Три последние недели принесли три печальные для российского спорта новости о применении атлетами запрещенных медицинских препаратов. И если в случаях с велогонщиками Ольгой Забелинской и, в большей степени, Денисом Меньшовым речь идет все-таки о личных историях, то дело Елены Лашмановой — удар по будущему российской спортивной ходьбы.
Меньшов уже завершил карьеру и новость о своей двухлетней дисквалификации воспринял довольно сдержанно, выразив надежду, что это не помешает ему работать в Центре велоспорта в родном Орле. Мы тоже будем на это надеяться, ведь один из лучших велогонщиков в российской истории сейчас занимается именно развитием своего вида спорта.
Забелинская на Олимпиаде — 2012 в Лондоне принесла сборной две бронзы, оказавшиеся единственным «уловом» отечественных велогонщиков как на шоссе, так и на треке. Случай 34-летней спортсменки еще требует серьезного разбирательства: положительной стала проба, взятая этой весной, и вещество октопамин, по словам генерального менеджера «Русвело» Рената Хамидулина, могло попасть как с пищей, так и сгенерироваться в самом организме.
А вот случай Лашмановой, который нарастил число допинг-скандалов в российской сборной по спортивной ходьбе до чертовой дюжины, судя по всему, заставил заподозрить системный сбой. После него Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) начало расследование деятельности Центра олимпийской подготовки Виктора Чегина в Саранске, а сам специалист, ковавший для страны медали на крупных турнирах примерно с такой же скоростью, как и допинг-случаи, на этот раз не поедет с легкоатлетической сборной на чемпионат Европы.
Времена системного применения допинга целыми сборными, как, например, было с «бромантановым делом» на Играх — 1996 в Атланте, когда сразу 16 российских атлетов из различных видов спорта попали под подозрение, миновали. Допинг становится специализированным и сильнее всего бьет по циклическим видам спорта, где большое значение имеет способность организма спортсмена восстанавливаться от старта к старту.
Три вида спорта, российские представители которых в последние годы часто попадали в скандальные новости, связанные с применением допинга, — это плавание, легкая атлетика и велоспорт. Именно за ними нужно будет внимательно следить российским антидопинговым службам в преддверии Игр — 2016 в Рио. В Бразилии представители этих видов разыграют 99 комплектов медалей из 301-го — это не шутки.
«Есть ряд видов спорта, которые находятся уже на грани. Допустим, плавание. Еще одно-два нарушения антидопинговых правил на международной арене, и федерация вообще может быть дисквалифицирована», — сказал глава Минспорта Виталий Мутко в начале июня.
Если министр и сгустил краски, то не так уж и сильно: только за последние 10 лет счет попавшихся на допинге пловцов в России пошел на десятки. Один из последних и самых громких случаев — дело Юлии Ефимовой, которая своими четырьмя медалями на чемпионате мира — 2013 в Барселоне спасла команду от позора на водной дорожке.
Россиянка была дисквалифицирована на 16 месяцев. Перед этой цифрой рука не поворачивается написать «всего», хотя это так и есть. Но и это большой срок за прием несертифицированной пищевой добавки, или, другими словами, за непростительную для профессиональной спортсменки небрежность.
Тем не менее, для Ефимовой все должно сложиться хорошо: она может вернуться на голубую дорожку до казанского чемпионата мира — 2015 и провести полноценную подготовку к Олимпиаде в Рио.
На Игры — 2016 сможет отправиться и Лашманова.
«Тот, кто нужно, обязательно поплатится за этот случай. А спортсменку я призываю не падать духом, готовиться. Она еще поедет в Рио, грохнет там всех и станет олимпийской чемпионкой», — так прокомментировал дело Мутко, которого цитирует ИТАР-ТАСС.
Имел ли в виду министр именно Чегина или других легкоатлетических тренеров и функционеров, не уточняется. Но в этом вопросе есть еще и проблема кулуарности: за месяц до известия о допинге у спортсменки было объявлено, что Лашманова сезон — 2014 пропустит… из-за травмы ноги.
А ведь то расследование, которое РУСАДА начало, только когда грохнула эта новостная бомба, можно было как раз к этому «взрыву» и завершить, отчитавшись о его результатах.
Допинг-случаи в спорте высших достижений, где счет идет на миллиметры и доли секунды, а ставкой является слава и материальная обеспеченность, были и будут. Но антидопинговым структурам важно сделать так, чтобы сама система, в которой находится спортсмен, не располагала к тому, что он перейдет на «темную сторону».
Именно в связи с этим в кодекс Международного антидопингового агентства (WADA) с 2015 года вносится новая статья «Соучастие». Согласно ей, сокрытие факта применения допинга, как и отказ от сотрудничества в расследовании также будут караться. Цель — разрушить системность применения запрещенных средств. И это не только российская проблема…
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице летних видов спорта.