В текущих реалиях создание отечественных БАС является одним из важнейших направлений для повышения уровня технологического суверенитета страны, заявил первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов на совещание с производителями беспилотных авиационных систем (БАС).
По его словам, основой для прорывного развития отрасли и консолидации ее ключевых игроков должен стать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем, разработка которого ведется по поручению президента РФ.
«В рамках этой работы мы должны «открыть небо» для беспилотников с точки зрения изменения регуляторики, а также создать технические средства контроля и управления движением беспилотников. Помимо этого, мы должны обеспечить мерами поддержки отечественных производителей (как самих беспилотников, так и производителей комплектующих) и рынка в целом», — подчеркнул он.
При этом Белоусов считает, необходимо стимулировать спрос на услуги с использованием БАС в отраслях экономики, сформировать комплексный государственный заказ на беспилотники, организовать профильное образование и насытить отрасль кадрами, а также создать удобную систему сертификации беспилотников, а также обеспечить безопасность их использования.
Как отметил замглавы Минпромторга России Василий Осьмаков, первая большая задача – это развитие спроса, которая включает в себя открытие новых сегментов рынка и снятие избыточных ограничений для применения беспилотников. Второй большой блок, по его словам, это стимулирование разработки серийного производства отечественных беспилотных систем и комплектующих.
«Здесь будем задействовать два наших базовых инструмента поддержки. Во-первых, Фонд развития промышленности, который уже работает с первыми заявками. Во-вторых, запустим программу грантовой поддержки разработки комплектующих через Агентство технологического развития», — сказал он.
Также Осьмаков анонсировал создание отдельного структурного блока Минпромторга России, который сфокусируется на задачах поддержки отрасли.
В свою очередь, замглавы Минпромторга России Максим Колесников подчеркнул, что министерство в рамках механизма экспериментального правового режима создает условия для апробации и последующего масштабирования инновационных технологий, в том числе беспилотных авиационных систем.
«В прошлом году запущены 2 таких ЭПР для доставки грузов дронами-беспилотниками в 5 регионах. Механизм ЭПР постоянно совершенствуется благодаря открытому диалогу с бизнесом и отраслевыми регуляторами», — сказал он.
Генеральный директор ООО «Транспорт будущего» Юрий Козаренко рассказал, что компания за полтора года разработала авиасистемы взлетной массой 700 кг с полезной нагрузкой до 200 кг. В том числе более 70% структурных элементов – собственного производства.
«Объединив усилия бизнеса, государства и науки, мы можем буквально в течение нескольких лет сделать доступными технические решения, которые еще несколько лет назад казались возможными только в далеком будущем», — считает он.