Открытие легкоатлетического чемпионата мира, третьего по популярности турнира на планете после футбольного ЧМ и Олимпийских игр, — это всегда праздник. В Осаке, в Берлине, в Тэгу к этим соревнованиям подходили со всей серьезностью – церемонии открытия здесь были грандиозными и эффектными, интерес публики — громадным, выручка – более чем солидной, а на старт выходили лучшие атлеты современности.
Москва пока может похвастать только последним фактором. Кое-кто из великих (в том числе и россияне – Борзаковский, Зарипова и т.д.) не приехал в столицу России, но не по своей воле, а из-за травм. С остальными критериями уровня подготовки уже сложнее.
Посещаемость, даже в самых оптимистичных прогнозах, несравнимо ниже, чем в том же Берлине, о выручке и самоокупаемости речи даже не идет: огромное количество билетов распространили бесплатно через интернет-ресурсы, а зачастую и просто в московских парках и скверах.
Надежда была только на церемонию открытия. Уж в чем, а в пускании пыли в глаза мы всегда были впереди планеты всей (куда там балету, ракетам и перекрытию Енисея!). Однако выяснилось, что и здесь со времен Советского Союза произошли некоторые перемены. Советские навыки и размах в этом деле были безнадежно утрачены.
Нынешняя церемония выглядела банальной и абсурдной одновременно. К приевшимся до зубного скрежета «Лебединому озеру» и композиции «Время, вперед!» примешивались фантасмагорический «сон Менделеева» с бегающими химическими элементами и неумело загримированный Циолковский на велосипеде, Дягилев с тросточкой и надувной (!) броненосец «Потемкин».
Кстати, сам Менделеев был до уровня размытия похож на задремавшего на рабочем месте Санта-Клауса, не хватало только какого-нибудь малыша на коленке.
Всю эту сборную солянку из стереотипов о русской культуре еще можно было принять за концептуальный подход к церемонии, если бы не одно важное обстоятельство. Ни один из представленных персонажей, ни один из показанных сюжетов никаким боком не относился не только к легкой атлетике, но и к спорту вообще. Хотя нет, не совсем. При определенной доле маразма Менделеева можно было подвязать к спортивной истории как создателя первого допинга – водки.
В остальном же чувствовалось, что сценарий церемонии был написан на коленке где-то в скверике на Воробьевых горах в перерыве между забегами спринтеров.
Отдельно поразила консервативность дизайнеров мероприятия. Во время шоу на сцене, где плясали полсотни молодых людей, появлялись надувные спутники земли, разнообразные аэростаты, ракеты, даже космические станции. И все это было выкрашено в ровный, элегантный металлический цвет. Счастье для любого фотографа.
Впрочем, «химические элементы» были разноцветными. И на том спасибо.
Но если о яркости мероприятия еще можно спорить, то о звуковом сопровождении – уже нет. Разобрать, что говорил ведущий в микрофон, не было никакой возможности не только у обычных зрителей, но и в ложе прессы, расположенной в центре событий — напротив финишной ленточки спринтеров. Музыка, объявления и шум трибун сливались в единый гул.
Спасали только регуляторы громкости на телевизорах. Пара щелчков по кнопке – и выяснялось, что симфонический оркестр на арене, оказывается, неплохо играет, а солисты не просто открывают рот, но еще и поют. Вот только у зрителей на трибунах такой возможности не было.
Кульминацией стало выступление Владимира Путина.
«Уверен, чемпионат мира по легкой атлетике принесет новые открытия, яркие эмоции и рекорды», — сразу заявил гарант конституции.
Спорить с ним было сложно: в Москву приехала живая легенда — Усэйн Болт. Накануне старта ямайский бегун заявил, что для него очень важно вернуть титул, а финалы на дистанциях 100 и 200 метров самые ответственные в этом году.
Тут бы президенту и подвести черту под своим выступлением. Спорт, праздник, эмоции – достаточно для открытия. Но глава государства и здесь не сумел обойтись без агитационной составляющей.
На камеры он сердечно поблагодарил за организацию праздника исполняющего обязанности мэра Москвы Сергея Собянина, по совместительству – кандидата в «настоящие мэры».
Собянин ответил, что сделал все, чтобы «Лужники» были благоустроены, а спортсмены чувствовали себя комфортно и уютно. И не соврал. «Лужники» сейчас представляют собой бесчисленные ряды дорожек и тропинок между всевозможными заграждениями, кордонами и ограничительными знаками. Для спортсменов, привыкших, как известно, к жесткой дисциплине и спартанским условиям, ничего уютнее быть не может.
«Газета.Ru» ведет текстовую онлайн-трансляцию второго дня чемпионата мира.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице чемпионата мира по легкой атлетике.