Детский психолог объяснила, каким детям полезны компьютерные игры

Freepik

Несмотря на то что компьютерные игры в младшем возрасте могут обернуться для ребенка сенсорной перегрузкой и обострением симптомов, например, СДВГ, у большинства детей они стимулируют интеллектуальное развитие. Об этом «Газете.Ru» рассказал клинический психолог детской клиники Фэнтези Мария Макухина. Она объяснила, чем могут навредить игры обоим категориям и как не допустить игровую зависимость у детей.

По словам эксперта, влияние компьютерных игр на детей нужно оценивать в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

«Для ребенка с «подвижной» – легко реагирующей и возбудимой нервной системой — долгие компьютерные игры могут обернуться сенсорной перегрузкой и обострением симптомов, например, СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

У нейротипичных же детей со стабильной нервной системой те же игры стимулируют интеллектуальное развитие, помогают улучшать реакцию и способность концентрироваться. Кроме того, увлечение играми открывает дорогу к успеху в популярных сейчас киберспорте, кодинге, веб-дизайне и гейм-дизайне», – сообщила Мария Макухина.

Тем не менее, добавила психолог, это не значит, что влияние игр, например, на нейротипичных детей, будет только положительным. Слишком большое количество экранного времени все равно повышает риск развития ожирения, нарушения сна, проблем с осанкой, головных болей напряжения.

У детей с подвижной «нервной» системой долгие игры, помимо прочего, приводят к повышению тревожности, ухудшению внимания, появлению депрессивной симптоматики. Кроме того, если у ребенка есть склонность к формированию зависимостей, долгие компьютерные игры – прямая дорога к игромании.

«Поскольку многие игры представляют собой имитацию реальной жизни, мозг, обрабатывая полученную информацию, воспринимает ее как реальность. Поэтому тело на нее тоже реагирует. Например, мышечным напряжением в сценах с агрессией, вздрагиванием в ответ на неожиданные события.

И даже у людей, не склонных к зависимостям, игры вызывают поведение, похожее на аддиктивное. Ведь игра – это приятное времяпровождение, и определенные зоны головного мозга в ответ на него вырабатывают «гормон удовольствия» дофамин. Мозг связывает игры и дофамин, и человек стремится испытать эти приятные ощущения снова», – констатировала психолог.

Она отметила, что чрезмерной увлечение компьютерными играми не бывает без причины. Так, ребенку может быть скучно, у него могут быть проблемы с общением в реальной жизни, плохие отношения с родителями, сложности с учебой – все, от чего хочется сбежать в виртуальную реальность.

«Часто родители запрещают играть детям в компьютерные игры, думая, что тогда он сам займется чем-нибудь более «полезным». Такие запреты неэффективны, если родители не предлагают равноценной альтернативы, которая тоже приносит достаточное количество дофамина. Поэтому задача родителя эту альтернативу создать. Также имеет смысл договориться с ребенком о правилах, например, никаких гаджетов во время еды, перед сном», – рекомендовала эксперт.

Психолог добавила, что важно быть для ребенка примером и не демонстрировать «неотрывность» от гаджетов и самостоятельно. Кроме того, если родители договорились о правилах, они должны распространяться на всех членов семьи.

«Не запрещайте ребенку играть в игры, но помогите ему соблюдать баланс. Также можно поиграть компьютерную игру вместе, чтобы понять, чем ребенок интересуется и что его привлекает в игре – без осуждения и нотаций, а с искренним интересом», – заключила психолог Макухина

Ранее психолог Самбурский объяснил, как сказки могут навредить детской психике.