Женский баскетбольный чемпионат, завершившийся провалом действующих чемпионок сборной России, послужил поводом для встречи президента Российской федерации баскетбола (РФБ) и представителей ведущих спортивных СМИ, в числе которых оказался и корреспондент «Газеты.Ru». Долгих два часа Александр Красненков терпеливо отвечал на все злополучные вопросы: о возможной отставке главного тренера женской сборной Альфредаса Вайнаускаса, натянутых и сложных взаимоотношениях с руководителями Единой лиги ВТБ, несостоявшемся исполкоме и целевой программе развития баскетбола, которая пока еще не прошла все ступени согласования в Минспорта. Об этом и многом другом — в откровенной беседе Александра Красненкова с журналистами.
СОКОЛОВСКОМУ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ПАМЯТНИК
На какой результат можно было рассчитывать с такой игрой?! Мы на многое не рассчитывали перед Евро. Честно говоря, я понимал, что дальше второго группового этапа нам не пройти. Да и зачем? У девочек нет стимула тренироваться? Откуда я знаю? У меня свои источники. Убрать Вайнаускаса? Что это изменит? У нас от этого новые игроки не появятся. Мы можем работать только с теми, кто есть. Исполком принял кандидатуру Альфредаса — 8 из 9 членов проголосовали за. Это не я настаивал на его кандидатуре. Поэтому я не понимаю высказываний из серии, что Вайнаускас плохой! А кто был бы хорошим после такого поражения? Борису Соколовскому (предыдущему главному тренеру сборной России. — «Газета.Ru») пора орден давать за четвертое место на Олимпиаде. Это героизм. Но при этом все требовали все равно отставки Соколовского.
У нас были еще две кандидатуры: Дмитрий Донсков и Анатолий Мышкин. У первого нет фактического опыта работы в тренерском штабе такого уровня, да он и сам был не готов взять на себя такую ответственность, а кандидатуру второго всерьез никто не обсуждал. Я уверен, что оба рады, что не оказались в ситуации Вайнаускаса. Теперь судьба тренера в руках исполкома.
Сам Вайнаускас готов подать в отставку. Мое мнение — не нужно спешить в кадровом вопросе. Теперь у нас полно времени, чтобы работать в правильном направлении.
Конечно, если бы девушки вышли в финал, то это было бы что-то сверхъестественное, но их поражение не означает, что надо брать в руки шашки и всем головы отрубать. Просто пришло время менять систему, которая перестала приносить результат. Она меняется со скрипом, потому что есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы все оставалось на своих местах. Чтобы тем хуже, тем лучше. Может, даже хорошо, что проиграли именно так — теперь девушки взглянут на себя со стороны и задумаются. Вот скажите честно: вам понравилась игра сборной? Мне — нет. Баскетбола не было. Нужно было пытаться играть в быстрый баскетбол, но девочки этого делать не могли. Если отдавали точный пас, то потом не могли попасть в кольцо. И наоборот. Единственный прорыв, который я запомнил за турнир, — пеший проход Принс. Вот и все, что я помню. Мы не бежали в трех матчах совсем. Физически мы были не готовы.
НАДО МЕНЯТЬ СИСТЕМУ
Я ответственности не боюсь. Но в данном конкретном случае я не понимаю, почему должен уйти со своего поста. Это проще всего, да и за что я должен нести ответственность. Я не вмешиваюсь в дела тренерского штаба. Этого не было, когда мы выигрывали на Евро, когда мы играли на Олимпиаде, не будет этого и сейчас. Каждый человек должен заниматься своим делом.
Не секрет, что у клубов свои интересы и они их отстаивают, а у федерации — свои. В СССР все было государственное: от денег до школ. Сейчас все изменилось: прежней системы нет, как и фактически не было федерации. Сейчас государство заставляет региональных губернаторов выделять деньги на профессиональный спорт, чего они бы с радостью не делали. Конечно, они были бы счастливы помогать детскому спорту, юношескому, а их заставляют выделять деньги на клубы. Я встречался со многими губернаторами, предлагал не тратить такие сумасшедшие суммы на футбол и хоккей, а уделять внимание баскетболу. Это выгоднее, да и результат скоро все увидят при правильном отношении. Но они сейчас, наверное, посмотрят на женскую сборную и сделают другие выводы.
В каком игровом виде спорта дела обстоят лучше? Толстых недавно сетовал, что не представлял, что творится в РФС, но когда пришел, то ужаснулся. И это в футболе, где денег как грязи. К чему я это? Нам нужно менять систему, устоявшуюся годами, и мы это начали делать. Но за два-три года, да даже за пять лет, кардинально ничего не поменять. Нужно новое поколение вырастить. А мы пока почиваем на старых советских лаврах, используем старых тренеров, игроков, но время, увы, не стоит на месте, их все меньше и меньше.
Что мы имеем на выходе? Я недавно рассказывал историю о том, как человек окончил РГУФК на кафедре бильярда, а после выпуска начал преподавать баскетбол. В итоге наша национальная сборная может предложить сопернику два удара в пол, мяч в две руки, а что делать потом — никто не знает.
Например, кто-нибудь может мяч водить в сборной? А с разыгрывающими сами знаете какая беда. Их просто нет. Будем выращивать. Среди молодежи у нас есть три-четыре разыгрывающих, будем на них опираться и надеяться.
Если поможет моя отставка, то я с удовольствием уйду. Я не держусь за это кресло. Но поможет ли это российскому баскетболу на ближайшие десять лет?
НУЖНА НОВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВА
Мне не нравится, что клубы не готовят резервы. У нас сейчас, начиная с детских турниров, десять лет подряд играются междусобойчики. Все друг друга знают, игроки могут не тренироваться и еще лет десять играть. Но нам этого не нужно. Нам нужно готовить резерв, наш резерв вот сейчас не вышел из первого группового этапа. И это не молодые игроки. К Олимпиаде, если мы туда дай бог попадем, им всем за 30 будет. Не факт, что все они поедут. Резерв надо выращивать, менять системы проведения молодежных соревнований. С 21 года до главной команды люди не доходят, так как все места заняты. Кто же доверит молодому место в составе, когда нужен результат здесь и сейчас. Эта сборная показала, что мы играем в антибаскетбол. Взрослой игры нет. Поэтому решили, что фарм-команды клубов женской премьер-лиги будут играть в суперлиге и высшей лиге. Там у нас, кстати, нет легионеров. Мы восемь часов пытались убедить руководителей клубов в том, что нужно доверять молодым, но у них в глазах только результат. Они понимают, что если его не будет, то денег никто не даст, поэтому делить нечего… И что тогда?
И я не отделяю женский баскетбол от мужского. Все взаимосвязано, поэтому на ближайший мужской евробаскет ставлю главную задачу — отобраться на мир. Сделать это будет трудно. Три основных игрока не едут, а большинство из тех, кто отправится, половину сезона, а то и весь, просидели на лавке. А лучше у нас нет. Мы пробовали молодых, но… Популисты вон предлагают отправить одну молодежь. Но что это решит? Наши резервы по своему возрасту проигрывают соперникам, так как тоже играют в детский баскетбол. С нетерпением сейчас ждем Универсиаду, куда у нас поедет ряд профессиональных игроков. Будем следить за Абрикосовой, которую привлекали к сборной страны. Она сама понимает, что пока не готова к национальной сборной.
МУТКО НАС ПОДДЕРЖИВАЕТ, ХОТЯ ЗАГОРАЮЩИМ В АНАПЕ ЭТО НЕ ПОНРАВИТСЯ
Министерство спорта и лично Виталий Мутко поддерживают нас во всем. Мы сейчас пишем программу развития баскетбола, которой, кстати, нет ни у кого, кроме футбола. Планируем, что ее примут в декабре. Если эту программу быстро примут в Министерстве спорта, то нам будет проще внедрять нашу систему, государственные рычаги помогут. В этой программе все четко и ясно прописано, какое финансирование, какие меры могут быть приняты. Зарубят программу? Не знаю. Поживем — увидим. Во всяком случае, министр спорта в курсе наших дел.
Повторюсь, все мои действия продиктованы уставом федерации. Ничего от себя я не придумываю. Мы выбрали дату, разослали всем членами исполкома письма. Я же не могу заставить одного загорающего в Анапе бросить все и приехать, в особенности если он этого делать не хочет.
Я никого не хочу огульно обвинять. Но… Зачем говорить о том, что документы не пришли. Ну хочется отдыхать в Анапе. Пожалуйста. А тут РФБ со своим исполкомом. Если вы посмотрите, сколько исполкомов мы провели за время моей работы, то удивитесь. За 2010—2011 годы собирались практически раз в месяц. Сейчас 7 июня мы собрали исполком, чтобы подвести итоги минувшего национального чемпионата, а вместе с тем обсудить грядущий Евро. Также хотели обсудить систему подготовки молодежи. До этого мы долго и со сложностями этот вопрос проговорили с клубами. С боями, но клубы приняли ее.
Мы создали систему соревнований, выработали календарь. Все это хотели обсудить с членами исполкома, но он не собрался. Что я мог сделать в этой ситуации? Насильно людей с пляжа вызволять? И говорить о том, что мы не прислали документы, смешно. То есть до этого два года подряд мы высылали документы, а тут вдруг забыли. Вы сами в это верите?
Я законопослушный человек. У нас есть устав. Мы действуем в рамках этого документа. Написано, что президент назначает дату и время исполкома, предлагает повестку дня. Он обязан разослать повестку всем членам исполкома, что я и сделал 21-го числа. Просили собраться до 4-го. Пожалуйста. Что еще им надо? Хотят снять меня. Пожалуйста, есть возможность сделать это быстрее. Но я уверен, что никто не придет. Не верите? Приходите, убедитесь сами. Я даже Мутко позвал, он обещал приехать. Мне трудно понять, почему так, но нашей стране и нашим людям исторически нужен поводырь.
На мой взгляд, федерация на правильном пути, и министерство со мной согласно по этому вопросу. У нас работают достойные люди, это их заслуга прежде всего. Они работают и хотят работать. Добросовестно. Это здорово. У нас есть молодежь, которая рвется в бой. Не без ошибок, но работает. По крайней мере, желание у людей есть. Это главное.
Мы приняли федерацию в полном… сами знаете, что дальше. Два года разгребали все. За два года управились. Сейчас мы никому ничего не должны. Только что нас проверило Министерство юстиции. В Минюст мы отдали 48 коробок документов. Они просто не ожидали. И знаете, какое заключение вынесли нам? Самое главное нарушение — что мы не сидим по юридическому адресу, но это разрешено законом.
БАСКЕТБОЛ БУДЕТ ЖИТЬ
Есть ли позитив в такой непростой ситуации? Радует одно — баскетбол жив в нашей стране. У нас есть люди, которым этот вид спорта небезразличен. Они его всегда поддерживают, помогают. Понимание ситуации есть, а вот политической воли нет. Но мы смотрим с оптимизмом в будущее. Баскетбол будет жить.
Я не веду войну ни с кем. Этих людей в исполком я сам рекомендовал. Все, что сейчас происходит, не война. Это дискуссия. Мы регулярно переписываемся с членами исполкома, но они не пишут письма, а подписывают то, что им напишут. Им звонят и говорят: «Подписывайте». Я не хочу воевать с ними. Я ведь даже иду у них на поводу. Они говорят собрать исполком. Пожалуйста. Не хотят исполкома. Я не мешаю им отдыхать. Хотели до 4-го? Снова пожалуйста. Против меня ведется спланированная акция? Кем инициирована? Не знаю. От себя скажу, что мы все требования исполкома выполнили, хотя по уставу я многое не должен делать.
Никого не интересует, как сборная играет, есть ли у нас молодежь, развивается ли у нас баскетбол. Всех интересует только одно — передача прав лиге ВТБ на проведение чемпионата России. Зачем ВТБ чемпионат России? Единая лига — это отдельный турнир на уровне НБА, да даже выше. Что им нужно от федерации? Мне говорят, что чемпионат России — это «первенство водокачки». Так зачем быть чемпионом водокачки? Я понимаю, ПБЛ — это было лучшее, что было у клубов, но они сами, извините, в своих объятиях с ВТБ себя задушили.
У нас есть два пути. Проводить чемпионат самим либо отдать кому-то. Я спросил у ВТБ, на каких условиях. Мне ответили: ну, мол, как-нибудь напишем регламент, Владивосток уберем, 7 легионеров введем. Но простите, это не укладывается в концепцию развития баскетбола. Я, наоборот, хочу, чтобы играли в баскетбол во Владивостоке. Там любят и развивают этот вид спорта. Людям проще набрать легионеров и играть, а не думать о развитии и своих кадрах. Мы должны защищать свой баскетбол. Я готов отдать чемпионат, но на трех условиях. Первое — жесткий лимит.. Лучше три, на крайний случай — четыре человека. Пятого заявляй за деньги. Второе — молодежь. Все клубы должны создать детские школы. И молодежка должна играть в лигах уровнем ниже, а не вариться в собственном соку. И последнее — в чемпионате страны должны играть все клубы ПБЛ.
Мы гробим свой чемпионат, но ради чего? Все сравнивают с хоккеем, но там другая ситуация. Там нет клубных турниров в Европе. А у нас есть. Даже Финляндия какая-то бережет свой чемпионат, но не мы. Почему?