Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков рассказал, что из себя представляет закон «о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», и почему для России было важно его принять. Закон вступил в силу 1 декабря.
Он подчеркнул, что закон стал результатом долговременной системной работы огромного количества российских ведомств, служб, а также экспертного и гражданского сообществ.
«Этот весьма своевременен. Мы понимаем, что в мире обостряется конкуренция, что те тектонические изменения, которые мы сегодня внутри системы международных отношений наблюдаем, они заставляют огромное количество иностранных акторов, государств использовать все доступные инструменты прямого и опосредованного влияния на своих политических, экономических и цивилизационных конкурентов.
Само по себе понимание необходимости контроля сферы, в которую могут вмешиваться лица находящиеся под иностранным влиянием не ново, достаточно вспомнить, что соответствующий закон в США (FARA) действует с 1938 года, и сам по себе этот закон носит значительно более жесткий характер чем, законодательные нормы, которые присутствуют в российском варианте закона. Таким образом можно говорить о том, что этот закон вполне укладывается в существующую международную практику контроля собственного цивилизационного, культурного, когнитивного и информационного пространств», — отметил Егорченков.
Кроме того, эксперт пояснил, что после вступления в силу этого закона самым разнообразным зарубежным центрам влияния будет куда сложнее и затратнее работать со своими «политическими» агентами на территории России.
«Разумеется, что это не избавит нас в полной мере от присутствия здесь иностранных агентов, но тем не менее их деятельность будет куда более регламентирована. Новые правовые нормы будет защищать самые чувствительные сферы государственного аппарата РФ от возможного вмешательства и проникновения деструктивных сил, которые действую не всегда против РФ, но всегда в интересах иностранных государств. При этом иноагентам будет намного сложнее и уйти от регулирования и в целом работать в России», — добавил Егорченков.
По его словам, особенную важность представляет то, что лицам, работающим на деньги иностранных государств, фактически перекрывается возможность прямой и неподконтрольной работы с российской молодежью, в том числе на площадках высших учебных заведений.
«Мы видели на огромном количестве примеров, и не только российских, что именно молодежь является главным объектом, на котором сфокусирована западная «мягкая сила». Для России было важно заполнить правовую лакуну в этой сфере, которая присутствовала на протяжении многих лет. Особенно это важно в данном конкретном моменте и политическом и геополитическом, потому что общий уровень давления на Россию возрастает», — отметил эксперт.
Также Егорченков подчеркнул, что после вступления закона в силу будет нарабатываться правоприменительная практика. Кроме того, эта работа на практике станет более прозрачная.
«Это прозрачные критерии, которые мы в законе видим, будут снимать вероятность ошибочного присвоения статуса иноагента, а те лица и организации, которые будут дальше с этим статусом существовать, они тоже будут существовать на вполне понятных для всех граждан РФ правилах и критериях», — заключил он.