— Почему детей отдали именно в футбол?
— Я сам с 12 лет стал играть в футбол. Помимо этого увлекался хоккеем, но все же выбрал футбол. Но, так как с детства у меня не все в порядке с сердцем, то «дыхалки» не хватало. Это помешало мне достичь высоких результатов. Поэтому у меня цель: если у меня будут мальчики, постараться, чтобы они пошли в футбол. Когда дети родились, квартира у нас была маленькая, но мячей было огромное количество, штук сорок. От маленьких, для тенниса, заканчивая большими. Диму и Кирилла невозможно было найти, они зарывались в эти мячи. Я в то время играл в люберецком «Торгмаше» (сейчас ФК «Люберцы». — «Газета.Ru»), но все свободное время я посвящал занятиям с детьми. Сыновья бегали, занимались с мячом и ОФП. В три с половиной года я их уже отдал в первую секцию — спортивная гимнастика, спустя полгода они уже первое-второе место заняли. Потом ушу, потом плавание. И вот когда им было по четыре с половиной года, был экспериментальный набор в школу «Торпедо». После месяца тренировок тренер сказал: «Могу оставить только четверых». Никита Сурков, который сейчас в «Петротресте» играет, мои двое и еще один парнишка. С четырьмя работать нельзя? И мы пошли в школу «Динамо», ребята там полгода побегали, и, когда был набор в «Спартак», мы пошли туда. Николай Паршин (тренер СДЮШОР «Спартак») проводил набор, мы с ним знакомы, он и говорит: «Привел? Смотри, поблажек не будет». Говорю: «Да какие поблажки, я никогда ими не пользовался». Паршин был строг с моими, но справедлив. Потом Ивакин, затем Королев. Потом тренер, который не видел перспективы в моих детях, — и мы ушли в «Динамо».
— Получается, что вы хотели, чтобы дети играли именно в «Спартаке», но тренер их не видел?
— Да, мы ушли из-за тренера. Руководство просило подождать своего шанса, но я человек амбициозный, всегда сам всего добивался, без всяких поблажек, голову ни перед кем не преклонял — собрали вещи и ушли.
— Дмитрий и Кирилл в детстве занимались разными видами спорта. Не было желания направить усилия на что-то другое, кроме футбола?
— У них были отличные результаты в гимнастике, кикбоксинге, плавании и ушу. Да любой спорт, которым целенаправленно занимались, — они показывали хорошие результаты. Когда мальчишкам было по десять и в «Спартаке» было по три тренировки в неделю, мы ездили в Подольск в секцию кикбоксинга под патронажем ФСБ. Там были отличные результаты. Тренер сказал: «Оставляй их — в шестнадцать лет у них будет все!»
— Когда приняли решение, что футбол будет основным занятием детей?
— Когда Кириллу и Диме было по десять лет, я дал им право выбора. Они сказали: «Папа, можно футбол?» Говорю, ладно… Но вы знаете как это тяжело?! Из тысячи, дай бог, три-четыре заиграют в высшем дивизионе. Ответили, что будут стараться. Я поверил им, так и пошло.
— У вас уже трое внуков: два мальчика у Кирилла и девочка у Дмитрия. Хотите, чтобы они тоже стали профессиональными спортсменами?
— Кирилл, так как у него пацаны, настраивается на футбол. Опять же надо возить детей в секцию, а для этого надо жить в Москве. Мне будет тяжело это делать из Домодедово, а заниматься с Илюхой (старший сын Кирилла Комбарова. — «Газета.Ru») надо уже сейчас. Ему два, надо начинать общеразвивающими видами заниматься — легкая атлетика, плавание и гимнастика. И параллельно оттачивать футбольные навыки. Кирилл хочет. Я, в свою очередь, не против, но для меня важнее, чтобы ребенок получил общее физическое развитие.
— Насколько важно образование?
— Обязательно. Иностранный язык, минимум английский. Компьютер, но им сейчас все дети с пеленок умеют пользоваться.
— С мальчишками понятно. А внучка? Может, теннис? Он сейчас популярен в нашей стране.
— Да нет, теннис не люблю. Предпочтение — музыка, хореография и танцы. Но против тенниса я ничего не имею. На него надо много времени, надо постоянно возить, заниматься… Если родители готовы, то я не против.
— Все-таки в чем секрет успеха?
— Да все просто. Во-первых, дисциплина. Лет до двадцати ребенок должен слушаться только родителей. То есть совмещать — не то чтобы быть деспотом и внушать ему свое мировоззрение, а кнут и пряник. У ребенка на себя должно быть минимум времени — все остальное время надо его в чем-то задействовать. И тогда из него получится толк. Сто процентов!
Пусть не станет великим, но он будет дисциплинирован и будет четко понимать, как и чего он хочет достичь в жизни.
— На кого внуки похожи?
— На всех. Таня (жена Дмитрия Комбарова) говорит, что Ульяна (дочь Дмитрия Комбарова) на меня чем-то похожа. Даже сам Дмитрий говорит, что внучка похожа на деда. Но по характеру, мне кажется, больше на нас, Комбаровых. Заводные, живые, у нас «драйв» так и прет. У нас дом большой, спортивная площадка, мячи — детям есть где развлечься.
— Вот вы упомянули дом. Как дети помогают семье?
— Конечно, помогают. Все, что мы сейчас имеем, и этот дом — все их заслуга. Они очень благодарны за то, что мы с матерью вложили в них душу. Маму так вообще носят на руках. Она для них богиня. Вот, например, сейчас все вместе отдыхали три недели на море. Дети у меня нежадные, благотворительностью занимаются. Сейчас думают открыть футбольную школу в Домодедово.
— Вернемся к Дмитрию и Кириллу. Почему ушли из «Динамо» в «Спартак»?
— «Спартак» пригласил — мы согласились. На тот момент «Динамо» тренировал Божович, он никак не воспрепятствовал, да и руководство не пыталось удержать. Даже не было разговора, чтобы ребятам предложить остаться. От «Динамо» не было никакого порыва и рвения. Может, им были нужны деньги, в чем я сомневаюсь.
— Можно сказать, что «Динамо» спокойно отпустило их в другой клуб?
— Просто спокойно отпустили. Говорят, что они ушли из--за денег, — это не так.
— Во вторник Денис Глушаков перешел из «Локомотива» в «Спартак». Всем известно, что он близкий друг ваших сыновей. Как восприняли эту новость?
— Дети восприняли с радостью: они его и подталкивали. Он часто бывает у нас в дома. Они даже к нему в Ростовскую область ездили несколько раз. Он и Шунин — самые близкие их друзья.
— Это заметно даже по игре в сборной.
— Ну да. Питерские видят в сборной только Анюкова и Быстрова, играют даже только между собой.
А Глушаков, когда выходит, играет больше на Диму. Просто надо найти своего партнера в команде — и будешь чувствовать егоЭ это как флюиды. А там и игра тогда пойдет.
— Дмитрий регулярно вызывается в сборную. Как думаете, почему не зовут Кирилла?
— Капелло наигрывает сложившийся состав и до ЧМ в Бразилии ничего менять не будет. Да и состав там подобрался хороший. В данный момент в центре лучше Игнашевича и Березуцкого никого нет. Жалко, что Ещенко сломался. Отличный игрок: может и слева, и справа сыграть. А Кирилл мог бы составить конкуренцию некоторым игрокам защитной линии.
— Но в клубе такая же ситуация.
— Всему виной травмы. Он, когда перешел в «Спартак», был травмирован и два месяца не играл. Плюс одновременно с ними приобрели Макгиди. Хотя я считаю, что Кирилл не уступает ирландцу, получше играет в пас. Да и вообще Кирилл — командный игрок.
— Про тренерский период Эмери в «Спартаке» ходит много слухов. В чем все-таки причина его неудачи?
— Он не был для игроков авторитетом. Первые несколько месяцев было нормально, а потом потерял доверие команды. Тренер это почувствовал и сам начал терять интерес к руководству командой.
— Бытует мнение, что последний матч при Эмери футболисты проиграли намеренно.
— Глупость. «Спартак» никогда не пойдет на это. Просто не было настроя у команды, но это вина испанского специалиста. Футболисты бегали по полю с опущенной головой.
— Как в целом оцениваете прошлый сезон?
— Кто в лес, кто по дрова. Каждый сам с собой. А футбол — командная игра. Сравни «Барселону»: они не держат мяч, а играют в пас.
— Как вы считаете, почему спартаковские болельщики практически не критикуют Комбаровых и Диканя?
— Потому что после матчей, особенно проигранных, мои и Дикань всегда идут к трибунам — благодарить болельщиков за поддержку. Они никогда не забывают, для кого играют в футбол. Я их еще с детства этому учил. Сами выбрали Димку лучшим игроком прошедшего сезона в «Спартаке».
— Как часто вы посещаете матчи сыновей?
— Домашние посещаю все. А из выездных стараюсь посещать те страны и города, в которых еще не был. Вот, к примеру, на сборную в Португалию ездил.
— После игр дети звонят, делятся впечатлениями?
— Звонят. Первое, что спрашивают: «Пап, ну как?» Всегда отвечаю честно и жестко. То есть если плохо, говорю правду.
— Как оцените другое приобретение «Спартака» — Тино Коста?
— Отношусь предвзято. Из всех последних приобретений отмечу только Ромуло и Боккетти. Иностранцы приезжают сюда только из-за контракта. Команда их не интересует.
— РФПЛ разрешила «Спартаку» со следующего сезона размещать на футболках четыре звезды — как вы к этому относитесь?
— Психологически вроде как приятно. Но, не заслужив это, мне было бы противно носить незаслуженные регалии. Только если отдать дань уважения клубу.
— Как, по вашему мнению, сложится следующий сезон для «Спартака»?
— Как всегда, тяжело. Ни одного сезона не помню, чтобы «Спартаку» было легко, но все будет зависеть от тренерской руки — как Карпин их настроит перед сезоном и как пройдут предсезонные сборы. Мои настроены по-боевому. Все будет хорошо.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице российского футбола.