В Сочи в эти дни жарко как в прямом, так и переносном смысле. И это еще только начало Игр. Тем не менее не только Олимпиадой живут местные жители. Совсем скоро в Сочи пройдет еще одно историческое событие для нашей страны — первый и долгожданный Гран-при России «Формулы-1». Воспользовавшись свободной минуткой, корреспондент «Газеты.Ru» в день церемонии открытия Игр встретился с Олегом Забарой, промоутером Гран-при России «Формулы-1», курирующим подготовку и проведение «королевских гонок» в нашей стране.
— Олег, совсем скоро состоится Гран-при России. Какова степень готовности нашей страны к проведению соревнований?
— Степень нашей готовности стопроцентная. Она делится на две части — организационную и строительную. За последнюю отвечает специальная строительная дирекция, которую мы курируем. Все идет по плану: от графика никто не отстает. Закончатся Олимпийские игры, и у нас начнется достройка основной трибуны, укладка последнего слоя асфальта на полимерный, установка ограждений и специальной электроники. Все основные сооружения уже готовы, остаются только мелочи — можно сказать, дошлифовка. Трассы «Формулы-1» у нас в стране на потоке не стоят.
На днях читал отзывы об Олимпиаде. Люди любят выкладывать неудачные фотографии и писать, как все плохо. Я считаю, что если люди что-то делают, то они могут ошибаться. А те, кто сидит и ничего не делает, а только критикует, вредны. Полезны люди действия. Те, кто делает, ошибается, но делает. Я горжусь всеми, кто сделал Олимпиаду. Они герои.
— Олимпийские игры не мешали вам делать свою работу?
— Трасса с самого начала была вписана в Олимпийский парк. Олимпийские объекты в проекте появились намного раньше, чем в 2010 году был подписан договор о проведении Гран-при. На тот момент не было чертежей трассы, только предложения. В конце концов появился существующий ныне проект, его вписали в Олимпийский парк. Да, конечно, были в связи с этим трудности. Некоторые коммуникации были проложены уже под Олимпиаду. 87 раз приходилось что-то переносить, углублять, уплотнять грунт в районе свай. Здесь почва сложная, практически болото, требовалось серьезное ее усиление. Это немного корректировало стоимость строительства. В иных условиях строить было бы дешевле.
— Здесь бывали Герман Тильке, Берни Экклстоун, Себастьян Феттель. Какие у них остались впечатления от увиденного?
— Феттель был в апреле, когда еще половина дорожного полотна была не готова, а здания были только в бетоне и походили на скелеты. Экклстоун был еще раньше, в феврале. А Тильке приезжает постоянно, чуть ли не раз в месяц. Он же генеральный проектировщик, поэтому часто прилетает. Все, кто приезжал в первый раз, видели трассу посреди олимпийских объектов, и их всех поражали масштабы. Они не ожидали увидеть такое в России. Обычное представление иностранцев о стране — зима, холод. А тут в столице зимних Олимпийских игр они видят тропики, солнце, пальмы и огромные дворцы.
— Вас не пугало строить на болоте?
— Не скрою, сложности при строительстве были. Но для нас важно было построить шикарный объект в Олимпийском парке, чтобы все приезжали и от изумления могли только вымолвить «Ах!» Это «ах» — одна из важных эмоциональных составляющих в «Формуле-1». По большому счету люди приезжают на гонки посмотреть, как машины катаются. Все, ради чего мы живем, — это эмоции, и «Формула» дарит их в достатке. Она не может существовать без поддержки, объектов, мероприятий вокруг гонок. Все это направлено на то, чтобы человек уехал с эмоциями, которые ему запомнятся надолго и заставят вернуться.
Вписывать трассу в Олимпийский парк было естественно. «Формула-1» — один из ключевых постолимпийских проектов, который будет использовать все оставшиеся дворцы спорта. Например, в конькобежном центре мы будем проводить выставки, концерты — все это также касается эмоций.
— Не было идеи помимо «Формулы-1» провести еще, например, этап MotoGP?
— Начну с того, что многократный чемпион серии Валентино Росси — мой кумир. Но пока его приезда в Сочи добиться невозможно. Трасса сделана под «Формулу-1», а к безопасности у нее особые требования — разные гравийные ловушки, другие зоны вылета. Герман Тильке проработал вариант изменения трассы под MotoGP — в частности, нужно устранить одну слишком длинную срезку. Если трансформировать трассу будет выгодно, то мы подумаем над этим. Но мотоспорт в стране на низком уровне, мотоциклы даже как транспорт не везде признаются. Проведение этапов других гоночных серий интересно, мы можем этим заняться, но это будет довольно затратно. Есть места, где нельзя установить ловушки, но нужно сбить скорость, и тогда придется менять конфигурацию трассы. Это снова коммуникации, снова грунт.
Если посчитаем это выгодным, то сделаем, но это точно произойдет не раньше мая 2015 года. В наших планах проведение второго Гран-при России как раз в это время. Мы ведем переговоры на эту тему, так как хотим, чтобы «Формула-1» проходила в мае на постоянной основе.
— Контракт с «Формулой-1» до какого года подписан?
<3>— До 2020-го. Но, думаю, мы закрепим это мероприятие в России и будем его продлевать.
— Лично вам что больше нравится — «Формула-1» или MotoGP?
— Я двухколесный (улыбается).
— Какое будущее у «Формулы-1» в России? Когда наш пилот будет пить шампанское на подиуме?
— Прогнозы — дело неблагодарное, мы можем только помечтать. Если я скажу, что кто-то в таком-то году станет чемпионом, то это будет неправильно. Для побед в спорте нужны целые поколения. Нельзя так рассуждать — в следующем году мы проведем соревнования, и к ним мы подготовим пилотов.
У нас все, кто выходит в большой автоспорт, к сожалению, проходят обучение в Европе. Но у нас появляются все новые и новые объекты — здесь в Сочи, под Москвой есть Moscow Raceway, во Владивостоке строится кольцо «Примринг». Постепенно автоспорт становится интересным для людей.
В такой обстановке пилоты должны расти. В Сочи будет школа водительского мастерства, многие команды хотят иметь рядом базы. Мы за появление российских пилотов, и они будут не сразу, как только прошла одна гонка, а постепенно.
— Домашние стены помогут уже в ближайшем Гран-при России Даниилу Квяту?
— Я надеюсь, что он поднимется на подиум в России. Это очень важно в эмоциональном плане. Жаль, что ему нельзя тренироваться раньше времени из-за запретов на тесты.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.