Россиянин Максим Ковтун, заняв четвертое место в общем зачете на чемпионате мира по фигурному катанию, завоевал для сборной России две путевки на следующее мировое первенство в мужском одиночном катании. В произвольной программе 18-летний спортсмен существенно улучшил свой результат, сместившись с седьмой позиции после короткого танца на четвертое место.
Кроме того, в Сайтаме Ковтун установил личный рекорд по сумме баллов за короткую и произвольную программы. После соревнований фигурист подвел итоги выступления, а также подчеркнул, что за прошедший сезон он научился справляться с волнением, анализировать свои ошибки и исправлять их по ходу программы.
— Перед стартом я говорил, что моя задача – не место, — приводит слова фигуриста официальный сайт Федерации фигурного катания на коньках России. — Я реально хотел показать свои программы. Тренеров мой результат здесь порадовал, и это самое главное, потому что они смотрят вдаль, видят перспективу. А я живу сегодняшним днем, и в этом наше отличие.
— Почему не получился первый четверной сальхов в произвольной программе?
— Я больше переживал за тулуп, потому что на тренировке и разминке он у меня был менее стабильным. За сальхов вообще не волновался. Но на тренировке возникли небольшие проблемы, и мой хореограф Петр Чернышев предложил пожестче на прыжок зайти. Я попробовал прыгнуть с другого конца льда и поувереннее. То же повторил в программе. Но на второй «тройке» нога дрогнула.
И если раньше это приводило меня в чувство, то тут пошло не так. На повторе было видно, что конек из-под меня вылетел. А с таких заходов можно очень сильно упасть.
— Тем не менее концентрацию сохранили?
— Петр Чернышев в шутку сказал, что в этом плане прогресс есть. В начале сезона при сорванном первом элементе у меня бы вся программа вылетела. Сейчас же я научился анализировать ошибки на ходу, исправлять их и бороться.
— Третий четверной прыжок вы не сделали сегодня сознательно?
— У нас прикатан третий четверной. И если было надо, мы бы сделали. Но все-таки конец сезона. Хотелось быстрее закончить и перейти к новой работе.
Именно сейчас предстоит большой объем работы. Прежде всего над выносливостью. Привлечем новых специалистов. Не буду говорить пока, кого конкретно.
— В чем для вас главный итог сезона?
— Наверное, главный итог для меня тот, что более-менее научился справляться с волнением. Зрителей здесь было много. На катке было жарко. А я привык, что в ЦСКА катаюсь на холодном льду. Считается, что у нас идеальная температура для тренировок. Все эти и другие факторы могут влиять на мозг. И, наверное, раньше бы сказались на моем катании. Но за это время я научился не обращать внимания. И это тоже большой плюс. Потом все эти моменты спрессуются и превратятся в фактор стабильности, что необходимо для результата.
— Насколько оцениваете свой прогресс по сравнению с прошлым сезоном?
— Первый сезон у меня был вообще непонятным. Только сейчас осознаю, как меня кидали в кучу событий, как я поехал на чемпионат мира, который мне все сегодня припоминают, вместо того чтобы выступить на юниорском мире, откатать там свои программы с легкими элементами, спокойно закончить год и работать над собой. Мне было 17 лет. Народу! Я вышел весь зеленый. Смотрел на зрителей и ничего не понимал. Программы не доезжал...
В этом сезоне мои оценки выросли на 20–30 баллов. Но впереди будет много работы. Главное, что остается еще запас из всего того, что мы делаем на тренировках, но не выносим на соревнования. Всегда нужно иметь козырь в рукаве и не показывать своего максимума.
В плане выносливости, прыжков, катания я могу еще прибавить. И мои тренеры это чувствуют и знают.
— В начале сезона верили, что выиграете чемпионат России, опередите Плющенко?
— Но вы же помните, как Татьяна Анатольевна говорила про пять четверных, а я спрашивал у нее: «Вы шутите?» Но я точно знал, что все будет правильно, если я буду слушать тренеров. И все. А как пойдет дальше, особо не думал. Просто дальше шло по нарастающей. Первый Гран-при – в призах. Хорошо. Второй – в призах. Хорошо. Отобрался в финал. И все сказали, что неважно, как ты там откатаешься, уже одно то, что попал, – большой прогресс. Потом чемпионат России выиграл. И самая главная фишка, что я начал получать удовольствие от стартов большого уровня.
— Когда над вами экспериментировали в этом году, многие говорили: он же вот-вот сломается... У вас было подобное ощущение по ходу сезона? Еще немного — и не выдержу?
— Может, и было, но я реально боялся подумать о таких вещах, потому что первый шаг к тому, о чем вы говорите, – подумать. Даже сегодня перед произвольной испытывал непреодолимое желание, рвался на лед. А когда разминка закончилась, то все это пропало, появились неприятные штуки. Но я их из головы убрал. Справился. А вот первый сальхов мне дыхание подбил. Если бы прыгнул, то у меня осталось бы больше сил. После первого сальхова ехал как после элемента четвертого.
Бронзовые призеры Олимпийских игр в танцах на льду Елена Ильиных и Никита Кацалапов считаются одними из главных претендентов на золото мирового первенства. Однако после короткой пары дуэт занимает лишь пятое место. Допущенная Кацалаповым серьезная ошибка на твиззле в конце программы стоила фигуристам большой сбавки. Но впереди произвольная программа, где у российской пары есть все шансы отыграться. После выступления фигурист объяснил причину срыва.
— Начали хорошо. Уверенно, — рассказал Никита Кацалапов. — Я не нервничал, поехал, как в последний раз откатать короткую программу в этом сезоне. С удовольствием. Даже когда ехали финнстеп, знали, что все ки-пойнты должны поставить. Обязательную часть исполнили как на тренировке. И в твиззл прыгнули хорошо. Такой ошибки никогда не допускали. Но произошло то, что произошло. Завтра будем вырывать более высокие места всеми силами.
— Но в этом сезоне вы не в первый раз срываете твиззлы?
Елена Ильиных: Конечно, это сложный элемент, как тройные или четверные прыжки у парников и одиночников. Но у нас нет психологических проблем с твиззлами.
Никита Кацалапов: Скотт Мойр классно сказал по поводу твиззлов: «Сделал твиззлы – победил. Не сделал — проиграл даже тем, кому не должен был в принципе проигрывать».
— Еще до начала чемпионата вам отводилась роль фаворитов. Это оказывало дополнительное давление?
Ильиных: Мы не обращаем внимания на такие вещи. Главное, чисто кататься самим. Если мы не делаем ошибок, то судьи нас оценивают высоко, потому что знают наши возможности. Даже при сегодняшнем прокате, не считая твиззлов, за все остальные элементы мы получили третьи и четвертые уровни.
За финнстеп — высокие уровни, чего раньше не было. Но надо кататься. Как катаемся, такие и оценки.
Большим разочарованием для российских болельщиков стало отсутствие второй сильнейшей российской танцевальной пары – олимпийских чемпионов в командном первенстве Екатерины Бобровой/Дмитрия Соловьева. Дуэт был вынужден сняться с соревнований из-за травмы партнера, которую он получил на утренней тренировке. Екатерина Боброва, которая в этот день отмечала день рождения, рассказала о травме Дмитрия Соловьева, а также посетовала на то, что прошедший сезон выдался для дуэта не самым удачным.
«День совсем не удался, — отметила Боброва. — Да и сезон в целом. Совсем другие результаты хотели показывать. Это самый неудачный наш год, а этот старт ниже некуда. Но ничего. Дальше все четыре года только по восходящей. Мы не вешаем нос. Наоборот, разозлились. 1 апреля хочется прийти на каток, вытащить Сашу Жулина на лед, сказать: «Все, ставим новые поддержки, программы, вращения».
Но реально я понимаю, что вернемся, дадим Диме отдохнуть недельки две, чтобы он вылечился, восстановился. Закачал все, что нужно и не нужно, на всякий случай. И вперед. С прекрасным настроением».
— Что произошло утром на тренировке перед выступлением с короткой программой?
— Мы вышли с прекрасным настроением сегодня. На тренировке катали под музыку куски, с дорожки пошли на поддержку, и, видимо, Дима так зашелся в эмоциях, что решил, мол, он супергерой и сделает поддержку на плюс четыре пятого уровня. Слишком резко повел меня наверх, и на «кораблике» дернул пах.
Опустил аккуратненько, говорит: «Все. Подождите, дайте прийти в себя». Поначалу были сомнения, вдруг сможем кататься? Думали, сделают укольчик, все пройдет. Но когда после тренировки я увидела, что партнер лежит и не может подняться, тут и поняла: все – приехали!
Тренер российского дуэта Александр Жулин сообщил, что с полученной травмой фигурист никак не мог выйти на лед.
«К сожалению, травма оказалась серьезной, Дима с трудом ходит. Пытаться выступить на обезболивающих было нельзя, потому что был риск усугубить травму. А рисковать нам нельзя, так как мы рассчитываем на Боброву и Соловьева в следующее четырехлетие», — приводит слова тренера «Р-Спорт».
Третий российский танцевальный дуэт Виктория Синицына/Руслан Жиганшин на дебютном для себя чемпионате мира после короткой программы занимает восьмое предварительное место. Сами фигуристы остались довольны своим первым прокатом в Японии.
«Мы откатали, на мой взгляд, достойно. Хотелось бы, конечно, посмотреть со стороны, но по ощущениям, прокат получился хорошим. Главная наша задача — откатать обе программы без ошибок»,
— отметил партнер.
«Волнения у нас практически не было. Я нервничала вчера, сегодня утром, а после тренировки поспала, стало полегче», — добавила партнерша.
Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице зимних видов спорта.