В Москве прошел мастер-класс коммерческого директора «Манчестер Сити» Тома Глика для слушателей факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Бизнес-школы RMA.
— В структуре «Манчестер Сити» сейчас работает около 400 человек, — рассказал Глик. — Как известно, пять лет назад эту команду купил арабский шейх, и клуб начал развиваться по-другому. Я пришел в эту команду около года назад, и мы с шефом поставили амбициозные задачи: завоевать трофеи и увеличить аудиторию болельщиков. Коммерческая деятельность должна быть эффективна и оптимизирована, и финансы не должны зависеть только от одного человека. Мы начали работать сразу по всем направлениям. К примеру, в департаменте, который отвечает за билетную программу, сейчас работает около пятидесяти человек.
Их задача не только реализация билетов и абонементов, но и сервис для болельщиков, чтобы люди, которые впервые пришли на «Манчестер Сити», оставались с нашей командой. Эта деятельность приносит 13% всей годовой прибыли. Это примерно 50 млн фунтов. И это тот пункт бюджета, который вполне реально увеличить. Для чего необходимо, чтобы люди совершали больше покупок внутри стадиона.
Кроме того, Том Глик поведал о работе «Сити» со спонсорскими правами.
— Это нелегкое дело, потому что у каждой компании есть свои измерения удачного спонсорства. Поэтому на рынке не так много компаний, которые можно привлечь к сотрудничеству. Наш клуб отличается от других команд индивидуальным подходом, а в основном все используют стандартные спонсорские контракты. Мы изучаем потенциальных партнеров, чтобы понимать, что их заинтересует, чем они живут, затем обращаемся к ним с предложением о сотрудничестве, рассказываем, чем оно выгодно, показываем исследования. Нам важно не просто подписать контракт, а соединить ценности и объединить их с нашими болельщиками, чтобы спонсор не ушел от нас по истечении срока контракта.
Также Глик поделился информацией о реализации «Манчестер Сити» телевизионных прав.
— Все права на трансляции продает премьер-лига. Наша команда получает за это около 180 млн фунтов. Мы не имеем возможность транслировать картинку с матчей, поэтому создали для наших болельщиков City TV, где делаем репортажи и разные сюжеты о жизни команды, а также демонстрируем все то, что хотим показать нашим поклонникам.
Если три года назад City TV выходил только на трех языках, то сегодня уже на 13, включая русский. Таким образом, мы охватываем 80% населения Земли, показывая тем самым, что люди для нас важны.
В перспективе, кстати, планируем увеличение вместимости стадиона, если будем понимать, что он станет заполняться. А наша глобальная цель такова: чтобы когда люди говорили о футболе, они в первую очередь вспоминали о «Манчестер Сити». А сейчас этот вид спорта ассоциируется с «Барселоной» и МЮ.
Наше преимущество перед МЮ в том, что мы больше привязаны к городу, тогда как «Юнайтед» более глобальный бренд. Мы сильны внутри города и будем заботиться прежде всего о болельщиках, которые приходят на стадион.
— Вы сказали, что задача «Манчестер Сити» стать топ-клубом. Какие шаги предпринимаете и когда планируете достигнуть цели, ведь сейчас у вашей команды репутация выскочки, в которого «вбухал» деньги арабский шейх, покупающий звездных футболистов. Что делается для восстановления репутации клуба?
— Наша цель не привязана к срокам, но если будем делать все правильно стратегически, добьемся ее и имидж выскочки уйдет. За пять лет уже многое сделано, и число наших болельщиков увеличивается.
— Насколько отличается цена билетов от «Юнайтед» и учитывается ли при формировании цены стоимость посещения матчей МЮ?
— Мы сравниваем цены не только с МЮ, но и со всем Северо-Западным регионом. Сейчас мы доступнее, чем лондонские клубы и «Юнайтед».
При формировании стоимости билета учитываем также, насколько интересен матч, и на «Арсенал», к примеру, билеты будут дороже, чем на «Фулхэм».
— Как относитесь к финансовому fair play и как в свете этого будет развиваться ваша команда?
— Мы приняли правила игры и поэтому развиваем разные источники дохода, о которых я говорил. Сейчас тенденции по балансу у нас положительные, но мы все рано в минусе. Однако работа идет. Если два года назад клуб был в минусе на 200 млн, год назад на 100, то в этом году планируем приблизиться к нулю.
— В свете расширения рынка спонсорства не может получиться так, что для вашей команды станет важнее национальность футболиста, а не его игровые качества?
— Мы понимаем, что, к примеру, мексиканец мог бы увеличить наши доходы, но если он не будет играть, а сядет на лавку… Если мы потратим деньги, а игрок не пройдет в состав, это не понравится нашим болельщикам. Поэтому на первом месте все-таки спортивная составляющая.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице английского футбола.