На конвенции «Спорт Аккорд», проходящей в Санкт-Петербурге, атмосфера демократичная. Можно запросто пообщаться с высокопоставленными спортивными чиновниками и прославленными олимпийскими чемпионами. Корреспондент «Газеты.Ru» взял эксклюзивное интервью у Вячеслава Фетисова.
— В каком качестве вы присутствуете на «Спорт Аккорде»?
— Вот уже третий срок подряд возглавляю комиссию спортсменов при Всемирном антидопинговом агентстве. Это выборная должность, и очень приятно, что спортсмены со всего мира доверяют мне. Вопросы борьбы с допингом занимают важное место в повестке дня конвенции.
— Президент МОК Жак Рогге после избрания на этот пост в Москве назвал борьбу с допингом своим приоритетом. Удалось ли ему за 12 лет добиться каких-то успехов или это была борьба с ветряными мельницами?
— Мне кажется, что любой из кандидатов на пост президента МОК вопросы борьбы с допингом поставит на первое место в своей предвыборной программе.
Они у всех на слуху, и любой допинговый скандал может в одночасье подорвать авторитет руководителя международной федерации или национального олимпийского комитета.
С 2003 года я работаю в ВАДА и достаточно глубоко погружен в эти проблемы. Сейчас МОК объявил настоящий крестовый поход против тех, кто добывает медали за счет фармакологии. Пробы призеров хранятся десять лет, и если за это время разрабатывается новая методика по обнаружению запрещенных препаратов, медалей лишают независимо от былых заслуг.
— Сейчас такие меры приняты в отношении триумфаторов Игр 2004 года в Афинах, но они должны передать свои награды тем, кто вообще не проходил допинг-контроль…
— По крайней мере у шести сильнейших в каждой дисциплине допинг-пробы берут. Конечно, спортивный принцип в ходе таких пертурбаций нарушается. О чемпионах, пусть даже и лишенных званий, помнят, а кто там занял пятое место, а затем получил награду, мало кто знает. Возглавляемая мною комиссия вообще выступает за радикальные меры.
Пожизненно дисквалифицировать спортсмена нужно уже за первое употребление запрещенных препаратов.
Может быть, осознание того, что тебе грозит наказание, повлияет на любителей «химичить».
— Не могу не поинтересоваться хоккейным проектом, инициатором и движущей силой которого вы были. Каким вы видите хоккейный клуб во Владивостоке?
— За последнее десятилетие мне довелось поучаствовать во многих удачных проектах, от продвижения заявки Сочи-2014 до создания КХЛ. Не сомневаюсь, что хоккей во Владивостоке будет.
— Вы не раз говорили, что Дальний Восток должен стать площадкой для продвижения хоккея на очень перспективный в плане бизнеса азиатский рынок. Выбор на драфте японского хоккеиста Сому Идзуми — первый шаг в этом направлении?
— Безусловно, это некий политес. Нормальный ход в плане бизнеса, который не должен слишком уж негативно отразиться на спортивных успехах команды. Специалисты смотрели этого парня и говорят, что уровень КХЛ он вполне потянет.
— Сейчас многие футболисты, приезжающие в российскую премьер-лигу, требуют надбавку к контракту, на которую претендовали бы в Европе, за экстрим. В базирующихся на Дальнем Востоке клубах КХЛ такая практика неизбежна?
— Некоторые футболисты, приезжающие играть в Россию, почему-то считают, что делают нам колоссальное одолжение, а менеджеры наших клубов потакают им в этом.
Между тем стоит присмотреться к опыту других лиг. В НХЛ ты можешь подписать контракт с «Ванкувером», а на следующий день оказаться в Бостоне.
И никто не скулит, что нужно летать с атлантического побережья на тихоокеанское, проводя по 12 часов в воздухе. Владивосток ничем не хуже любого российского города в европейской части страны. По части обеспечения морепродуктами и икрой даже лучше.
— Тем не менее проблема участия дальневосточных команд в элитных российских лигах существует, и не стоит закрывать на нее глаза…
— Вся беда в том, что российские клубы во главу угла ставят собственные интересы, а не интересы всей лиги. У Павла Буре никто не спрашивал, нравится ли ему летать из Ванкувера в Нью-Йорк или Монреаль. Подписал контракт — будь добр, выполняй его. У нас на моих глазах просто выдавливали из премьер-лиги владивостокский «Луч-Энергию», за который болел весь край. Никто не хочет видеть в Единой лиге ВТБ «Спартак-Приморье». А ведь во Владивостоке живут граждане России, которые платят такие же налоги, как в Перми или Казани, а стало быть, имеют право смотреть спортивные зрелища не только по телевизору. Сейчас построен лучший на Дальнем Востоке дворец, который нужно заполнить зрителями. После того что случилось с дальневосточными футболом и баскетболом, приход в регион такого бренда, как КХЛ, — это круто. Со стороны лиги это правильный шаг.
— Клуб из Владивостока будет ставить задачу в ближайшие сезоны пробиться в плей-офф Кубка Гагарина?
— Все будет зависеть от профессионализма игроков, тренеров и менеджеров. Хоккейный проект поддерживает администрация края, с пылом взялся за него выросший на Дальнем Востоке Александр Могильный. Надеюсь, что наше детище будет радовать владивостокских болельщиков.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице хоккея.