«У Винер можно учиться всю жизнь»

Амина Зарипова — о победе своей ученицы на Универсиаде

Борис Ходоровский из Казани
Тренер чемпионки Универсиады по художественной гимнастике Маргариты Мамун заслуженный мастер спорта Амина Зарипова рассказала корреспонденту «Газеты.Ru», почему не считает свою ученицу наследницей Евгении Канаевой, а себя — преемницей Ирины Винер-Усмановой.

На небосклоне художественной гимнастики взошла новая звезда. Российская, естественно. После ухода (как надеются тренеры сборной, временного) двукратной олимпийской чемпионки Евгении Канаевой титул королевы художественной гимнастики оставался вакантным. В Казани мы увидели юную звездочку, способную заменить триумфатора Пекина и Лондона. Ее зовут Маргарита Мамун, и она обладает совершенно потрясающей внешностью, доставшейся от отца-бенгальца и русской мамы. Плюс к этому великолепная пластика, чувство музыки и артистичность. Впрочем, тренер московской гимнастки многократная чемпионка мира Амина Зарипова в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» призвала не спешить с дифирамбами своей ученице.

— Роль лидера сборной после ухода Канаевой остается вакантной. Готова ли ваша ученица к ней?
— В нашей команде много сильных девочек, а у Риты пока нет достаточного опыта выступлений на международных соревнованиях. Та же Саша Меркулова, которая представляет Россию на Универсиаде, выступала на Всемирных юношеских играх в Сингапуре.

Моя девочка лишь начинает свое восхождение, и называть ее преемницей Канаевой рано.

— Сама Канаева после второго олимпийского триумфа говорила о том, что в Пекин также приехала, не имея большого соревновательного опыта, и именно поэтому ей было интересно пройти еще один четырехгодичный цикл…
— Безусловно, у Риты громадный потенциал, но не хочется нагружать ее какими-то ярлыками. Психика у девчонки хрупкая, а человек она очень ответственный, в чем-то похожа на Женю. Переживает, что может подвести своих тренеров, команду, страну.

— Используете ли вы нестандартную для российской гимнастки внешность Мамун?
— Наоборот, стараемся отойти от стереотипов. Мне кажется, в этом плане очень показательно упражнение с лентой, которое Рита исполняет под песню Анны Герман. Учитываем же мы при постановки программ внутренний мир и внутреннее состояние девочки. Она может быть разной, чего даже я раньше не замечала. Фламенко для обруча, танцевальные ритмы для булав — все ей подвластно.

— Изменения в правилах, позволяющие использовать для музыкального сопровождения песни со словами, дали больше простора для творчества?
— Намного больше. Сами девочки лучше воспринимают замысел тренеров, да и публика по-иному реагирует.

Мне ужасно нравится это нововведение, и хотелось бы, чтобы оно осталось.

Ведь в нынешнем сезоне песни можно использовать только в порядке эксперимента, и неизвестно, будет ли он продолжен.

— Не смущает, что слова песни Анны Герман понимает только русскоязычная аудитория?
— У меня в этом плане никаких сомнений не было. Программа заиграла с самого начала, да и судьи у нас в большинстве своем русский знают. Не сомневаюсь, что на чемпионате мира программу под песню Герман примут на ура. Ведь он пройдет в Киеве! Сегодня в Казани какой потрясающий был прием, а на этапе Гран-при в израильском Холоне народ просто орал от восторга.

— Чувствуете, что уже сейчас вас исподволь подводят к роли главного тренера сборной?
— Ни в коей мере. Все тренеры сборной в равном положении, а Ирина Александровна Винер-Усманова занимает особое место в иерархии российской и мировой гимнастики.

Это великая женщина, у которой можно учиться всю жизнь.

Она к любой девочке подходит по-особому. Замечаю это по работе с Мамун. Объясняя, как исполнять программу, Ирина Александровна не говорит, что нужно, к примеру, подтянуть стопу. «Улети в небо!» — просит она Риту. Даже работая с Кабаевой и Канаевой, она обращала внимание на технические нюансы, а с Мамун изъясняется прямо-таки поэтическими образами. Когда я рассказала об этом своему мужу, музыканту Алексею Кортневу, он заметил: «Так гораздо проще донести замысел того, что нужно сделать сердцем».

— Вы часто обсуждаете с мужем свои профессиональные проблемы?
— Случается. Когда тренировала совсем маленьких девочек, Алексей находил записи каких-то старых своих вещей, которые использовались в качестве музыкального сопровождения программ. В работе с Ритой тоже помогает с выбором музыки, но даже показательный номер на хиты «Несчастного случая» мы ставить не будем. Работа и личная жизнь должны быть разграничены.

С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице Универсиады-2013.