Мировой автоспорт наравне с рекордами скорости, гоночными подвигами и достижениями изобилует ужасными трагедиями. Автоспорт был и всегда будет одним из самых опасных видов спорта. Международная федерация автоспорта (ФИА) уже не первое десятилетие проделывает большую работу, направленную на улучшение безопасности как для участников гонок, так и для зрителей и волонтеров. После недавних инцидентов с гибелью волонтера на Гран-при Канады и смертью гонщика NASCAR Джейсона Леффлера наверняка будет ожесточен регламент и правила проведения при организации гонок различных серий.
Инцидент с гонщиков NASCAR произошел во время автошоу Night of Wings. Американский пилот попал на своей автомобиле в серьезную аварию на гоночном треке в Нью-Джерси.
До сих пор еще достоверно не известно, что именно стало причиной трагедии. Эксперты и организаторы шоу никак не комментируют инцидент. В трансляции было видно, что во время грязевой гонки передние колеса машины заблокировались, после чего она врезалась в бетонное ограждение. Джейсона вытащили из машины и на вертолете доставили в госпиталь, где 37-летний спортсмен, не приходя в сознании, скончался. Сразу же после аварии гонку остановили, а шоу, транслировавшееся на американском телеканале ESPN, прекратили и не стали возобновлять.
Джейсон Лаффлер был опытным гонщиком. Однако большую часть своей карьеры провел во второй по значимости серии – Nationwide, где не раз становился победителем. В элитной серии Sprint Cup гонщик провел 71 заезд, но в квалификации побеждал лишь однажды. В 2011 году Джейсон потерял контракт со SprintCup и был вынужден выступать в соревнованиях рангом ниже. В роковой гонке Леффлер боролся за главный приз в размере 7000 долларов.
1955 год «24 часа Ле Мана», Пьер Левег
Одна из самых страшных трагедий в истории автоспорта произошла на знаменитой и старейшей из ныне существующих гонок на выносливость — «24 часа Ле Мана» — в далеком 1955 году. На исходе 35 круга автомобиль, которым управлял французский гонщик Пьер Левег, на большой скорости врезался в трибуну со зрителями. Гоночный болид разлетелся на части, а детали кузова и двигателя полетели прямо в болельщиков. В результате аварии погиб сам гонщик и 82 зрителя. После этого происшествия стали повсеместно усиливаться меры безопасности, не только на кольцевых гонках, но и во всех других видах и сериях автоспорта. В частности, в Швейцарии был принят закон, запрещающий проведений состязания с участием моторного транспорта. А команда «Мерседес-Бенц» вплоть до 1987 года покинула автоспорт.
1964 год «Инди-500», Дэйв Макдоналд
«500 миль Индианаполиса» является самой популярной гонкой в Северной Америке и одной из трех самых престижных в мире наряду с «Гран-при Монако» и «24 часа Ле-Мана». Но гонка 1964 года запомнится всем любителям автоспорта исключительно своими трагическими событиями . Дэйв Макдональд в тот год дебютировал на «Инди-500» в качестве пилота «Форда». Из-за отказа тормозной системы его болид врезался в бетонное ограждение. Огромное облако черного дыма, образовавшееся из-за возгорания автомобиля, заволокло большой участок трассы и лишило многих участников видимости. Организаторам пришлось на несколько часов остановить гонку. В результате массового столкновения пять гонщиков получили различные травмы, а двое погибли.
1978 год. Гран-при Италии, Ронни Петерсон
Четырнадцатый этап чемпионата мира по автогонкам в классе «Формулы-1» в сезоне 1978 года был рекордным по количеству машин, принявших участие в столкновении (более многочисленных завал случился только в 1998 году в Бельгии, когда столкнулись более 30 машин, но все обошлось без смертей).
Во время старта гонки судья, отвечавший за переключение сигналов стартового светофора, дал сигнал к началу гонки в тот момент, когда автомобили, занимавшие первые ряды стартовой решетки, уже стояли на своих местах, а машины в задних рядах ещё двигались к своим позициям. Из-за преждевременного включения зелёного сигнала светофора аутсайдеры получили преимущество в скорости и на входе в первый поворот оказались рядом с лидерами. В столкновении участвовали в общей сложности 11 машин. 9 гонщиков серьезно пострадали. А «Лотус» шведского пилота Ронни Петерсона, врезавшийся в соседний болид, не выдержал сильного удара и в буквальном смысле отлетел в отбойник и загорелся. Еще до того как машину полностью охватило пламя гонщика удалось вытащить, но от полученных травм и многочисленных ожогов Ронни Петерсон скончался в больнице.
1994 год. Гран-при Сан-Марино, Айртон Сенна
Этап чемпионата мире в итальянской Имоле стал самым трагичным за последние 20 лет. Гран-при был омрачен гибелью трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны. А еще до гибели «Бразильского волшебника» в самом начале гонки на первом повороте столкнулись Педро Лами и Юрки Ярви Лехто. Большие куски кузова болидов травмировали трех зрителей. О причинах гибели Сенны по сей день ходит множество версий, а участок трассы «Тамбурелло» стал синонимом опасности для всех гонщиков мира.
Это была не единственная смерть на этапе. За несколько дней до гибели Айртона Сенны на той же трассе во время квалификации произошла еще одна трагедия. Австриец Ролан Ратценбергер на скорости 314 км/ч врезался в отбойник.
Cпециалисты из мира автогонок назвали день проведения Гран-при Сан-Марино «самым черным днем автогонок».
Победителем после рестарта заезда стал Михаэль Шумахер. На пресс-конференции после гонки Шумахер сказал, что он не чувствует удовлетворения от победы и не может чувствовать себя счастливым.
2005 год. Квалификация чемпионата NHRA, Скотт Калитта
Во время квалификационного заезда по дрэг-рейсингу NHRA загорелся автомобиль 46-летнего Скотта Калитты. Во время заезда автомобиль успел развить скорость в 460 км/ч, после чего машину моментально охватило пламя. Огонь уничтожил тормозные парашюты, которые могли бы замедлить движение, и машина на огромной скорости въехала в гравийную ловушку. После чего раздался взрыв. Пилот скончался от многочисленных ранений сразу после того, как был доставлен в госпиталь.
Сразу после трагедии организаторы заявили, что автомобили, выступающие в соревнованиях NHRA (Национальная ассоциация дрэг-рейсинга), были подготовлены на самом высоком уровне и являются одними из самых безопасных во всем автоспорте: предусмотрена система пожаротушения, кузов обеспечивает сохранение необходимого жизненного пространства при столкновении. Гоночные треки, где проходят заезды, полностью удовлетворяют высоким требованиям безопасности. Тем не менее, на заездах по дрэг-рейсингу часто возникают аварии, которые приводят к серьезным травмам спортсменов.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице автоспорта.