Психолог Самбурский объяснил, как сказки могут навредить детской психике

Психолог дал советы родителям, как читать детям сказки, не навредив их психике

Pexels

Когда детям читают сказки, они часто отождествляют себя с их персонажами и проносят эти образы через всю жизнь. При этом они запоминают не всю сказку, а только наиболее поразившие их эпизоды, что может привести к травматизации отрицательно сказаться на психике и будущем. Об этом «Газете.Ru» рассказал клинический психолог Станислав Самбурский.

По словам эксперта, при работе со взрослыми клиентами удается обнаружить сказку, которая запала им душу еще в детстве, а затем определила весь их жизненный путь.

«Прочитанные в детстве сказки часто становятся неким алгоритмом, по которому человек живет, ориентируясь на который принимает решения и действует в реальных жизненных ситуациях. При этом подсознательное «пристрастие» к сказкам или конкретным персонажам может мешать или наоборот помогать человеку во взрослой жизни, ведь каждый читает и понимает сказку по-своему, поэтому и «выхлоп» всегда разный», – сообщил клинический психолог.

Он отметил, что чаще всего взрослые вспоминают не всю сказку, а лишь эпизод или деталь, которая их поразила. Одно и то же произведение может как позитивно, так и негативно влиять на психику.

«Одна клиентка рассказала, что с детства помнит сценку из сказки про гадкого утенка. Будучи ребенком, она переживала, что его хотел заклевать весь скотный двор. 4-летняя девочка настолько прочувствовала отверженность героя, что, повзрослев, с трудом может общаться с людьми. Даже минимальный разговор в лифте с коллегами из другого отдела для нее – серьезное испытание», – рассказал Станислав Самбурский.

Однако, по его словам, та же книжка часто становится и сценарием успешных людей. А разница заключается в восприятии эпизодов.

Он отметил, что дети воспринимают сказки и описанные ситуации буквально, а задача родителей — объяснить, кто из героев делает правильно, а кто поступает плохо и почему, рассказывать, как стоит себя вести в различных ситуациях и избегать черно-белой оценки любой ситуации.

«Не стоит бояться сказок – они нужны детям, но, чтобы они приносили пользу, важно учесть два простых правила. Первое: сказок должно быть много и с разнообразными сюжетами, так картина мира ребенка будет яркой. Второе: нужно устраивать семейные чтения, в которых родитель сможет объяснить то, что может напугать, опечалить и взволновать ребенка. Кроме того, общий опыт остается навсегда, а совместное чтение сказок отличная возможность сделать контакт родителей с детьми еще более прочным», – констатировал эксперт.

Также он посоветовал родителям выделять персонажей, чей пример кажется им положительным, и заострять внимание на тех моментах в книге, которые являются наиболее важным для воспитания и примера.

«Позже вы можете вернуться к этим моментам и обсудить их еще раз, дав возможность ребенку порассуждать. Вы можете играть с детьми в любимые сказки или разобрать сказку на роли, устроить домашний спектакль – это все ребенок будет делать с довольствием. Дети гораздо больше ценят время, проведенное с родителями, чем проведенное наедине с самими собой», – заключил психолог Самбурский.

Ранее стало известно, что россияне в 5 раз чаще стали обращаться к психологам и психотерапевтам в телемедицине.