07 ноября 2023, 19:10
Фото
«Нет заслуг, кроме уничтожения»: как Ленин изуродовал Москву в первую годовщину революции
<b>Оторванная голова памятника Александру III в Москве во время его разрушения</b>
<br><br>
Ленин вдохновился идеями итальянского философа-утописта Томмазо Кампанеллы – автора знаменитого «Города Солнца», написанного в начале XVII века.
<br><br>
«Вы помните, что Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. <...> Пожалуйста, не думайте, что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно», – добавил Ленин.
<br><br>
Сказано – сделано. Отдел изобразительных искусств Наркомпроса должен был составить списки памятников, подлежащих сносу («в честь царей и их слуг»), устроить конкурс памятников «в ознаменование великих дней Российской социалистической революции», поменять старые гербы, названия улиц и так далее – чтобы отразить «идеи и чувства революционной России». И, наконец, к Первомаю украсить Москву.
<br><br>
Декрет к нужному сроку выполнен не был из-за организационной путаницы и волокиты. Только Кремль обмотали красным кумачом и задрапировали старые русские символы.
<br><br>
Перед тем, как ставить новые памятники, было решено сбросить старые – чтобы народ не путался и понимал, кто теперь власть. Был разрушен памятник Александру III – его, по сути, четвертовали, демонтировав огромную металлическую голову в царской короне и отделив другие части «тела» статуи. Процесс засняли на киноаппарат и крутили по синематографам всей страны.
Wikimedia Commons
<b>Памятник Радищеву 1918, архитектор Владимир Шервуд </b>
<br><br>
В июле 1918 года Ленин обсуждал на заседании Совнаркома вопрос о постановке 50 памятников в Москве – «великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства».
<br><br>
Отдельно лидер большевиков выбрал писателей: кроме русских классиков Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого и Достоевского там были идеологически близкие «предтечи» – Белинский, Радищев, Чернышевский.
<br><br>
Скульпторам было решено платить за бумажный макет памятника по 700 рублей, за скульптурный – по 1 тыс. руб. Пуд (16 кг) хлеба в городах тогда стоил порядка 150 рублей, так что премия примерно была равна средней зарплате рабочего (но тогда это не было средней зарплатой – рабочие получали больше других).
<br><br>
Народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский в докладной записке писал о главной трудности затеи: скорость не должна быть достигнута за счет невысокой художественной ценности монументов.
<br><br>
В Москве и Петрограде открыли почти одновременно два одинаковых бюста вольнодумцу екатерининской эпохи. Создал их архитектор Леонид Шервуд, главный деятель по реализации плана монументальной пропаганды.
<br><br>
Это были первые памятники советской власти. Петроградский Радищев стоял между Зимним дворцом и Адмиралтейством, открыт был в конце сентября 1918 года «при громадном стечении народа и параде революционных войск». Но продержался он лишь до 1919 года – размок из-за шторма.
<br><br>
Московский брат-близнец был открыт 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Он дожил до наших дней и сейчас хранится в фондах Музея архитектуры.
Wikimedia Commons
<b>Памятник Скобелеву в 1918 году и его снос (коллаж)</b>
<br><br>
Особого упоминания заслуживает снесенный конный памятник «белому генералу» (из-за цвета коня и кителя) Михаилу Скобелеву, покорителю Туркестана и герою Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Он был установлен в 1912 году на Тверской площади. Военачальник изображен верхом на вздыбленном скакуне. В руках генерал держал шашку, а на постаменте в атаку шли увлеченные им солдаты.
<br><br>
Многие современники монумент не любили – «Памятник должен изображать всадника, который вылетел из ворот Тверской пожарной части и на фоне каланчи лихо несется вскачь на высоте своего пьедестала прямо на генерал-губернаторский дом и только что не кричит «Разойдись!»
<br><br>
Так или иначе весной 1918 года монумент повалили. Якобы по инициативе рабочего коллектива завода Гужона, а власть большевиков тут как будто была ни при чем. На месте снесенного «белого генерала» устроили трибуну для первомайской демонстрации. В ноябре 1918 года на площади открыли Монумент советской конституции.
Wikimedia Commons
<b>Памятник Конституции со своей статуей Свободы, Москва</b>
<br><br>
Этот обелиск ругали за пошлость. «Обелиск с ангелом — вестником мира, пальмой и медными страницами Конституции (с художественной точки зрения произведение банальное и мещански безвкусное)», – писал хорватский писатель Мирослав Крлежа, побывавший в Москве в 1925 году.
<br><br>
Сам монумент Советской Конституции был с точки зрения программы монументальной пропаганды ключевым символом. Кирпичи для обелиска взяли из разрушенных стен полицейского околотка, находившегося рядом.
<br><br>
Открыть памятник хотели к 7 ноября 1918 года – первой годовщине революции. Но не успели – не сделали фигуру женщины во фригийском колпаке (символе свободы времен Французской революции).
<br><br>
Высота обелиска составляла 26 метров, постамент был прикрыт картонками с разными лозунгами. На фанерных листах были приведены выдержки из первой конституции РСФСР.
<br><br>
Спустя несколько месяцев, в июле 1919 года, памятник «переоткрыли». Добавили статую Свободы – с крыльями, в античной тунике, наподобие Ники Самофракийской (скульптор Николай Андреев). В одной руке Свобода держала «арбуз» – так москвичи прозвали сферу из камня в руке статуи.
<br><br>
Отлита статуя была из бетона – случай неслыханный. В цемент Андреев добавил гранитную крошку – для иллюзии «каменности».
<br><br>
Постепенно памятник стал разрушаться – он ветшал, и в итоге его снесли под предлогом реконструкции улицы Горького (Тверской). По одной из версий, ее хотели заменить на памятник Сталину.
Обелиск взорвали весной 1941 года.
Иван Шагин/РИА Новости
<b>Памятник Перовской, Москва 1918, скульптор И.Ф. Рахманов + Памятник Халтурину, Москва, скульптора С.С. Алешина</b>
<br><br>
В 1918 году в «Известиях» опубликовали ленинский список личностей, которым в Москве должны были непременно поставить памятники. Там был 31 революционер – начиная со Спартака и Брута, продолжая политэкономистами Марксом, Энгельсом и Бебелем, и заканчивая Степаном Разиным, Маратом, декабристами Пестелем и Рылеевым, цареубийцей Каляевым, народоволкой Софьей Перовской.
<br><br>
Перед западным фасадом университета Шанявского (современный РГГУ; открыл его генерал и исследователь Альфонс Шанявский) в 1918 году были открыты памятники народоволке и цареубийце Софье Перовской и террористу Степану Халтурину.
<br><br>
«Сугубо реалистическая полуфигура с задумчивым, сосредоточенным лицом», – описывали статую террориста очевидцы. По легенде, Казимир Малевич, бывший на церемонии открытия монумента 7 ноября 1918 года, потерял дар речи – от «засученных рукавов и выражения лица, наводящих ужас». Памятник признали неудовлетворительным и вскоре разобрали.
Примечательно, что оба памятника были издевательски открыты на площади Миусской, тогда известной как улица имени 19 Февраля 1861 года. Именно в этот день Александр II подписал манифест об освобождении крестьянства и отмене крепостного права.
Wikimedia Commons
<b>Памятник Робеспьеру (скульптор Беатриса Сандомирская) в Александровском саду </b>
<br><br>
Памятник в честь одного из кровавых деятелей эпохи Французской революции был дебютной работой студентки Московского училища живописи Беатрисы Сандомирской. Его воздвигли у Итальянского грота в Александровском саду 3 ноября 1918 года. Первые лица советской страны произносили речи с трибуны, но уже к 7 ноября памятник Робеспьеру рухнул, расколовшись на множество мелких осколков.
<br><br>
Газета «Правда» утверждала, что его взорвали гранатой белогвардейцы. Однако «Известия» сообщали, что Робеспьер рассыпался из-за смещенного центра тяжести. К тому же бетонный памятник пропитался дождевой водой и треснул, когда она замерзла.
Wikimedia Commons
<b>Памятники Никитину и Кольцову, Москва</b>
<br><br>
В один день с Робеспьером в Москве открыли памятник поэту Ивану Саввичу Никитину. Статую из гипса сделал скульптор Александр Блажиевич (Блажис), литовец, в 1922 году уехавший в США.
<br><br>
Памятник находился возле Китайгородской стены, на Театральной площади, прямо посреди розария.
<br><br>
По соседству в тот же день открыли памятник поэту и купцу Алексею Кольцову. На церемонии читал стихи Сергей Есенин. Кольцов был известен как первый поэт, воспевший внутренний мир крестьянина, а Никитин считался его преемником.
<br><br>
Оба памятника были сделаны из гипса временно – впоследствии их хотели создать в бронзе. Но не судьба – Никитин и Кольцов быстро пропитались водой и разрушились.
Простояли гипсовые поэты-народники меньше года.
Wikimedia Commons
<b>Памятник Тарасу Шевченко, Москва</b>
<br><br>
Памятник украинскому поэту Тарасу Шевченко скульптора С.М. Волнухина в 1918 году установили на Рождественском бульваре.
«Гипсовую скульптуру на деревянном постаменте установили в Москве… Этот день был настоящим праздником для трудовой Москвы. На площади было полно люда. Состоялся торжественный митинг.
<br><br>
Через два роки (года. – «Газета.Ru»), когда закончилась гражданская война, решили построить гранитный постамент. Бюст Кобзаря, которого вы видите на этой открытке, опять перевезли в мастерскую автора. Но случилось так, что С.М. Волнухину пришлось переехать в Новороссийск. Он надеялся там завершить скульптуру, но через год умер», – писал некто М. Забочень в редакцию журнала «Украина» в 1963 году.
<br><br>
К слову, Волнухин оставил после себя немало памятников еще дореволюционных – например, именно ему принадлежит фигура первого русского книгопечатника Ивана Федорова, установленная в 1909 году возле Лубянки.
Wikimedia Commons
<b>Памятник Каляеву, Москва</b>
<br><br>
Одной из первых жертв монументальной пропаганды пал каменный крест, установленный в Московском Кремле на месте убийства градоначальника великого князя Сергея Александровича. В церемонии принимал участие лично Ленин.
<br><br>
К первой годовщине революции неподалеку был также открыт памятник убийце князя – эсеру Ивану Каляеву. Монумент поставили у входа в Александровский сад.
<br><br>
При этом на доске с подписью имя Каляева привели с ошибкой, указав неправильное отчество – Петрович вместо Платоновича.
<br><br>
На деревянном постаменте бюст эсера энергично пробивается сквозь некие волны, набегающие на торс.
<br><br>
«…Видел и вновь открытый памятник социалисту Каляеву. На одной стороне пьедестала написано: «Уничтожил Велик. Кн. Сергея Романова». На других сторонах ничего нет. Значит, нет и других заслуг, кроме «уничтожения»?!» – вспоминал в своем дневнике москвич, бывший владелец пароходной компании Никита Окунев.
Вскоре памятник Каляеву куда-то пропал.
Wikimedia Commons
<b>Памятник Марксу и Энгельсу, Москва</b>
<br><br>
Памятник немецким философам Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу был открыт в Москве в годовщину Октябрьской революции, в 1918 году. На открытии монумента авторства С.А. Мезенцева выступал Ленин.
<br><br>
Деревянный постамент гипсовой парной статуи был обмотан кумачом с лозунгом: «Революция — вихрь, отбрасывающий назад всех ему сопротивляющихся».
<br><br>
Сохранилась даже речь лидера большевиков в тот день, вот отрывок из нее:
<br><br>
«Несказанные ужасы империалистской бойни народов вызывают всюду геройский подъем угнетенных масс, удесятеряют их силы в борьбе за освобождение. Пусть же памятники Марксу и Энгельсу еще и еще раз напоминают миллионам рабочих и крестьян, что мы не одиноки в своей борьбе!»
Wikimedia Commons
<b>Памятник выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся, Москва</b>
<br><br>
Большевики не только открывали новые памятники, но и переделывали старые. В Александровском саду летом 1914 года была открыта стела архитекторов Власьева и Всеволжского – в честь 300-летия дома Романовых. Ее украшали гербы императорского дома, а высечены там были имена всех русских монархов.
<br><br>
Сносить такое капитальное сооружение новые власти почему-то не захотели – и Ленин придумал просто изменить смысл памятника. Герб сбили выстрелами латышские стрелки, старые надписи стесали и на их месте выбили Р.C.Ф.С.Р., призыв к пролетариям всех стран – соединяться и список из 19 имен (утвержденных Лениным). Первыми шли Маркс и Энгельс. «Московским Совдепом на эти цели выделено 150 тыс. рублей», – сообщала «Правда» в 1918 году.
<br><br>
В 2013 году обелиск реконструировали – правда, с многочисленными ошибками и несоответствиями историческому оригиналу.
Wikimedia Commons
<b>Памятник М.А. Бакунину, скульптор Б.Д. Королев</b>
<br><br>
Самый кубофутуристический памятник советской монументальной пропаганды – статую известного анархиста Бакунина – создал молодой скульптор Борис Королев, рьяный авангардист.
<br><br>
По задумке кубы и формы должны были выразить мятежный дух революционера.
<br><br>
Открыт памятник официально так и не был – он стоял, закрытый досками. Говорят, в холодную зиму 1918 года москвичи просто растащили их на дрова.
Сведения о кубическом Бакунине разнятся. То ли он стоял у Мясницких ворот, где сейчас Грибоедов, то ли на Тургеневской площади, неподалеку от современного памятника Шухову.
«Всех превзошел скульптор К. В течение долгого времени люди и лошади, ходившие и ездившие по Мясницкой, пугливо косились на какую-то взбесившуюся фигуру, закрытую из предосторожности досками. Это был Бакунин в трактовке уважаемого художника», – писал Луначарский. Сделан Бакунин был из железобетона. Но из-за возмущения рабочих масс памятник было решено убрать примерно через месяц после установки. Сохранились его немногочисленные макеты. На самом деле этот памятник был не так уж и плох – просто не увязывался с эстетическими представлениями большевиков, к авангардизму относившихся крайне скептически.
<br><br>
К сожалению, не сохранилось фото московского памятника немецкому литератору Генриху Гейне. Характерное описание оставил русский поэт Вениамин Ходасевич:
<br><br>
«Какой-то чахоточный господин с бородкой сидел в кресле, а у ног, ластясь, примостилась полуголая баба с распущенными космами — не то Лорелея, не то Муза. Памятник сделан был из какой-то белой дряни и внутри пуст.
<br><br>
Зимой 1921 года я проходил мимо него. У Гейне нос был совсем черный, а у Лорелеи отбили зад, на месте которого образовалась дыра, наполненная грязной бумагой, жестянками и всяким мусором. Детей не было, не было даже ворон на голых деревьях».
Wikimedia Commons
<b>Памятник «Степан Тимофеевич Разин с ватагою»</b>
<br><br>
Деревянный памятник атаману Стеньке Разину был открыт в 1919 году в годовщину казни знаменитого казака.
<br><br>
Скульптор – Сергей Коненков, получивший прозвище «русского Родена». В своих мемуарах он вспоминал, что большую дискуссию при создании памятника вызвал вопрос о персидской княжне – нужно ли изображать брошенную в Волгу барышню или нет?
<br><br>
«Я пошел в Совет казачьих депутатов. <...> Молодые говорили:
— Зачем Разина — революционного героя — в компании с бабой изображать? <...> На это им бородатые витязи Октябрьской революции повторяли свой тезис:
— Степан Тимофеевич сказал: «Ничего не пожалею ради дружбы казацкой, ради товарищества», так и поступил, а раздор-то был из-за бабы, этой самой персидской княжны.
Так в композиции «Степан Разин с ватагой» волею красных казаков-ветеранов оказалась персидская княжна».
<br><br>
Памятник открывали с помпой, выступал Ленин. Открытие на Красной площади монумента разбойнику вызвало множество сплетен и шуток – вот, дескать, до чего красные страну довели.
<br><br>
Через 25 дней деревянную статую по-тихому убрали в музей.
Wikimedia Commons
Вскоре после Октябрьской революции лидер большевиков Владимир Ленин выдвинул идею монументальной пропаганды. Памятники кумирам-революционерам полезли в Москве и Петербурге как грибы после дождя – всего несколько десятков, чтобы воспитывать новые поколения и утверждать триумф власти советов. Дождь же эти скороспелые памятники из дешевых материалов быстро губил – некоторые из них таяли, какие-то лопались, какие-то вызывали смех и отвращение, а некоторые статуи взрывали Сталин и белогвардейцы.
В годовщину Октябрьского переворота «Газета.Ru» собрала самые уродливые и нелепые памятники первых лет советской власти.