум приезжает, и Контадор успевает восстановиться, и Garmin очень сильную команду привозит.

Это будет одна из самых представительных «Вуэльт» на моей памяти.

Контадор на данный момент – это загадка. Он в великолепной форме подошел к «Тур де Франс», а вынужденная пауза… иногда она приводит к очень отрицательному эффекту, а иногда, наоборот, вносит какую-то аритмию. Он же очень сильно ехал первую половину сезона, выигрывал много, и была определенная усталость. Может быть, это переключение, наоборот, откроет какие-то резервы организма. В случае с Контадором ситуация абсолютно непредсказуемая: он может очень сильно проехать, а может и не в свою силу.

— Фрум, Контадор, Родригес... Кто-то еще может претендовать на победу в «Вуэльте»?
— Колумбиец Наиро Кинтана взял тайм-аут в середине лета, и теперь он очень мотивирован: ему надо доказывать, что он «Джиро» выиграл потому, что он объективно сильнейший в горах. Он гонщик без задних мыслей, очень психологически стабильный, в этом его сила.

Кинтану включают в список основных претендентов на победу. Он победитель супермногодневки и призер «Тур де Франс» — это очень серьезная визитная карточка.

Фабио Ару, который у «Астаны» поднялся на подиум на «Джиро-2014», своей домашней гонке. Он скромничает, говорит, что едет учиться, но видно, насколько он уже силен в своем молодом возрасте.
Что касается остальных, очень много сильных спортсменов. Я уже говорил о Garmin, у которых есть и Дэниел Мартин, и Райдер Хешьедал. То есть в общей сложности получается порядка десяти человек фаворитов, из которых четверо, по прогнозам, стоят несколько выше остальных.

«Вуэльта Испании-2014»


69-й старт в истории многодневной велогонки.
Сроки проведения: 23 августа – 14 сентября.
Общая протяженность: 3181,5 км. Старт – Херес, финиш — Сантьяго-де-Компостела.
Горные этапы – 8.
Холмистые этапы – 5.
Пологие этапы – 5.
Этапы с раздельным стартом – 3 (командный и два индивидуальных).
Действующий победитель: американец Крис Хорнер (в нынешней гонке не участвует).
Фавориты: Хоаким Родригес (Испания, «Катюша»), Альберто Контадор (Испания, Tinkoff-Saxo), Наиро Кинтана (Колумбия, Movistar), Крис Фрум (Великобритания, Sky).

Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице летних видов спорта.