Я считаю, Кубок Шпенглера — это очень красочный турнир. Турнир с именем. Мне всегда было приятно в нем участвовать. Это, конечно же, полезный опыт для игроков ЦСКА. Попробовать свои силы в Европе, во встрече против сборной Канады. В каком бы составе она ни была, это все равно проверка.
Я думаю, было принято правильное решение — поехать на Кубок Шпенглера и поиграть в этом турнире. Безусловно, выиграть эти соревнования престижно и почетно. Такая победа любому хоккеисту идет в копилку.
Точно не знаю, насколько сильны клубы низших лиг США и Канады. Но они в любом случае приедут в Европу доказывать свою состоятельность. В КХЛ платятся большие деньги. И для любого американца, играющего в АХЛ или других лигах, это способ продемонстрировать свою пригодность и подписать нормальный контракт с европейскими клубами или командами КХЛ.
А то, что американский «Рочестер» проиграл швейцарскому «Серветту» в стартовом матче со счетом 0:5… Знаете, этот турнир, можно сказать, праздничный. И обстановка там соответствующая, а результаты непредсказуемы. И вчерашний разгром ничего не значит. На следующую игру может выйти совсем другая команда.
Мне кажется, все будет зависеть от настроя ЦСКА — как тренеры смогут подготовить хоккеистов. Одно дело, если они приедут в Швейцарию отпраздновать Новый год. А другое дело, если они будут наигрывать какие-то сочетания, а кто-то станет отстаивать и свое место в составе.
Совершенно нормально отнесся к новости о возможном появлении на льду Сергея Федорова. Я прекрасно помню свое состояние, когда я закончил с хоккеем. Этого запаха льда, звука ударов шайб о борт в жизни сильно не хватает. А тем более посидеть во время игры на лавочке и находиться внутри процесса. Это будет глоток воздуха для Сергея. Он этого и хочет. Это нормальное явление.
Я был в составе магнитогорского «Металлурга» в финале Кубка Шпенглера 1999 года, когда мы проиграли немецкому «Кельнер Хайе» со счетом 2:6. Тогда было совсем другое время. Раньше мы жили на базах, заезжая на них чуть ли не за два дня до игры. Сейчас же тренеры стали более профессионально относиться к хоккеистам, а игроки — к своему делу.
Тогда для нас было в диковинку поехать на официальное соревнование в такой неформальной обстановке, встретить Новый год с женами, с детьми. Это было, можно сказать, как во сне. Сейчас времена изменились. И это будет обычный турнир для армейцев.
Возрождаемая Лига чемпионов — другое дело. Не знаю, как поведут себя организаторы турнира. Мне кажется, все будет зависеть от спонсоров и внимания средств массовой информации, как телевидение будет ее освещать. От того, будут ли клубы КХЛ тратиться, будут ли временные промежутки между играми, какой получится календарь, насколько почетно будет выиграть такой турнир. Потому что само название турнира — Лига чемпионов или Евролига — громкое.
На данный момент намного престижнее выиграть Кубок Гагарина, чем этот пока непонятный еврокубок. Опять же, когда играли мы, статус у него был соответствующий, так как участвовали лучшие клубы континента. Сейчас же, на мой взгляд, лучшие команды Европы рвутся в КХЛ.
Футбольная Лига чемпионов очень престижна. Я пока не знаю, как будет в хоккее. А просто так тратить деньги, ездить по Европе… Это раньше такие поездки были в диковинку. Теперь этим уже не заманишь.
Что до хозяев Кубка Шпенглера, хоккей в Швейцарии развивается очень хорошо. Там люди выбрали правильную политику и тактику. У них есть не только первая сборная. Это плоды детского и юношеского хоккея, молодежная сборная показывала результат. Потом уже была выстроена структура. И пожалуйста.
У нас пока этого нет. Я прилично отработал в нашем детском хоккее. И изнутри видел, как он все загибается и загибается. Как у нас на подготовку юных спортсменов больше влияют родители, а не тренеры.
Мне швейцарский хоккей нравится. Это очень маленькая страна, но они цепляются за каждого хоккеиста, обучают его. Клубный чемпионат у них очень интересный. Почему бы нам не взять с них пример? Мы все смотрим на Америку и Канаду. Но и финны, и шведы, и швейцарцы идут по правильному пути.
Ну появляются у нас Малкины, Овечкины, Ковальчуки. Но это просто самородки. А структуры взращивания защитников, нападающих, вратарей у нас нет. К тому же еще и Сергей Гимаев говорит, что у нас нет детских тренеров. Но мы их и не готовим, не учим. Нашим рано или поздно закончившим играть хоккеистам трудно перейти на такую работу, за которую платят в среднем от 10 тыс. до 15 тыс.
При этом нет государственной поддержки. У нас в школах подготовки тренеров занятия проводят не бывшие великие хоккеисты, а бывшие судьи или бывшие околосборные, околохоккейные работники — все больше теоретики. А какие могут дать знания бывшие нехоккеисты? Я не знаю. На данный момент все запущено. И света в конце тоннеля не видно.
Материал подготовил Вадим Крылов.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице КХЛ.