Итоги 2013 года. «Формула-1»

Обзор главных событий «Формулы-1» в 2013 году

Владимир Зайвый
Четвертое чемпионство Себастьяна Феттеля стало главным событием «Формулы-1» в 2013 году. Этот и еще пять самых заметных эпизодов уходящего года — в обзоре «Газеты.Ru».

Себастьян Феттель — четырехкратный чемпион мира

В китайском календаре год быка сменяет год крысы, после него следует год тигра. В «Формуле-1» год Феттеля сменяется только годом Феттеля. По крайней мере, последние четыре сезона календарь «королевских гонок» «завис» именно на этой фамилии. В 2013 году немецкий гонщик «Ред Булла» довел число своих побед в чемпионате мира до четырех. Безусловно, именно это событие стало главным в мире большого автоспорта.

Сезон начался с ожесточенной дуэли Феттеля и пилота «Феррари» Фернандо Алонсо.

Они чередовали победы от Гран-при Малайзии до гонки на родине испанца, после чего борьба за места на подиуме продлилась в Монако и Канаде. В те дни интрига в чемпионате мира была как никогда жива — в памяти еще был прошлый сезон, когда два гонщика довели финальные разборки до Бразилии. Но все изменилось после Гран-при Великобритании.

Эксперименты поставщиков шин со своим детищем привели к массовому взрыву покрышек в Сильверстоуне. В число сошедших с дистанции гонщиков записался и Феттель, правда, не из-за оголенных колес, а из-за трансмиссии. Но гонщик все равно был в числе тех, кто потребовал, чтобы в Pirelli вплотную занялись безопасностью и надежностью шин. Итальянская компания послушалась клиентов, и со следующего этапа проблемы с резиной если и возникали, то стихийно, а Феттеля и вовсе обходили стороной.

Немец вернулся на чемпионский путь.

Он выиграл у себя дома в Германии, стал третьим в условиях страшной жары в Венгрии, а затем выдал доселе невиданное зрелище — одержал девять побед подряд в Бельгии, Италии и на оставшихся азиатских и американских гран-при. Феттель установил новый рекорд «Формулы-1».

До него в лучшем случае семь гонок кряду не знали поражений Альберто Аскари и Михаэль Шумахер.

Можно припомнить, что Аскари после своей серии в 1953 году пропустил гонку «500 миль Индианаполиса», в которых предпочитали участвовать только американские гонщики, а затем одержал две победы. По сути, он, как и Феттель, был лучшим на протяжении девяти гонок, но немец это сделал без всяких оговорок и пропусков этапов.

Феттель стал автором еще ряда достижений, которые оставят в памяти любителей автогонок 2013 год. Он побил собственный рекорд по очкам за сезон (397), завоевал два Больших шлема (победа с лидерством от старта до финиша с лучшим кругом) подряд в Сингапуре и Корее, сравнялся с Шумахером по количеству побед за сезон (13), обогнал его в процентном соотношении выигранных и проведенных гонок и обошел Алена Проста в километраже лидерства.

С французом Феттель еще и сравнялся по количеству побед в чемпионате мира. Следующими целями Супер-Себа будут Хуан Мануэль Фанхио (пять чемпионств) и Михаэль Шумахер (семь). Но новых побед немца теперь нужно ждать до следующего года.

Гран-при России — в календаре «Формулы-1»

Российский этап «Формулы-1» долгое время оставался призрачным и неосязаемым, как выхлопные газы из болида Виталия Петрова.

Гарантией того, что он когда-то состоится, не могли быть ни подписание контракта между «Большими призами» и Краснодарским краем в 2010 году, ни строительство трассы в Сочи. Если Берни Экклстоун, руководитель «Формулы-1», вдруг учует, что может недополучить прибыль или какой-то его каприз не будет выполнен, то любая гонка исчезает с карты «королевских гонок». Так происходило с Индией и Кореей, куда на следующий год не поедут Феттель и компания. И это только самые свежие примеры.

Смело начать бронировать билеты в Сочи и подыскивать отель можно было только после декабрьского заседания Всемирного совета по автоспорту FIA. На нем был окончательно утвержден календарь «Формулы-1» на 2014 год. В него вошли 19 этапов. Сезон стартует в Австралии 16 марта, а закончится в Абу-Даби 23 ноября.

Гран-при России расположен в расписании под 16-м номером. Гонка состоится 12 октября на трассе, опоясывающей Олимпийский парк. Ее стоимость, кстати, превысила 2 млрд руб. из государственной казны за километр.

На черноморский берег пилоты приедут из Японии и дальше продолжат путь на запад до США.

Два российских пилота в будущем году

Гран-при России не обойдется без участия отечественных гонщиков. В 2013 году стало известно, что в эксклюзивный пул пилотов «королевских гонок» войдут российские имена. Даниил Квят выступит в «Торо Россо», а Сергей Сироткин — в «Заубере».

По поводу последнего, правда, стоит оговориться. 18-летний пилот, которого в автогонки привели влиятельные спонсоры, фактически купившие швейцарскую команду, еще не получил суперлицензию. Без нее путь к вершинам автоспорта закрыт. В связи с этим у многих закрались сомнения, что Сироткин действительно станет призовым пилотом и исполнит подписанный в августе контракт.

Россиянин мог бы стать самым молодым пилотом в истории «Формулы-1», почти на год побив рекорд Хайме Альгерсуари, но если он не выполнит все условия по получению суперлицензии, то его место в «Заубере» получит какой-нибудь более опытный гонщик.

У Квята таких проблем нет. Право стартовать в «Формуле-1» он получил еще за два этапа до окончания сезона 2013 года. Это позволило ему в США и в Бразилии присесть в болид «Торо Россо» и принять участие в предгоночных свободных заездах. Руководство «дочки» «Ред Булла» было довольно выступлением россиянина. В Остине он обогнал самого Себастьяна Феттеля, а в Сан-Паулу ворвался в первую десятку и был лучше своего будущего партнера по команде Жана-Эрика Верня.

Марк Уэббер завершил карьеру в «Формуле-1»

Квят занял в «Торо Россо» место Даниэля Риккардо, а тот пошел на повышение в «Ред Булл» вместо Марка Уэббера. Австралиец же завершил карьеру в «Формуле-1», и это событие стало одним из самых заметных в 2013 году. О своем решении 37-летний гонщик объявил летом перед Гран-при Великобритании.

Уэббер был одним из ветеранов «королевских гонок». Он начал выступления еще в 2002 году и с тех пор 215 раз выходил на старт — это девятый показатель в истории. Австралийцу поначалу не везло на команды: в «Минарди» и «Ягуаре» он не добивался успеха, в «Уильямсе» за два сезона ему покорился всего один подиум.

С переходом в «Ред Булл» Уэббер показал себя во всей красе, но очень рано стал вторым номером команды после Себастьяна Феттеля. Первую победу он одержал в 2009 году — после 129 неудачных попыток увидеть клетчатый флаг первым.

Никому другому не приходилось преодолевать такой тернистый путь до высшей позиции на подиуме.

Стать чемпионом мира при живом Феттеле Уэбберу не удалось. Ему лишь трижды покорялась третья строчка классификации, в том числе в уходящем году. Австралийцу удалось в свой последний сезон громко хлопнуть дверью. До Бразилии он занимал пятое место, но поднялся по итогам заключительной гонки на две позиции.

Все 12 лет Уэббер не заставлял болельщиков скучать. Он едва не прервал карьеру автогонщика в 2008 году, когда его сбила машина в Австралии. В интервью он был откровенен и не скрывал своего отношения ко многим ситуациям в автоспорте. Держал марку пилот и в свой последний год на «Формуле-1». В Корее он сошел незадолго до финиша и, чтобы добраться до боксов, воспользовался таксомоторными услугами своего давнего друга Фернандо Алонсо.

За этот случай Уэббер получил третье предупреждение от стюардов за сезон и был на следующей гонке оштрафован на десять позиций на старте. Пожалуй, это нарушение стало самым забавным в истории «Формулы-1», за которое в дальнейшем последовало наказание.

Уэббер закончил карьеру только в «Больших призах», а не полностью в автоспорте. Он перешел в команду «Порше», выступающую в чемпионате мира по автогонкам на выносливость. Увидеть колоритного австралийца теперь можно будет во время знаменитой гонки «24 часа Ле-Мана».

Кими Райкконен перешел в «Феррари»

Если бы Уэбберу удалось перейти в «Феррари» (а такая возможность вполне была), то, может быть, он бы и не покинул «Формулу-1». Но скудерия распахнула двери не перед ним, а перед финским чемпионом мира Кими Райкконеном. Этот переход сопровождался еще рядом интересных событий.

Райкконен уходящий сезон провел в «Лотусе». С руководством британской команды у строптивого финна не сложились отношения. Под конец года пилот начал жаловаться, что длительное время не получал зарплату. В Сингапуре к финансовым проблемам Райкконена добавились медицинские — он повредил спину в Сингапуре, но на больничный не ушел.

Финн провел еще пять гонок на обезболивающих, лишь на двух последних этапах его сменил соотечественник Хейкки Ковалайнен.

Последняя гонка Райкконена в цветах «Лотуса» вышла совсем неудачной. В Абу-Даби он был оштрафован потерей всех мест на стартовой решетке за то, что у днища его болида были зафиксированы отклонения в гибкости. Ранее в Венгрии другой гонщик «Лотуса» Ромен Грожан попал в схожую ситуацию, но французу удалось избежать наказания. С финном же этот номер не прошел. В «благодарность» «Лотусу» за все нанесенные обиды, Райкконен уже на первом повороте Яс-Марины попал в аварию и закончил гонку.

Уход из «Лотуса» получился некрасивым, но эффектным, и возвращение в «Феррари» стало его отличным продолжением. Райкконен вновь окажется в красном болиде, в котором он выигрывал в 2007 году чемпионат мира.

Фернандо Алонсо — новый рекордсмен по очкам

Партнером Райкконена будет Фернандо Алонсо. Испанец неровно провел сезон — в начале года он успешно конкурировал с Феттелем, но затем приключилась пятигоночная серия без подиумов, которую Алонсо никогда не позволял себе в «Феррари», то есть на протяжении четырех лет.

Год оказался скрашен одним достижением — рекордом «Формулы-1» по набранным очкам.

В Японии Алонсо занял четвертое место, что позволило ему побить достижение Михаэля Шумахера. На радостях от события испанец даже надел новый шлем, на котором была посвященная рекорду графика. До конца года испанец превысил достижение немца на 40 очков — до 1606 баллов за карьеру.

Количество набранных очков — весьма сомнительный показатель мастерства. Ведь до 2010 года за победу начислялось 10 очков, а не 25, как нынче. То есть все победы Шумахера стоили так же, как сейчас пятое место. Львиную долю баллов Алонсо набрал именно при новой системе. Многие не готовы признавать достижение испанца, который по всем остальным показателям (чемпионства, победы, круги лидерства) серьезно проигрывает «Красному барону».

Но все статистические издания, посвященные «Формуле-1», ведут подсчеты очков независимо от их ценности, без какого-либо пересчета, который был бы вполне справедливым в такой ситуации.

Так что испанца можно поздравить с рекордом. Ближайший его преследователь из действующих гонщиков — Себастьян Феттель. Двух чемпионов мира разделяет 151 очко. Если немец когда-нибудь обгонит в очной борьбе испанца, то это событие станет по-настоящему знаковым в истории «королевских гонок».

С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице автоспорта.