Берни Экклстоун – фигура одиозная, за годы правления «Королевой автоспорта» не раз и не два английский бизнесмен был замешен в различные скандалы. Нынче, похоже, Берни снова «влип». «Мои адвокаты получили из мюнхенского окружного суда официальные бумаги, в которых мне предъявляется обвинение по даче взятки. Мы будем защищаться должным образом. Дело обещает стать интересным», — заявил Экклстоун.
Уроженцу графства Саффолк вменяется дача взятки бывшему менеджеру государственного банка Баварии BayernLB Герхарду Грибовски. Противоправное деяние могло быть совершено Экклстоуном при продаже прав на «Формулу-1» в 2005 году.
Сам Грибовски по результатам расследования дела был приговорен в 2011 году к 8,5 годам лишения свободы. Английский бизнесмен, естественно, считает себя невиновным. Об этом говорят и его адвокаты. «Защита настаивает на том, что мистер Экклстоун не участвовал во взяточничестве и не злоупотреблял доверием общественности», — отметили адвокаты Берни еще в мае нынешнего года, когда немецкая прокуратура предъявила первые обвинения Экклстоуну.
Как обещала пресс-секретарь мюнхенского окружного суда, решение о необходимости проведения судебного процесса над Берни должно было быть принято в ближайший месяц. Процесс чуть-чуть затянулся, но итоги его оказались неутешительными для Берни: теперь ему предстоит надеяться на мастерство адвокатов.
Суть обвинений немецкого правосудия проста: в 2005 году Экклстоун якобы дал Грибовски взятку в размере $44млн за посредничество при передаче прав на «Формулу-1» компании CVC (инвестиционный фонд Capital Partners, выкупивший в 2006 году контрольный пакет акций «Королевских гонок» и перепродавший часть акций различным инвестиционным компаниям) в 2005 году и принадлежавшей тогда BayernLB. Такие показания прокуратура получила от осужденного экс-банкира. Адвокаты британца отмечают, что Грибовски получил эти деньги путем шантажа, так как угрожал раскрыть данные обо всех финансовых операциях Экклстоуна.
«Делу Грибовски» был дан старт, когда менеджер банка инвестировал почти $50млн в австрийский фонд. Работодатель Грибовски BayernLB, надеясь вернуть деньги, предъявил иск на $270млн. Общий ущерб банка, например, составил около миллиарда долларов. Уличив менеджера в хищении средств, государственный банк Баварии отправился в суд. На допросе Грибовски не смог толком объяснить перевод столь крупной суммы. Одна из рабочих версий следствия — Грибовски получил взятку от Экклстоуна.
Дав делу ход, мюнхенская прокуратура выдвинула Грибовски обвинения в хищении, взяточничестве и уклонении от уплаты налогов. Сам менеджер чуть позже заявил, что Берни именно дал ему взятку. Как следует из сообщений немецкой прессы, Герхард Грибовски согласился сотрудничать со следствием, дабы получить возможное смягчение приговора.
Ранее компания «Мерседес» объявила, что если вина главы «Формулы-1» будет доказана, то команда компании покинет Королевские гонки согласно уставу компании. «Концерн Daimler строго не приемлет любые безнравственные или коррупционные действия сотрудников или деловых партнеров», - процитировал текст устава юрист «Мерседес» Лоуренц Шмидт.
В «Формулу-1» Берни пришел в 1958 году в качестве пилота, англичанин принял участие в двух Гран-при. Затем стал менеджером. В 1972 году купил команду «Брэбем», которую продал через 15 лет. Приобретя конюшню, бизнесмен вошел в Ассоциацию конструкторов «Формулы-1».
В настоящее время Экклстоун - президент FOM (Formula One Management) и FOA (Formula One Administration). Берни владеет долей материнской компании «Формулы-1» «Альфа Приема». Фактически британец – глава королевских гонок с конца 70-х годов прошлого столетия.
В начала 80-х Экклстоун был замешан в серьезном конфликте между FIA (Международная федерация автомобильного спорта) и FOCA (Ассоциация конструкторов «Формулы-1»), в которую тогда входил Берни.
В те годы Ассоциация пыталась преодолеть потерю мощностей болидами без турбонагревателей. Для усиления мощностей они использовали лазейку в правиле взвешивания машин перед гонкой, установленными FIA. Болиды должны были взвешиваться со всеми жидкостями и смазочными материалами перед стартом, но после гонки эти вещества необязательно должны были присутствовать в машине.
В результате на Гран-при Бразилии 1982 года команды предложили тормоза с баками для охлаждения, наполняемые водой. На старте эти баки прокалывались, вода вытекала, и автомобили ехали значительно быстрей. Перед финишем баки на пит-стопах снова наполняли водой. В ответ на хитрость FIA дисквалифицировала Нельсона Пике («Брэбхам») и Кеке Росберга («Уильямс»). После дисквалификации FOCA приняла решение бойкотировать Гран-при Сан-Марино в знак солидарности и недовольства установленными правилами, а также распределением финансовых компенсаций.
Закончился конфликт подписанием Договора Согласия между организациями, в результате которого повысилась коммерциализация королевских гонок. Все машины, участвовавшие в «Формуле-1» гарантированно выходили на старт гонок, что увеличило спонсорские потоки и уменьшило риски команд. Последние также получили серьезные финансовые компенсации. И, наконец, в федерацию автоспорта были включены члены FOCA Макс Мосли и Экклстоун, один из главных фигурантов длительного скандала.