Если кому-то в голову придет снять спортивный блокбастер по аналогии с популярной кинолентой «Неудержимые», собравшей в одном фильме неунывающих звезд голливудских боевиков, проблем с поиском героев не возникнет.
Тут вам и чудо-женщина, гимнастка Оксана Чусовитина, выигрывавшая серебро чемпионата мира в 36 лет. И олимпийский чемпион 2004 года, российский самородок Юрий Борзаковский, до недавнего времени пополнявший копилку новыми титулами. Подойдет кандидатура железного человека, биатлониста Оле Эйнара Бьорндалена, завоевавшего свое очередное олимпийское золото в 40 лет.
И конечно же, на одну из ролей обязательно позовут Кима Коллинза — главное природное достояние карибского островного государства Сент-Китс и Невис, чемпиона мира в беге на 100 м. С 2010 года каждое 25 августа там в знак признательности соотечественнику, нанесшему свою страну на легкоатлетическую карту мира, отмечают День Кима Коллинза. Он мог бы давно пополнить ряды какой-нибудь европейской сборной, но до сих пор бегает за два родных маленьких острова, с легкоатлетической федерацией которых у него в последние годы сложные турбулентные отношения.
В нынешнем сезоне нестареющий ветеран, похоже, переживает свою очередную, бог знает какую по счету, молодость. Новый повод для восхищения Коллинз преподнес на днях, в 38 лет обновив национальный рекорд на стометровке (9,96). Предыдущее достижение принадлежало, разумеется, ему же и было установлено всего год назад в Лозанне (9,97). До этого Ким не выбегал из десяти секунд десять лет. Те лозаннские 9,97, к слову, были повторением мирового рекорда в категории 35+.
В нынешнем году на счету Коллинза уже два ветеранских мировых: в феврале в Праге он установил уникальное достижение, пробежав 60 м за 6,49. Но легкоатлета из Сент-Китса и Невиса разборки старичков пока не слишком интересуют, даром что ему принадлежит уникальное звание самого возрастного спортсмена, выбежавшего 100 м из 10 с. Никто не удивится, если Ким добежит и до Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро — 2016, тем более что в его отношениях с национальной федерацией, хочется верить, наступил очередной медовый месяц.
Довольно трудно осознать, что Коллинз бегал еще на Олимпиаде-96 в Атланте. Фактически это был его дебют в большой легкой атлетике. С тех пор он пропустил всего одни Игры, и вовсе не потому, что был к ним не готов. И все эти годы его специализацией был спринт, преимущественно стометровка — вотчина молодых, злых и голодных. Коллинз не предпринял, кажется, ни единой попытки перейти на дистанции длиннее 200 м или в прыжки в длину. Да и зачем ему это?
В 2001 году он выиграл свою первую медаль чемпионата мира, став третьим на 200-метровке. В 2002-м стал лучшим в «королевской сотне» на Играх Британского Содружества (этого титула он едва не лишился, забыв уведомить антидопинговые организации о применении лекарства от астмы). В 2003-м Коллинз добился своего главного на данный момент успеха, став чемпионом мира. Хотя такая карьера, как у него, сама по себе достойна памятника. В 2005 году Ким еще раз стал призером летнего чемпионата мира.
В сентябре 2009 года, оставшись без медали первенства планеты в Берлине, Коллинз попрощался было с большим спортом, но через полтора года вернулся. Да так, словно отведал где-то молодильных яблок или искупался, как в сказке, в котле с волшебным молоком.
В 2011-м Ким побил собственный рекорд Сент-Китса и Невиса на 60-метровке, которому на тот момент стукнуло почти 11 лет. Чуть позже под натиском Коллинза пал 28-летний рекорд Панамериканских игр на стометровке (10.00). Наконец, на чемпионате мира — 2011 в Тэгу он завоевал очередную бронзу в том самом финале, который вошел в историю благодаря фальстарту Усэйна Болта.
Большой соблазн написать, что Коллинз в Сент-Китсе и Невисе один такой, как Борзаковский в России. Но это не совсем так. В 2011 году остров собрал эстафетную команду, которая на чемпионате мира в Тэгу разом подарила стране национальный рекорд, первый в истории финал и первую медаль в дисциплине 4 х 100 м. Но пламенным мотором той команды был, конечно, выступавший на втором этапе старичок Коллинз.
Последние годы его не раз провожали с ярмарки. А он с удовольствием поддерживал шутки по этому поводу и продолжал бегать не только ради чеса на мелких коммерческих турнирах.
Спортсменов-ветеранов не случайно обычно поддерживают болельщики. Поддерживают за то, что возрастные спортсмены переворачивают представление о возможностях человеческого организма и многим жертвуют ради возможности год за годом испытывать себя на прочность. За то, что являются интересными фигурами со своими слабостями и ошибками. За то, что с ними связаны лучшие годы наших собственных биографий. Наконец, за то, что они умеют красиво рискнуть всем и с ними не соскучишься. Так, например, Бьорндален сорвал спину, сходив с зятем за дровами.
Нашего героя Коллинза в 2012 году отчислили из сборной прямо по ходу Олимпиады в Лондоне. Формально за то, что пропустил тренировку. Спортсмен заявил, что всего лишь проведал в отеле собственную супругу, и, обидевшись, пообещал больше никогда не бегать за родной остров. Общественность, естественно, встала на сторону отца шестерых детей. Согласитесь, внушает уважение, когда в 37 лет человек оказывается перед угрозой завершения карьеры не из-за отсутствия значимых результатов, а потому, что слазил в окно к любимой женщине.
В прошлом году любители легкой атлетики всем миром подписывали петицию, призывающую международные спортивные власти вмешаться в конфликт Коллинза с национальной федерацией легкой атлетики, которая так и не дала ему возможности выступить на чемпионате мира в Москве.
На примирение с федерацией у Коллинза ушло почти два года. Спасибо болельщикам, что уговорили национального героя вернуться на дорожку. И теперь в свои 38 лет Ким бежит быстрее, чем когда бы то ни было в своей карьере.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице летних видов спорта.