Запустить болиды в Россию руководители Международной федерации автоспорта мечтали еще в советские времена. Босс «Формулы-1» Берни Экклстоун еще в начале 80-х готов был включить Гран-при СССР в календарь сезона. Только преодолеть бюрократические препоны и убедить членов политбюро ЦК КПСС, что «Мерседес» и «Феррари» круче черных «Волг», даже ему не удалось.
В результате в календаре «Формулы-1» появился Гран-при Венгрии, где руководители страны оказались сговорчивее. До сих пор на Хунгароринге ежегодно собираются лучшие автогонщики мира.
В России идея проведения этапа Гран-при регулярно возникала с начала 90-х годов.
Пышно презентовались проекты трасс в Калининграде, Туле, Санкт-Петербурге. В Москве за 20 лет было выбрано три или четыре места для строительства гоночных трасс, способных принять самые престижные соревнования в мире автоспорта. Был даже обнародован экзотический проект строительства гоночной петли на границе России и Украины, в Белгородской и Харьковской областях. То ли таможня не дала «добро», то ли не договорились, будет составляться смета в рублях или гривнах, но эта идея заглохла как-то очень быстро.<1>
Наиболее близок к осуществлению был питерский проект. В 2001 году тогдашний и нынешний президент России Владимир Путин утвердил план строительства автодрома Пулковское Кольцо вблизи одноименных высот и одноименного аэропорта. Только до реализации дело не дошло.
Строительство трасс «Формулы-1» в России оценивалось в $80–130 млн в зависимости от амбиций инициаторов проекта и экономической ситуации в стране.
В жизнь же воплощается только проект трассы в олимпийском парке Сочи. Эту идею позаимствовали у Монреаля и Сиднея, где этапы «Формулы-1» проходят рядом с олимпийскими объектами. Сразу же после подписания соглашения с Берни Экклстоуном в октябре 2010 года губернатор Краснодарского края Александр Ткачев оценил затраты на строительство в $200 млн. Хотя, по идее, интеграция в олимпийскую программу должна была дать существенную экономию, а Сочи все-таки не Крайний Север, где требуется применение специальных технологий.
Только, как и объекты зимней Олимпиады 2014, гоночная трасса заметно дорожала по ходу строительства. По информации газеты «Ведомости», в конце прошлого года отвечающая за строительство компания «Центр Омега» (сто процентов акций в ней принадлежат администрации Краснодарского края) оценила проект в 7,89 млрд рублей. Сейчас уже в 11 млрд.<2>
«Первоначальные расчеты были сырыми, в них не были учтены требования генерального проектировщика, осуществляющего авторский надзор за строительством», — цитируют руководителя дирекции по проектированию и строительству гоночного автодрома Геннадия Саенко «Ведомости». Только вряд ли дело лишь в этом.
В апреле «Центр Омега» провел конкурс на право построить здания пит-стопов и управления гонками, главную трибуну, медицинский центр, вертолетную площадку, участок трассы и инфраструктуру спецсвязи. Начальная цена контракта составляла 6 млрд рублей, на участие в конкурсе была подана единственная заявка. Выиграла конкурс фирма «Строй интернешнл», которая выступает генподрядчиком на строительстве олимпийского конькобежного стадиона. Отвечает за его сооружение… «Центр Омега».
В общем, все происходит по хорошо отработанной схеме, которая действует что в Сочи, что на строительстве легендарного стадиона на Крестовском острове в Санкт-Петербурге.
Деньги, с учетом важности объекта, никто не считает, а когда начинают считать, выясняется: отступать поздно. Достраивать объекты нужно, не считаясь с ценой. Ведь никто не перенесет Олимпиаду или чемпионат мира по футболу. Вот и этап «Формулы-1» в Сочи уже включен в календарь на 2014 год, о чем Экклстоун даже поговорил с Владимиром Путиным.<3>
Конечно, при грамотном менеджменте проведение этапа «Формулы-1» может стать весьма прибыльным мероприятием. Народ на него валом валит, и цены на гостиницы в радиусе 200 км от трассы в дни проведения гонок взлетают в разы. В Ницце корреспондент «Газеты.Ru» жил в марте в отеле за €45, в высокий сезон этот номер стоит €90, а в уикенд, когда проводится Гран-при Монте-Карло, — €300. В Будапеште в дни проведения гонки на Хунгароринге номер дешевле €100 не найти.
Безусловно, трасса в олимпийском парке привлечет не меньше зрителей, и можно будет в полной мере задействовать подготовленную к Играм 2014 инфраструктуру. Причем каждый год. Только все равно непонятно, почему первоначально заявленная смета на строительство трассы оказалась вдвое меньше реальной. Неужели сочинский асфальт варят с применением нанотехнологий и привлечением рабочих не из Средней Азии, а из Западной Европы?
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.