Главный тренер московского «Спартака» Валерий Карпин в беседе с главным редактором «Чемпионат.com» Александром Шмурновым подвел итоги первого круга для своего клуба, поведал о ситуации с травмированными в команде, выразил свое отношение по поводу дисквалификации красно-белых в связи с беспорядками в Ярославле, рассказал о кадровой политике клуба, а также поделился вероятными планами на будущее.
«Если Ребров будет стабильно играть на высоком уровне, то, возможно, он получит место в воротах»
— Матчи с «Локомотивом» и «Зенитом» «Спартак» начинал неудачно. Что нужно сделать, чтобы этого не произошло в дерби с ЦСКА?
— Если б знать, как футболисты начнут игру… После матча с «Локомотивом» был полный разбор, но, к сожалению, точно так же мы вышли и на игру с «Зенитом». Поэтому нет особого рецепта: невозможно точно сказать, какой из вариантов подхода к тренировкам принесет свои плоды во время официального матча.
— В чем видите личную долю ответственности за то, как команда начинала матчи с «Зенитом» и «Локомотивом»?
— Свою долю ответственности чувствую во всем. И за то, как команда начинает игру и как ее заканчивает, выигрывает она или проигрывает.
— Может быть, не сумели найти нужных слов?
— Либо, наоборот, сказал лишнего. Важно найти ту золотую середину, чтобы четко донести до ребят, что от них требуется.
— Уверенная игра Реброва сделает его основным вратарем на ближайшие матчи?
— Как можно судить об одной игре? Если он будет стабильно выступать на таком уровне, то тогда посмотрим.
»Кариока в центре обороны порой играет лучше номинальных центральных защитников».
— Когда ждать возвращения в строй травмированных? Вы отвечаете на этот вопрос регулярно, но время идет.
— Жоао Карлос уже на этой неделе может начать работу в общей группе и к матчу с ЦСКА должен быть готов. Брызгалов начнет тренироваться недели через две. Остальные, скорее всего, смогут возобновить работу в январе. Надеюсь, что на сборах они уже будут заниматься в общей группе.
— Некоторые СМИ пишут, что Ромуло и Брызгалов уже были на тренировке. Бразилец, к примеру, уже принял участие в занятиях с командой…
— Но это не значит, что он начинает заниматься в общей группе. Полноценно он сможет работать только в январе.
— Когда прояснится ситуация с Мовсисяном? Сможет ли он сыграть в дерби? Если нет, то кто займет его место?
— Пока непонятно, сможет ли он сыграть с ЦСКА. Сейчас он занимается в щадящем режиме по индивидуальной программе. С этой недели Юра начнет заниматься в общей группе — посмотрим, как отреагирует колено. Надеюсь, все будет в порядке. Если в итоге он не сможет сыграть, то вместо него может выйти, к примеру, Барриос, или Уорис.
— Почему так мало играет Сухи? Насколько обоснованы слухи о его продаже в «Андерлехт»?
— Мало, потому что играют другие футболисты. Насколько обоснованы слухи по поводу «Андерлехта»? Без понятия.
— Рафаэл Кариока играет в центре обороны, и вы оцениваете его действия со скидкой на то, что это не совсем его позиция. При этом Сухи и Инсаурральде остаются на скамейке запасных.
— А каких вы ждете объяснений?
Считаю, что даже Кариока на этой позиции в отдельных матчах может сыграть лучше, чем номинальный защитник, даже здоровый.
— Отчего такой травматизм в команде? Что делается для того, чтобы изменилась работа медицинского штаба, тренеров по физподготовке?
— Если вы думаете, что мы не задаемся этим вопросом, то ошибаетесь. Мы проанализировали все травмы. Если хотите, проанализируйте сами, и сразу все поймете. Ромуло? Полтора года назад бразилец получил травму крестообразных связок колена. Игрок команды соперника упал всем телом на его ногу, и от такого веса колено не выдержало. Брызгалов с 17 лет регулярно имел проблемы с коленями из-за неправильных операций. Это данность, которую нужно принять, и дай бог, чтобы этого не было. Но странного в этом ничего нет.
Все видели, как Боккетти получил травму в матче с «Рубином». Жоао Карлос? Ни для кого не секрет, что, придя в «Спартак» из «Анжи», он начал тренироваться и потерял вес. Организм уже немолодого человека, привыкая к нагрузкам, «полетел», как машина, которая стояла три года во дворе. Но вдруг ее завели и поехали со скоростью 120 километров в час. В прошлом году он отыграл за «Анжи» в общей сложности 44 матча: 16 в Лиге Европы и 28 в чемпионате России. Это сумасшедший показатель. Организм начинает привыкать, итог — повреждение икроножной мышцы, травма косой мышцы живота, которая часто бывает у волейболистов, а потом еще и вылетело плечо.
— Невезение?
— Да. А как это по-другому назвать?
«На каждый матч готовим от четырех до шести вариантов розыгрыша стандартов»
— Команда стала очень интересно разыгрывать стандарты. Кто-то персонально за этот процесс отвечает на тренировках? Может быть, лично Карпин?
— Естественно, а как иначе? За все отвечает главный тренер, он же готовит стандарты. Нарисовать схему в планшете, расписать, кто, где стоит и что делает, — это, естественно, делаю уже не я.
— Но сами по себе идеи — результат вашей работы?
— Да, садимся и разрабатываем варианты розыгрыша стандартов.
— Насколько вы довольны тем, как обстоят дела со стандартами?
— Не могу сказать, что я доволен. Нам не хватает реализации. Футболисты все понимают и на тренировках исполняют, как задумано, но во время матчей они частенько «забывают» свои маневры. Честно говоря, не могу найти никакого объяснения, почему это происходит.
Анализировал, говорил с тренерами по мини-футболу и баскетболу. У них в каждом матче выполняется по 10–25 разных стандартов. Тренер просто говорит им «шесть» — и они знают, о какой комбинации идет речь.
У нас же на каждую игру готовится от четырех до шести стандартов. Однако игроки выходят на поле и через пять-десять минут забывают о том, что мы наигрывали на тренировках.
Чем отличается менталитет футболистов в мини-футболе от «макси-футбола», мне непонятно. Не говоря уже о баскетболистах… В НБА зарплаты еще больше, однако они стабильно выполняют установки.
— Глушакову были отданы на откуп стандарты в последнем матче с «Зенитом». Это было связано с отсутствием Хурадо?
— Да.
«Хотелось бы купить игрока за 20–30 млн евро»
— Каковы планы «Спартака» на ближайшее трансферное окно? Какие позиции следует усилить?
— В ближайшее трансферное окно главной задачей для нас будет восстановление травмированных.
— То есть можно сказать, что «Спартак» не станет делать приобретений за 10 млн евро?
— Думаю, что за 10 млн приобретений не будет. А вот за 20–30 хотелось бы — как тренеру, естественно. (Улыбается.) Но не стану говорить, что это исключено.
— Останется ли Дикань по окончании этого сезона в «Спартаке»?
— Этот вопрос лучше адресовать клубу. Лично я с удовольствием оставил бы Андрея в команде.
«Болельщики заявили, что будут и дальше жечь пиротехнику»
— Какими должны быть наказания от РФС за беспорядки зрителей на трибунах?
— Важнее не то, какие это будут наказания, а кого накажут. Сейчас наказали абсолютно всех, кроме виновных: наказали «Спартак», болельщиков, журналистов. А те, кто виноват, остались в тени. Виновники — те, кто пронес на стадион фашистский баннер, зажигал, дрался, а не те, кто не поехали в Ярославль.
— Мог ли «Спартак» настоять на том, чтобы квота на этом матче составляла хотя бы 2–2,5 тыс. человек?
— Наверное, мог. Но даже если бы мы настояли, это ничего бы нам не гарантировало.
— Во всяком случае, две тысячи — это не семь.
— А разве «Шинник» не продавал бы билеты? На какой трибуне было больше всего беспорядков? Куда били брандспойты? Не по нашей трибуне.
— Но болельщики могли перебегать с одной трибуны на другую, ведь там не было перегородок.
— Разве это к нам вопрос? Кто должен ставить эти перегородки? Ответственность несут организаторы матча — «Шинник» и РФС.
— Не исключено, что в следующий раз произойдет то же самое. Как бороться с такими ситуациями при существующих законах?
— Никак. Все говорят, что надо разъяснить болельщикам, что так делать не надо. Это единственное, что «Спартак» может предпринять. В прошлом году я лично, будучи генеральным директором клуба, предлагал придумать другое наказание: дисквалифицировать отдельные трибуны, как это делает УЕФА.
— Но кто те люди, которые проголосовали против этой инициативы?
— Мы не знаем. От лица клубов мы лишь отправляем наши пожелания о поправках в регламенты.
— Давайте тогда опубликуем эти поправки. Продемонстрируем, что клуб за это голосовал.
— Давайте, я только «за». Что же касается разъяснений — некоторые люди приходят на стадион специально, чтобы спровоцировать беспорядки. У них такая задача. Это проблема нашего государства. Как оно планирует проводить чемпионат мира в 2018 году, не изменив законов, я не понимаю. Что изменилось после дисквалификаций и матчей, проведенных без зрителей? Законы хороши тогда, когда они подкреплены соответствующей санкцией за их нарушения.
— На днях Леонид Федун сказал, что служба безопасности знает имя виновного в инциденте. Почему бы это имя не обнародовать?
— Хорошо, давайте обнародуем. Вы думаете, что это повлияет на ситуацию?
— Возможно, человек, стоящий за ним в очереди с тем же намерением, лишний раз подумает. А насколько эти акции, на ваш взгляд, были спланированным заранее явлением? На что они были направлены и кем?
— Для чего это было сделано — без понятия. Почему на футболе это можно, а на Красной площади нельзя? Если говорить о свастике — это одно дело. О беспорядках — совсем другое. Когда дерутся два человека, не бывает одного виноватого.
Действие одного человека предполагает противодействие. Когда болельщики проходили на сектора через строй омоновцев с собаками — это концлагерь. Если это было действительно так — это перебор.
Довелось бы мне проходить на стадион в такой обстановке, у меня бы тоже проявилась агрессия.
— Но не полиция же им давала это дикое количество пиротехники. Почему же на матчах в еврокубках ничего не жгут под страхом наказания, а здесь используют весь боезапас?
— Несколько дней назад я встречался с болельщиками. Они ответили так: «Жгли, жжем и будем жечь, это наша культура». Я спросил, что бы они делали, если бы за это сажали? Ответили, что и сейчас сажают, но на сутки-двое. А иначе, наверное, не жгли бы. Что может сделать «Спартак» в этой ситуации? Только поговорить. Это красиво звучит, но это демагогия. Давайте не будем сажать преступника в тюрьму, а вести с ним разъяснительные беседы. У клубов должны быть рычаги влияния, какие-то полномочия. Но их нет. В Европе такие способы воздействия существуют. Если у кого-то сейчас есть право досматривать посетителей, то только не у нас.
«Любопытно посмотреть на работу Руди Гарсии в «Роме»
— Не хотелось ли вам постажироваться у какого-нибудь тренера европейского уровня?
— Хотел бы этим заняться, когда будет свободное время. На данный момент, не беря тех, кто на слуху — Моуринью, Гвардиола, Бьелса, — с удовольствием поехал бы и посмотрел, как работает в «Роме» Руди Гарсия. В 10–12 матчах ни одного поражения, пропущено всего несколько мячей. Впечатляющий результат. Очень хотелось бы на это посмотреть.
— Есть мнение, что Валерий Карпин смотрит на своих подопечных скорее как футболист, а не как тренер. Вы согласны с этим мнением?
— Откуда это мнение? Это совершенно не так. И дело не в том, что какой-то футболист не похож на меня. Дело не в том, что я что-то могу, а он не может. Зато он может другие вещи. С ним надо работать и выдавать результат. К примеру, была поставлена задача «выучить» шесть угловых, находясь в определенной точке. Некоторым даже это тяжело усвоить.
— Чему еще научиться тренеру Валерию Карпину?
— Учиться надо каждый день — нет предела совершенству. Начиная от тренировочного процесса и заканчивая психологией. Так же и на поле — не бывает ситуаций, похожих одна на другую.
— В чем изменился тренер Карпин?
— Научился доносить информацию до футболистов в чуть более упрощенной форме. Грубо говоря, стал учителем не восьмого, а первого класса. Вместо того чтобы просто объяснить те же угловые, надо нарисовать, написать, показать, расставить. Главное, что в итоге есть определенный прогресс.
— Так и до детского сада можно дойти…
— Так и есть, мы до этого дошли. Это подтверждается не мной — то же самое делает и Гвардиола, и Моуринью. Так всегда было, и подозреваю, что будет.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице чемпионата России по футболу.