— В прошлом году вы работали в тренерском штабе «Газпром-Югры», серебряного призера чемпионата России сезона-2012/13. Согласились бы вы уйти, если бы вас позвали не в «Спартак», скажем, а в какой-то другой клуб?
— Однозначно, нет. В «Газпром-Югре» я достаточно времени отработал помощником главного тренера. Это был интересный период: я развивался как тренер, планировал будущую карьеру на данном поприще. От предложения «Спартака» я не мог отказаться, если бы кто-то другой позвал, то я, скорее всего, не ответил бы согласием.
— Что лично для вас значит «Спартак»?
— У каждого человека своя судьба. Я свою связал с Россией. Я верю, что не просто так в свое время попал в «Спартак». Это было замечательное время: отличный коллектив, хорошие люди, все профессионалы. Это было самое лучшее время в жизни. Футболистом, который много играл и многого добился, лучшего периода я вспомнить не могу.
А сейчас, честно говоря, даже не верится, что вновь появился «Спартак», а я — главный тренер легендарной команды. Я очень рад, конечно, но на моих плечах лежит большая ответственность. Доверие людей нужно оправдать.
— Это вызов в профессиональном плане?
— Да, конечно. Я проработал семь лет помощником главного тренера, набираясь опыта, постоянно развиваясь. И эта дорога привела меня к «Спартаку». Когда поступило предложение от возрожденной легенды, то, подумав, я принял решение рискнуть. Хотя, нет, не рискнуть. Я уверен в себе, поэтому и решил: нужно попробовать. Никто ведь не знает, что будет завтра. Я был уверен в себе, я понял, что надо принять вызов, согласившись на предложение московского клуба.
— Вспоминая о былых временах «Спартака», за который играли, вы отмечаете семейную атмосферу, царившую в те славные годы. Про нынешнюю команду, хоть и молодую, уже можно сказать то же самое, или все-таки рановато, нужно дать больше времени, чтобы воссоздать тот микроклимат?
— Мы стремимся к этому. Мы стараемся подбирать людей, исходя не только из их игровых качеств, но и из человеческих. Я считаю, что это одна из важнейших составляющих для создания хорошей команды, которая в будущем будет стараться добиваться больших успехов. Поэтому ту обстановку, в которой я находился, будучи игроком, я постараюсь воссоздать в нынешнем «Спартаке». Я хочу подобрать таких людей, которые будут друг друга уважать и понимать, что мы все делаем одно дело. Когда я играл, в коллективе была именно такая атмосфера.
— После возрождения «Спартака» пересекались ли вы с Евгением Ловчевым, бывшим президентом и тренером команды? Поздравлял ли он вас?
— Да, мы никогда не теряли друг друга из виду и сейчас стараемся встречаться.
Когда мне поступило предложение от «Спартака», я сам ему позвонил. У нас состоялся очень хороший разговор, он сказал, что рад за меня, что верит в меня.
Мы не встречались в последнее время, хотя я приглашал Евгения Серафимовича на наши первые игры — по каким-то причинам он не смог приехать. Но я знаю, что он следит за командой и болеет за меня и за «Спартак».
— В вашу бытность игроком у кого из тренеров вы почерпнули опыт, который могли бы применить сейчас, уже руководя командой самостоятельно?
— Я благодарен всем, с кем я работал, начиная с первых дней в России, то есть с 1995 года. Тогда я начинал в «Торпедо», которое тренировал Григорий Владимирович Янец. И уже тогда я начал понимать, что в России другой мини-футбол, его уровень намного выше, чем, например, у меня на родине. Но самое лучшее время, когда я начал учиться, было, начиная с «Минкаса» и заканчивая «Спартаком». Такой тренировочный процесс, который у нас тогда проходил, поверьте, не во всех командах бывает. Поэтому, отвечая на вопрос, могу сказать, что больше всего я почерпнул все-таки от Евгения Ловчева. Хотя я работал и с другими специалистами, все же семь лет в «Спартаке» стоят особняком.
— Учитывая, что вы сейчас дебютируете в качестве главного тренера, какие личные цели вы ставите на сезон?
— Личные цели неразрывно связаны с целями и задачами команды, для решения которых делается все. Как я уже говорил, у меня задача — сделать команду, которая будет единым коллективом, где люди будут преследовать не только личные интересы, но и командные. Я верю в своих ребят и надеюсь, что они оправдают это доверие.
Нам нужно хорошо делать свое дело и играть друг за друга. Если мы останемся верны этому пути, я думаю, он даст результат в конце сезона.
— К «Спартаку» всегда предъявляются повышенные требования. На ваш взгляд, может ли команда сейчас оправдать эти требования и побороться за попадание в Суперлигу?
— Я обещаю, что мы будем бороться. Мы только в начале пути, у нас не все получается, и это показали первые игры. Перед стартом сезона мы участвовали в двух турнирах, и было видно, что ребята хотят играть, действуют с самоотдачей. Но в любом случае ошибки неизбежны, и через это надо пройти. Хотелось бы, конечно, чтобы мы поняли, что соответствуем этим требованиям. Если все без исключения в команде — и игроки, и руководители, и персонал, и тренерский штаб, — будут каждый день все вместе делать одно дело, я думаю, мы сможем добиться цели.
— Как команда себя проявила на предсезонных турнирах и какие вы увидели проблемы?
— Мы собрались с чистого листа. С первых дней мы начали знакомиться друг с другом. Естественно, мы знали, кого брали в команду, но в любом случае процесс привыкания к требованиям очень трудный и непростой.
Одно дело просто знать игрока, и совсем другое — ежедневно с ним работать, знать его характер, отношение к делу, разные нюансы, касающиеся психологического состояния игроков, не говоря уже о технической и тактической подготовке.
В этих турнирах нам помогло то, что мы все были друг за друга. Да, было трудно, что-то не получалось, мы проигрывали, где-то вытягивали за счет характера. Конечно, где-то мы играли откровенно слабо. И сейчас в чемпионате нам нельзя допускать такие ошибки. Мы анализируем все проблемы, которые были у нас на этих турнирах. Подчеркну, что и в том и в другом турнире мы могли занять места и повыше.
— В таком случае, как вы оцените состоявшиеся игры чемпионата против саратовского «Зенита» и «Ухты»?
— Честно говоря, я ожидал большего от самой игры, от зрелищности и динамики. Я ждал, что мы сможем показывать больше разнообразия в действиях. Пока не получилось. Результат у нас не очень хороший, потому что мы настраивались на максимальное количество очков. Но это связано и с тем, что «Спартак» — раздражитель для всех, на любом уровне, где бы то ни было.
Против нас и «Зенит», и «Ухта» были заряжены, у них горели глаза, и они старались играть на максимуме. Нам просто так никто ничего не отдаст. Наоборот, на нас будут настраиваться раза в два-три серьезнее, чем на другие команды, потому что победить «Спартак» — всегда почетно. Чуть только мы дадим слабину, и нас сразу за это накажут.
— «Спартаку» скоро предстоит играть в Кубке России, но перед этим будет товарищеский матч с КПРФ. Какова цель этой игры?
— Мы готовим план тренировочного процесса, учитывая игры, которые нам предстоят. Матч с КПРФ — это подготовка к Кубку. У нас было десять дней простоя, и мы старались найти именно команду Суперлиги, чтобы сыграть товарищескую встречу. В Кубке нам предстоят серьезные встречи с интересными соперниками. «Ишим-Тюмень», нижегородский «Футбол-Хоккей» — команды хорошего уровня, они давно сыграны и знают, что делать. Поэтому для подготовки к этим матчам мы запланировали товарищескую встречу, из которой должны сделать выводы. Все-таки команда Суперлиги — это команда Суперлиги.
— Какие цели ставите на Кубок?
— Это не чемпионат, здесь нет вторых, третьих мест. Наша задача, понимая реальность сегодняшнего дня, — проходить как можно дальше. Сейчас нам предстоит играть первый этап — значит, нам нужно его пройти.
— Следите ли вы за выступлениями грузинских футболистов в большом футболе?
— Конечно, я всегда стараюсь следить — и, признаюсь, не только в футболе, но и в других видах спорта. Спортсменов с моей родины не очень много по всему миру, и я всегда пытаюсь по возможности болеть и переживать за своих соотечественников. И когда они чего-то добиваются в команде или лично — это большая радость. Я, например, большой поклонник Джано Ананидзе, считаю его талантливым игроком с большим будущим.
— Джано сейчас играет за «Ростов» на правах аренды — почему ему пока не удается реализовать себя в «Спартаке»?
— Думаю, здесь дело в физической форме. Ему нужно окрепнуть, стать атлетом. Именно этого ему не хватает, а все остальное при нем.
Он очень талантливый, техничный и неординарный футболист. Он отличается от других нестандартным мышлением и своеобразной техникой.
Эта техника, кстати, очень похожа на мини-футбольную. Он умеет вести игру на короткой дистанции, что как раз применяется в мини-футболе. Я с ним незнаком, но сомневаюсь, что он когда-то играл в мини-футбол, думаю, у него это просто в крови.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице летних видов спорта.